Спешите делать добро, сохраняя традиции историческ

Статья преподавателя истории  Искитимский филиал ГАПОУ НСО Новосибирский медицинский колледж
Серкова А.Н.

     В связи с многочисленными изменениями в социально-политической жизни России в последнее время происходит смена общественных и личностных ценностей. Современное Российское общество остро нуждается в патриотах, гражданах с активной жизненной позицией, культурных, воспитанных людях. Поэтому проблема формирования гражданского самосознания  в традициях исторической памяти и нравственного становления молодёжи является одной из актуальных.
Время, в которое мы живем, справедливо названо информационным. Данное выражение, судя по всему, будет лишь накапливать аргументы в пользу дать эпохе основные векторы развития и соответствующее имя. Информации много, причем во всех областях, и доступ к ней открыт, но почему не утихают горькие слезы о том, что уровень качества образования неизбежно падает?
Казалось бы, мы должны стать умнее, познания глубже и шире. Вместо этого, при высоких показателях в аттестатах, дипломах, студенты пишут с такими ошибками, ориентируются  в историческом пространстве, географии, истории, обществе так,  как будто никогда не учились. Мысли излагают коряво, что становится  ясным, не читают книг, не любят и не умеют думать.
Если они свечи, то их никто не зажег. Если они глыбы мрамора, то никто не заметил в них, контуры спрятанной скульптуры. Документ есть, оценка есть, набор слов составлен, а вот дел, ответственности стремления к духовному росту себя отсутствует.
  Думаю самое время спешить делать добрые дела исходя из христианского подвига, выраженного в  трех словах:   образование, просвещение, воспитание. Слова непосредственно относятся к педагогической деятельности на протяжении моего опыта.
Образование – не напичканное знание, а просветление помрачившегося сознания. Можно стремиться знать, но не все полезно.
Воспитание корень слова питать, кормить, но, не усвоение общих правил режима дня, или потребления продуктов для биологического развития тела, а духовное внутреннее развитие  иначе  добро делания.
Просвещение рождено словом свет, который имеет много смыслов, от бытовых, до научных,  например, «за тьмой придет рассвет».
Хочется предостеречь, от горделивости и самодовольства от поглощенности знаний, но не полезных  дел для жизни: Горе от ума, как не перефразироваться, мы все умнеем, когда к нам  приходит горе, а горе к нам приходит от ума. Человек, обладающий знаниями, но лишенный  сострадания, доброты, законченный эгоист.
В наше время все хорошее существует благодаря, незаметным, но героическим усилиям скромных подвижников. Все живет и держится не системой, а человеком, не отработанной технологией процедуры, а творчеством и любовью.
В нашем колледже много судеб, о которых мне хочется писать, красными буквами, это ветераны педагогического и медицинского труда. Но это будет отдельная статья исследований с моими студентами.
История подсказывает мне, так было всегда. Причем у всех народов. Но я всегда не жила, я живу сейчас. А сейчас именно так дело и обстоит. Не на плечах Атлантов, а на плечах незаметных скромных подвижников, влюбленных в свое дело, держится вся конструкция небесного свода. Поэтому в жизни нашей, все зависит от всех. Людей,  от которых ничего не зависит, и которые ни за что не отвечают, нет в природе.
Спешите делать добрые дела. В борьбе за мозги и души, за невинность детских снов и светлость добрых порывов будет зависеть не только от  Министерства образования, здравоохранения. Хороший преподаватель будет зажигать своим неравнодушным, глубоким знанием любовь к истории своей малой Родины. Хороший родитель вновь вспомнит традиции  нашего Отечества,  проявляя гражданственность, патриотизм. В различных словарях значение понятие «гражданственность» толкуется по-разному и подразумевает не только любовь к Родине, уважение к историческому прошлому, но и активную жизненную позицию человека высоконравственного, образованного, неравнодушного, ответственного, сопереживающего тому, что происходит вокруг, пытающего изменить ситуацию к лучшему, уверенного в себе. Во все времена гражданственность включала в себя братство между народами, любовь к родной земле, борьбу за социальную справедливость и свободу, честный труд во имя прогресса.
Чувство гражданственности основывается на гражданском самосознании и «вытекает из осознания человеком себя как личности, как самостоятельного, индивидуального члена общества, обладающего определенными правами и обязанностями…, активно участвующего в принятии и осуществлении государственных решений, и руководствующегося в повседневной жизни определенными моральными нормами и ценностями».
Большую роль в формировании гражданского самосознания играет сохранение исторической памяти поколений. Проблема заключается в том, что в современном мире в условиях постоянного научно-технического прогресса мы забываем о прошлом, утрачиваем традиции предков, теряем с ними духовную и историческую связь.
Память  выступает  в  роли  посредницы  между поколениями. Знания, полученные в  прошлом,  необходимы для создания будущего,  они  являются своеобразной исторической основой духовной  культуры общества.
Переоценка  прошлого  разрывают  хрупкую  нить   памяти,  разрушают  духовное и культурное наследие народа.  Утрата исторической памяти обществом  приводит к драматическим событиям и  трагическим последствиям. Примеров  тому  масса. Мало кто обращал внимание на то, что к власти устремились лица с «бандеровскими убеждениями», те, кто считает Степана Бандеру национальным героем, кто является сторонником его фашистских идей.
Непомерные потери в годы Великой Отечественной войны для советского народа, в том числе на Украине и подвергаются переписыванию,  вновь поднял  сегодня голову фашизм, нацизм среди молодого поколения. Неужели забылось, что в результате этой войны с фашистскими захватчиками погиб каждый шестой житель Украины?
Летом 2021 год за окнами  вагона поезда под Сталинградом  вырос  символ победы: « Родина - мать зовет».  Это одна из самых высоких (на момент постройки — высочайшая) статуй в мире. Высота 52 метра с мечом 85 метров. Свыше 8 тыс тонн. На ее изготовление ушло 5500 тонн бетона и 2400 тонны железных конструкций. Статуя располагается на фундаменте пьедестале, однако его большая часть скрыта под землей, из за чего создается впечатление, что «Родина мать» стоит голыми ногами на холме.
Вдоль серпантина, ведущего к статуе, в разное время были перезахоронены останки более 35 тысяч солдат, погибших во время битвы за Сталинград. Здесь же, вдоль дорожки к монументу, расположены надгробия Героев Советского Союза — например, известного снайпера Василия Зайцева, уничтожившего в 1942 году более 220 немецких солдат. Впечатляющий памятник.
Я  вышла из  вагона поезда  и молодой парень в форме проводника в купе поезда Москва Владивосток отдает на перроне своей коллеге жест приветствия Гитлера приветствуя : «Хай».  О чем это говорит? Вот еще один факт из жизни этого  путешествия. За Уралом юная девушка спрашивает у меня: «Это Алтай, какая природа?».  О каком качестве знаний, о какой гражданственности можно говорить. В этом году  из учебной программы в нашем колледже убрали дисциплины география, обществознание. Теперь мы изучаем звезды. Но хочется верить, если звезды зажигают, значит кому то это надо.
Вернусь к вопросу исторической памяти.
На территории Украины действовало свыше 230 концлагерей и гетто. Только в Бабьем Яру фашистами убито более 100 тысяч человек (по последним данным более 150 тысяч). Сотни тысяч военнопленных, женщин, детей, стариков, инвалидов стали узниками. Более двух миллионов человек вывезено на работы в Германию. Более 250 украинских сел были сожжены оккупантами дотла. Бандеровцы, помогая фашистам, сжигали украинские и белорусские деревни, расстреливали мирных жителей – женщин, стариков, детей. Трудно поверить, что народ, забыв, какой высокой ценой ему досталась победа над фашизмом, прислушивается к националистическим лозунгам. Еще труднее представить, к каким последствиям могли бы привести подобные события в России, которая была и остается многонациональным государством. Страшнее всего то, что в подобные события, как правило, втягивается в первую очередь молодежь.
Историческая память должна способствовать объединению народа в борьбе за лучшее будущее своей страны, исключать повторение ошибок прошлых поколений. Она заключается не только в сохранении героического наследия, но включает и другие аспекты жизнедеятельности наших предков: культура, быт, взаимоотношения между людьми.
Сохранение исторической памяти не требует абсолютного подчинения законам и принципам предшествующих эпох, но способствует сохранению лучших традиций и оптимизации процесса развития общества.
У каждого исторического периода свои критерии духовно-нравственных и культурных ценностей. События прошлого сами по себе не могут никого заставить относиться к ним определенным образом.  Суждения поколений о прошлом изменяются в зависимости от социально-экономического состояния общества, расстановки общественно-политических сил, позиции власти, идеологии  и других факторов.
Мысль Гегеля о том, что народы  и  правительства  ничему  не  учатся», к сожалению, не раз подтверждалась историей, в том числе и Российской. Вскоре после окончания самой страшной войны 20 века Советский Союз, Советская Армия участвовала в различных военных конфликтах. Это и подавление антисоветских выступлений на территории социалистической Европы (Венгрия – 1956 год, Чехословакия – 1968 год), и советско-китайский пограничный конфликт 1969 года – борьба за остров Даманский), и война в Афганистане. Чеченская война, участниками которых были и мои колеги. О них тоже можно писать отдельные, проекты, Все эти события и отношение к ним нашей страны можно расценивать по-разному, но невозможно вычеркнуть их из истории народа. Их нельзя сравнить с освободительной всенародной войной 1941-1945 года. Но нельзя забывать, что солдаты и офицеры – непосредственные участники боевых действий – выполняли свой долг. Они мужественно рисковали своей жизнью ради репутации своей страны, ради светлого будущего тех народов, на помощь которым отправила их Родина.
Сегодня многие подростки с трудом называют дату начала и окончания Великой Отечественной войны, со времени которой прошло чуть меньше века, и еще живы очевидцы тех событий. Что же говорить об Отечественной войне 1812 года, Первой мировой, Крымской, Русско-японской войнах, свидетелей которых давно уже нет в живых? Забываются имена многих людей, внесших вклад в развитие своего государства. Даже люди более старших поколений часто «не сильны» в историческом познании истории родного края и, тем более, страны. «Провалов» в памяти молодых людей гораздо больше. Что может произойти, если не восполнить, не восстановить эти пробелы?
Народ, не знающий или забывший своё прошлое, не имеет будущего. Людей, забывших свое прошлое, легко сделать рабами. Народ, предавший свое прошлое, легко уничтожить. Поэтому во все времена завоеватели  оскверняли  и  уничтожали  исторические  памятники,  так  как  убить  память  народа – значит  убить  сам  народ.
Именно поэтому в нашей сегодня в России и в нашем городе, колледже в частности  на уроках истории и во внеурочной деятельности я уделяю внимание исследовательским проектам : Мой край в годы Войны, Солдаты в белых халатах, Заступники Отечества, Сестричка. В последние годы большое внимание стало уделяться сохранению и возведению памятников истории, архитектуры, культуры. Историческая память – это память базовая, стратегическая, позволяющая правильно мыслить и действовать.
Трудно не согласится  с высказыванием Д.С Лихачевым «Память противостоит уничтожающей силе времени. Память - преодоление пространства, память основа совести и нравственности, основа культуры. Хранить память наш нравственный долг. ..это сила в годы испытаний необходимых  чтобы ощущать себя частью истории, понимать свое значение в современной жизни, оставить добрую память»
В прогрессивном развитии страны, благополучии ее народа, прежде всего, должна быть заинтересована молодежь. Ей предстоит строить будущее своего государства. Насколько оно будет светлым, зависит от того, насколько обладают ценными личностными качествами гражданина, такими как патриотизм, умение нести ответственность за будущее своего Отечества, уважение к культурному наследию, нравственно-правовое построение межличностных взаимоотношений, активная жизненная позиция.
Сохранение исторической памяти своего народа для потомков является своего рода основой для формирования этих качеств.
А вообще жалко, что 1 сентября уже мало похож на праздник при действующем формализме (инструкции, согласия). Я наблюдаю отсутствие радости в глазах студента. Ценить студенческие годы в суете стало великой роскошью. Я и сама многое пропустила мимо ушей в студенческие годы. Запоминались только искренние беседы с живыми участниками событий добрыми учителями, профессорами. Лишних знаний не бывает. Эту прописную истину стоит написать большими буквами при входе в наш кабинет 210. Каждый день мы приходи с одни запасом знаний, а приобретаем опыт, умения. Даже  и не очень внимательные, вы все равно вовлечены в поисковую деятельность истоков бытия. Это и есть радость открытий поиск себя. Осень, это сбор урожая, а для нас это время Спешить делать добрые дела, сохраняя традиции  Отечества в исторической памяти.
Главные профессии
Анна Серкова
От античных времен Гиппократа,
Нет профессии в мире полезней.
Сохраняя  традиции свято,
Исцелять в наше время болезни.
Пандемия как в годы военные,
Не забудется горе людское.
Медсестрички обыкновенные,
Как в бою за дыханье живое.
Появились профессии новые,
В технологиях мастера.
Но студенты мои все же главные,
Это фельдшер и медсестра.
Иван да Марья
Анна Серкова
 Опять нависли злые силы,
Ковидный вектор перемен.
Но Русь былая и моя Россия,
Как прежде поднялась с колен.
В истории не раз пытали,
Дотла сжигали все огнем.
То грязной ложью поливали,
То унижали день за днем.
Меняли вороны одежды,
Но волчья оставалась суть.
Иван да Марья, как и  прежде,
Святую защищают Русь.
Тернистый путь  хоть незнакомый,
Гибридной, шоковой борьбы.
Но враг опять подходит к дому,
Не жди пощады от судьбы.
И вера правды негасимой,
Сияет тысячу нам лет,
Моя любимая Россия,
Тебя милее сердцу нет.
Национальный менталитет народа, и выявление идеалов и ценностей в культуре и традициях усиливают  консолидацию нации и обосновывают  идеологии «прорыва».
Таким образом,  о благотворном влиянии патриотизма на личность молодого человека по своей сути воспитывает не только нравственные, но и способность проявлять  социальные чувства гражданина.
Христианин-патриот любит свое Отечество как место где пребывает и сохраняется Православная Церковь, где осуществляется его духовное приготовление к Отечеству Небесному, как об этом говорил святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Помните, что Отечество земное с его Церковью есть преддверие Отечества небесного, потому любите его горячо и будьте готовы душу свою за него положить». Поэтому, для православного христианина, выполнение гражданских обязанностей представляются как образ главного, вечного служения Царю Небесному, следовательно, исполнять их без усердия и любви к своему государству греховно, пишет этот же святой, потому что: «Земная служба есть испытательная, приготовительная служба к служению на небесах».


Рецензии
Анна!
Христос даёт нам сил добро творить,
И будем мы Его благодарить,
Пролившего за нас Святую Кровь,
Явившего Безбрежную Любовь.
С пожеланием Божьих благословений
и с христианской любовью,

Лана Сапиенс   01.09.2021 21:05     Заявить о нарушении
Уважаемая Лана, мне Ваши отзывы, дороги сердцу и душе. С Ув Анна.

Анна Серкова   02.09.2021 00:39   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.