Баня
Настоящая баня — это соцветие действий для преодоления уныния души и болезней тела, постройка бани из свежего ливанского кедра или старых сосновых ящиков, приглашение друзей, мытьё пола и полков, хождение за водой, покупка веников и эвкалиптового, пихтового, можжевелового, мятного масла для раскалённых камней, раскол чурбанов, пней, рубка дров, растопка печки коммерческой газетой (а ещё лучше страницами книг Ленина, Блаватской, Рериха, Лазарева, Синельникова, Кастаньеды), ожидание температуры 120 градусов в парной, заваривание чая с душицей и чабрецом, скидывание грязных одежд, облачение в белоснежную простыню (кстати, в древнеславянском языке есть слово «просты'ня», что значит простота»), терпение экстремальной жары, плескание из ковша на камни, после чего хочется спрятаться под полку или пулей вылететь из парной, хлестание веником, вдыхание дубового, солодкового, берёзового пара, обливание холодной водой (а лучше погружение в глубокий снег или прорубь), философско-политические разговоры за чаем с сурепковым мёдом в предбаннике после первого, второго, третьего, четвертого, пятого захода в пекло парной, напоминающей об аде, мучениках, войне, нестерпимых искушениях, простудной горячке, намыливание бренного тельца, особенно умной, но засорившейся и засалившийся головы, последнее высыхание, одеяние в чистые одежды, финальный чай со свежим пирогом, а может, и вино с мандаринками, блаженный детский сон.
Настоящее участие в Таинствах Церкви тоже должно быть долгим, трудным, торжественным, с перепадами духовных температур (горение к Богу, холод к миру), самобичеванием, тщательным промыванием головы, сменой внутренних и внешних одежд.
Ужасно, что Крещение совершается иногда обливанием или кроплением, без подготовки крестящегося, а исповедь бывает поспешной и поверхностной.
Покойный старец архимандрит Наум (Байбородин) в основанных им монастырях благословлял обязательно строить первым делом настоящую баню и сам очень любил пользоваться этим изобретением наших мудрых предков.
Один психолог в беседе об унынии и выгорании священников спросил, хожу ли я в баню. Он бы ещё спросил у волка, ест ли он мясо, и у рыбы — умеет ли она плавать. Меня стали водить в баню, как только я научился ходить, а до этого носили. Наша семья, жившая прежде моего рождения в Красноярске и Новосибирске, посещала баню еженедельно. Общественную баню, так как мы жили не на земле (как красиво звучит «жили не на земле», но в нашем случае смысл этой фразы был для меня печальным). Помню толпу мужчин со шрамами, татуировками и без таковых, весело стучащих тазиками, трущих друг другу спину, прыгающих в бассейн, выдерживающих в парной температуру, от которой неопытный потерял бы сознание.
Далее всю жизнь встречались добрые друзья, приглашавшие в частные бани. Да будет их жизнь чистой, согретой и обновлённой!
Хорошо мыться в бане и одному. Можно сидеть в парной, не соревнуясь с банными богатырями и не подшучивая над банными слабаками, можно лежать на полке', ощущая отступление ревматизма, гайморита, гриппа, печали, рассматривая узоры дерева на потолке, размышляя о пытках и тяжёлой смерти, от которых никто не застрахован.
Можно не спеша мыться, думая о символическом, духовном значении покрываемых пеной частей тела.
Да очистятся уши мои от слышанья вредного.
Да очистятся глаза мои от видения греховного.
Да очистятся плечи мои от лени для ношения чужих тягот.
Да очистятся локти мои от расталкивания людей.
Да исцелится хребет мой от бесхребетности.
Да очистятся колени мои от редкого преклонения их.
Да очистятся стопы мои от грязи неправильно выбранных дорог.
Да очистятся мои щёки и живот, обезображенные чревоугодием.
Да охладится кипящий мозг.
Да согреется обмороженное сердце.
16 ноября 2020
Свидетельство о публикации №121090103943