Заметка 3 на странице Проза. ру
Пятого декабря в былой стране СССР был праздничным и выходным днём Сталинской конституции, которому мы все - советские люди, конечно, были рады и не вспоминали о репрессиях.
В настоящее время новое поколение уже не помнитните этот праздник, ни гимн СССР, ни нашу прекрасную социалистическую жизнь в свободе, равенстве и братстве между всеми народами страны Советов…
Слушая выступления либералов – приверженцев Капитализма и Религии из «яблочников» и других партийных групп, Владимира Жириновского и даже членов КПСС, мне захотелось помянуть Советскую Конституцию и перелистать годы своей счастливой и интересной жизни в стране СССР. Если сумею перешагнуть декабрь, то на следующий год отмечу своё 80-летие.
Я прожила не совсем традиционную жизнь - без секса и мужа, которую посвятила своей профессии и уходу за детьми своих родственников и друзей. На свет я появилась в ссылке, у родителей «врагов народа», когда отца переправили после 2-х лет каторжных работ в Сибири, с уранового рудника в г.Чимкент Казахской ССР, где выживала мама с двумя детьми и больной старой бабушкой, бывшей дворянкой. Бабушка была грамотной, со знанием в совершенстве 3-х языков и глубоко верующим человеком. В Чимкенте к её радости была Православная церковь, где она меня и крестила в младенчестве, чтоб я не умерла…
У бабушки была икона, которую она повесила вблизи своей кровати маленькая книжечка с ветхим заветом. С раннего детства мне и моей младшей сестрёнке читала и объясняла Заповеди Господни и применяла их, объясняя сказки Льва Толстого, Бажова и др. Наша умная мама, поддерживая воспитание бабушки, возложила на меня чувство ответственности за младшую сестренку и уважение к старшему брату.
В 1952 году отцу выдали справку об отбытии наказания и пригласили в институт Казгипроводхоз, как грамотного и выдающегося специалиста – гидротехника, который с успехом строил ирригационную сеть в Южно-Казахстанской области, будучи главным инженером машинно-экскаваторной станции.
В Алма-Ате я попала в одну из лучших столичных женских школ в 6-й класс. Мои новые столичные подруги уже «дружили» с юношами из соседней мужской школы, ходили на танцы, посещали школьные вечера, а я оставалась серой мышкой и после школы бежала домой, чтобы помочь маме в уходе за внуками, в уборке большой квартиры и приготовлении обедов для большой семьи.
В 1956 году я по призванию поступила в КазСХИ на лесохозяйственный факультет и первого сентября наш курс отправили на сельхоз работы в пригородный табак-совхоз. На нашем курсе юношей и девушек было примерно поровну. Работали мы за еду, спали в 2-х сараях для сушки листьев табака на земле на собственных «матрасовках», набитых сеном. Всем нам- детям трудового фронта во времена Войны к таким условиям труда было не привыкать. К тому же и в старших классах школы в Алма-Ате нас отправляли в сентябре на сбор урожая яблок, огурцов и помидор под руководством учителей.
Работа на плантациях табака была тяжёлой и вредной, но практически все студенты после трудового дня и ужина бежали в совхозный клуб на танцы. В нашем женском сарае оставались только я и моя новая городская подруга Зауре Уракпаева казашка. И я и она сразу почувствовали общность душ и своей судьбы по жизни.
Отец Зауре вернулся с Войны живой и их семья пополнилась ещё двумя дочками, кроме неё и старшей сестры. Но вскоре отец девочек скончался, вернее утонул в озере рядом с их хибарой. Забота о младших сестрёнках легла в основном на плечи Зауре. К счастью старшая сестра успешно вышла замуж за красивого и обеспеченного человека, который был старше девушки всего на 6 лет, а одна из младших девочек умерла от инфекционной болезни.
К этому времени старший брат матери - моей подруги получил новую квартиру, а свою благоустроенную, двухкомнатную в центре города, недалеко от нашего Вуза отдал своей сестре, потому что она там была прописана.
Мать Зауре была очень красивой женщиной и замечательной хозяйкой, поэтому без труда её приняли поваром в Столичный ресторан «Казахстан», где в неё влюбился один из посетителей, хотя и был значительно моложе женщины, они поженились, несмотря на неудовольствие старшей сестры которая предложила младшей сестрёнке перейти в её семью, где родилась дочка
БОльшая часть студентов лесфака были приезжими со всего СССР и недолюбливали городских, особенно девушек, которые отлынивали от сельхоз работ и считались неумелыми на производственной практике, где в учебном лесхозе нам приходилось самим готовитьеду на весь курс и преподавателей. Исключение составляли только я и Зауре, которую на курсе все звали Зоя. Нас с ней любили и все общежицкие и городские студенты за щедрости и гостеприимство. Зоя водила студентов к себе домой, когда случались «окна» в занятиях и угощала баурсаками с чаем, а я звала подружек на праздники, благо была большая трёхкомнатная квартира. Кроме того я увлекалась фотографией и дарила всем студентам фотки а также подсказывала своим городским подружкам на экзаменах и помогала с курсовыми и дипломными работами.
Все ребята на курсе и меня и Зою считали настоящими друзьями, но никто из них не видел в нас женщину и не предлагал «дружить»…
После окончания учёбы в мае 1961 года все студенты были приглашены на получение путёвок к месту работы и выдачу подъёмных средств на переезд вместе с последней стипендией. Юноши с Кавказа и РСФСР заранее договорились с лесхозами, которые прислали заявки на конкретного студента, замужние девушки получили открепление на трудоустройство по месту жительства мужа в Алма-Ате.
Блатные городские студенты распределились в Леспроект, производственное здание которого было тоже в Алма-Ате, а мы – холостые подружки – я, Зоя, Галя и Рая выбрали Калмэ (Казахскую агролесомелиоративную экспедицию) в Кокчетавской области. Экспедиция была организована в 1960 году в связи с возникновением чёрных бурь на распаханных целинных землях Казахстана и необходимости в полезащитном лесоразведении.
Объединение «Агролеспроект» отпочковалось от «Леспроекта» и находилось в подчинении Министерства лесного хозяйства СССР с целью
создания защитных насаждений и лесных культур и зелёных зон в степных и пустынных зонах страны.
сПосёлок экспедиции размещался на окраине села Бармашино и включал 2-х этажное производственное здание, гараж и два ряда щитовых домиков, образующих небольшую улицу, которая вела в село. С другой стороны посёлок граничил с лесом.
Директор Калмэ – Ивко Алексей Семёнович пригласил лучших специалистов из Харьковской, Саратовской и других экспедиций и отправил заявки на выпускников лесфака и Боровского лесного техникума.
Мы, как молодые специалисты получили место в общежитии в одном из домиков. В летний период посёлок экспедиции пустел (с мая по октябрь) – мы все разъезжались на полевые изыскательские работы, где нашим домом была грузовая машина и палатки.
Через 2 года наши холостые подруги Галя и Рая, уехали, отработав положенный срок и выйдя замуж. А мы с Зоей остались в общежитии, которое пополнялось новыми молодыми специалистами, которые тоже или выходили замуж, или уезжали к родителям. Нас в экспедиции любили буквально все и за хорошую безотказную работу и за организацию новогодних праздников и за помощь в приготовлении завтраков, обедов и ужинов в период полевых изысканий.
В 1969 году нашу экспедицию, как и все другие по СССР преобразовали в филиалы ГПИ «Союзгипролесхоз», которые уже были в подчинении Госстроя СССР и наши проекты утверждались только в случае, доказательства экономической эффективности и окупаемости затрат на строительство.
В Алма-Ате был открыт Казахский филиал, включающий в себя 2 отдела: Строительного и Лесомелиоративного проектирования. Меня и Зауре пригласили к Казахский филиал в качестве уже ведущих инженеров, благо в Алма –Ате у нас жили родители и квартир можно было не предоставлять…
И я и Зоя вновь вернулись к уходу уже за своими больными родителями и семьями братьев и сестёр. Комитет лесного хозяйства Казахской ССР построил громадное 6-ти этажное здание, куда собрались все организации и предприятия лесного хозяйства Казахстана. Наш филиал занял 6-й этаж и мы вновь встретились со своими друзьями из студенческой семьи.
В 1985 году на 25-летиеорганизации Калмэ в Казахстане, директор Головного института «Союзгипролесхоз», который в 1960 году был главным инженером нашей экспедиции, пригласил всех, кто начинал работу по лесомелиорации в Казахстане и остался до этой поры на своём посту. Мы были горды потому, что благодаря нашим успешным проектам, после бездымной распашки целинных земель, казахстанская степь превратилась в лесостепь и были предотвращены пыльные бури, а лесополоса вдоль песков Мойын-Кум остановила продвижение песков на пашни и посёлки. На иллюстрации - Бармашино, Кокчетавской области, август 1985 года – все мы около
производственного здания КазНИИЛХА
В этом году исполнилось 25 лет со дня похорон моей мамы, старшей сестры Зауре, а также её мамы, ушли из жизни и многие наши друзья, с которыми мы учились и работали до 1994 года, когда вместе ушли на пенсию…
Я решила написать и опубликовать 5 декабря откровения про себя и жизнь моей подруги казахской национальности после просмотра различных ток-шоу и споров политиков, историков и журналистов, обсуждающих современную политику, гражданскую войну на Украине и раскол там православной церкви.
Неужели все эти умные, образованные и взрослые люди убеждены что счастье человека и благополучие Страны – это Деньги и безразмерная прибыль?
Неужели всем вам не понятно, что все беды в приходе КАПИТАЛИЗМА и в жадности и зависти человека разумного любой национальности, расы и вероисповедания?
Когда-то в СССР, в социалистическом обществе мы, работая в поте лица и не опасаясь за завтрашний день, шутили: Нам денег не надо – Работу давай! А теперь на конкурсе «Синяя птица» молодая, одарённая девушка, показывая свой талант в ораторском искусстве и читая стихи сказала, что собирается получить Нобелевскую премию по Химии и Литературе, чтоб прославить Страну!
Недавно наш Мир покинули два поистине великих Человека – Михаил Задорнов и Дмитрий Хворостовский...
Они отдали свой Талант и всю свою жизнь всем людям Земли и ушли в мир иной с улыбкой, счастливыми от осознания выполненного долга и своей миссии. Несколько лет назад Михаил Николаевич всерьёз увлёкся философией и самосовершенствованием, в одном из интервью он сказал: «Эстрада – это зарабатывание денег, гонка. Нужно освободиться от нервотрёпки, погони за деньгами, иначе не получится»
Главным достижением Революции было отделение Церкви от Государства и уничтожение классовой разобщённости и разделения массы народа на богатых и бедных. Ещё А.Пушкин писал: «Злой Кащей над златом чахнет…». Перед златом и незаработанными деньгами не может устоять ни писатель, ни выдающийся спортсмен, ни «великие» артисты, режиссёры, поэты, ни чиновники, даже коммунисты, которым дано решать. Я прекрасно помню и произведения русских писателей и картины Ильи Репина, посвященные Русской Православной церкви и Крестному ходу… Лев Толстой был предан анафиме и недаром он ушёл из семьи и завещал все свои произведения читать бесплатно на все времена.
Самым большим счастьем для души любого человека в земной жизни является Свобода и Независимость. Но разные мы все люди на Земле и чтобы наш Разум не пошёл в разнос и не погубил Землю
Бог или РАЗУИ Вселенной ограничил нас религиозными учениями.
Вероятно в настоящее время Он решил нас переформатировать для сокращения популяции Западных капиталистов и католиков. Всё больше появляется трансвеститов, мужчины превращают себя в женщин, женщины – в мужчин. Ради получения денег на содержание опекаемых детей мать закопала приёмного мальчика и похитила чужого ребёнка, чтоб служба опеки продолжала платить 43 тысячи рублей на опекаемых 4-х деток…
А вот я и моя подруга Зауре оказались асексуалами и прожили свою жизнь свободными и независимыми и от церкви и от мужа и от Государства, поскольку не грешили и законов общества не нарушали.
И умереть мы с ней не боимся…
Надо плыть по течению, братцы!
Не искать на реке поворотов,
За кусты, берега не цепляться!
Испытаете чувство полёта!
Заметка № 4
Воспоминания о посещении Москвы в разные годы
Когда-то, после разоблачения Никитой Сергеевичем Хрущёвым культа личности И.В.Сталина, мой брат, пострадавший от репрессий и высланный из Ленинграда в 3-х
голахвместе с мамой и старшим братом, воодушевился и решил вернуться в Ленинград.
Но наша умная мама сказала ему:
- От добра – добра не ищут! Советская власть и Казахстан дали тебе образование, прекрасную квартиру, отличную работу, любимую жену, подарившую тебе сына и верных друзей, не надо их предавать….
Брат скончался в Аматы 4 октября 2015 года и был захоронен в могилу нашего отца, рядом с могилой мамы. В последний путь его проводила верная жена, младший сын, внук и внучка и трое правнуков. Внучка от старшего сына живёт в Москве и брат перед смертью успел пообщаться со своими ещё тремя правнуками по Скайпу…
В настоящее время, слушая осуждение со стороны «либералов» кровавого режима Сталина и причины распада СССР, я вспомнила о посещении Москвы в разные годы своей жизни.
В 1980 году Казахский филиал Всесоюзного ГПИ «Союзгипролесхоз» получил серебряную медаль на ВДНХ в павильоне «Лесная промышленность и Лесное зозяйство» за успешный проект « Создания Государственной защитной лесной полосы вдоль песков Мойынкум, протяженностью 250 км, остановивший продвижение песков к населённым пунктам и железной дороге.
В связи с победой в социалистическом соревновании между филиалами Головного института профсоюзный комитет работников «Лесбумдревпром» наградил наш
Лесомелиоративный отдел туристическими путёвками в Москву. После проведения Олимпиады Москва сияла чистотой, безупречным порядком и отличалась исключительным гостеприимством к приезжим.
Нас поселили в новый прекрасный отель с двухместными почти роскошными номерами, кормили в ресторане, где наши казахи могли заказывать не свиные, а говяжьи сосиски.
Казахский народ отличается широтой души и большим гостеприимством (нам каждый гость дарован Богом!), как люди, живущие в тяжёлых условиях континентального климата, благодарные власти СССР за создание сети защитных лесных полос, зелёных зон и обустройство пастбищ в зоне пустынь. При проведении изыскательских работ вдоль песчаного массива, когда мы подъезжали к юрте чабанов, за водой из колодца или скважины, нас никогда не отпускали, не угостив кумысом и не пригласив в юрту выпить чаю.
Всем нашим молодым специалистам казахской национальности прежде не довелось бывать в Москве и они сумели оценить и гостеприимство и уважение к себе со стороны россиян.
В 1984 году я полетела в Москву на похороны старшего брата на Кунцевском кладбище после кремации. За пол года до своей смерти ему удалось познакомиться с женихом младшей любимой дочки, но внука он уже не увидел, как и правнучек от дочери старшего своего сына.
Ну, а после развала СССР и выхода на пенсию в лихие 90-е я поняла, что больше не увижусь ни с родственниками, ни с Москвой…
Но в 2012 году решилась сделать сюрприз семье старшего брата и приехать в Москву к юбилею его жены, дожившей до 90-летия в полном уме и твёрдой памяти. Сестра и брат, поживающие в Алматы снабдили меня подарками для нашей любимой снохи и племянников, а я взяла билеты на поезд в жесткий вагон, чтоб сэкономить средства.
Проводник – молодой казах заполнил вагон под завязку гастарбайтарами в основном молодыми парнями из Средней Азии, стремящимися в Россию на заработки.
Спали они на третьей полке для багажа, а днём сидели в тамбуре. Мне было жаль этих ребят, и я им разрешала по очереди сидеть на моей нижней полке, пить чай и есть китайскую лапшу за нашим столиком. В Казахстане молодёжь уважительно относится к пожилым людям любой национальности и пола.
Я с удовольствием смотрела в окно, под стук колёс вспоминая свою работу по степям и пескам Казахстана, купила лепёшку на станции Шимкент и подышала тёплым воздухом своей Родины…
При подъезде к границе проводник поделился со мной своими проблемами и добавил, что русские пограничники честные, взяток не берут, а казахам ему приходиться платить за переезд границы без билета. И действительно русские пограничники зашли в вагон с автоматами и с большой овчаркой и попросили поднять нижнюю полку, чтобы та понюхала багаж.
После пересечения границы наш вагон стал постепенно пустеть, а при приближении к Москве вновь заполняться, но уже русскими молодыми парнями и девушками. И тут я столкнулась с настоящим шовинизмом и хамством русской либеральной молодёжи. Они оскорбляли нашего проводника казахской национальности, требовали предоставить места на нижней полке, пересыпая свои претензии отборным русским матом. Я отвернулась к стенке и закрыла голову простынёй от стыда, что я русская.
В заполненном вагоне метро с Павелецкого вокзала место мне уступил толи казах, толи таджик, а русские не обратили никакого внимания на старую бабушку с большой сумкой…
Мой сюрприз родственникам удался на славу, после празднования Юбилея, сноха отдала мне свой проездной билет и я могла пользоваться бесплатным проездом на метро и троллейбусах. За неделю сумела навестить всех родственников, погулять по ВДНХ, посетить любимую Третьяковку, могилу брата и даже съездить в Нахабино на встречу со своими бывшими сослуживцами. В 1991 году семейная пара бывших молодых специалистов Казахского филиала продали свою квартиру и купили домик в Нахабино. Муж Анатолий получил работу на предприятии «Зеленстрой» г Москвы, а жена Алла - в лесхозе. Меня встретили шашлыком из своих кроликов и оставили ночевать. На мою жалобу про отношение москвичей к проводнику, Анатолий признался, что в первый год к нему плохо относилась милиция на улицах Москвы из-за казахстанского загара, постоянно проверяли документы, но со временем москвичи обнаглели и решили, что рабочие профессии не для них. У них в «Зеленстрое» уже давно есть постоянные «кадры» из Средней Азии – очень добросовестные и трудолюбивые. Русские москвичи работать не хотят, да ещё частные предприниматели превращают гастарбайтеров в рабов, и не платят в полной мере, а селят в невыносимых условиях для жизни…
На обратном пути вагон был заполнен на половину, места на боковых полках пустовали, а моей соседкой оказалась казашка, которая возвращалась домой в Кызыл - Орду. Она посоветовала мне купить копчёную рыбу в Аральске, где дешевле продают. Оказалось, что в Москву она поехала по приглашению русских друзей тоже покинувших Казахстан после развала СССР.
Поневоле я стала вспоминать посещение Москвы по туристической путёвке в 1980 году и нашу общую бывшую дружбу между народами. Вспомнилась моя командировка в Рижский филиал «Союзгипролесхоз», ещё в семидесятых годах, куда меня направили для обмена опытом по проектам организации Национальных парков. Наш головной институт способствовал обмену опытом в проектировании, филиалы соревновались и с удовольствием помогали коллегам в решении сложных вопросов на технических советах или совещаниях в Москве. Рейс Аэрофлота в Ригу шёл через Ташкент, где к нам подсела группа узбеков в национальной одежде.
Главный инженер Рижского филиала любезно проводил меня в архив и попросил заведующую – пожилую даму выдать мне 5 проектов. В Казахстане все проекты мы писали на русском языке и мне в голову не пришло, что в Латвии пишут на латышском. Из уважения к заведующей я перелистала все 5 проектов, цифры в сметах перевода не требовали, поэтому я даже кое-что выписала себе на заметку, но потом, возвращая книги спросила: нет ли проекта на русском? Дама зло мне ответила: - «Этого ещё не хватало!». Мне пришлось вернуться к главному инженеру за советом, какой из парков стоит посетить, и попросила его перевести на русский язык штатное расписание дирекции парка, оклады-то у меня были записаны. Он доброжелательно и подробно объяснил мне как добраться до ближайшего парка на электричке, где директор русский и я искренне поблагодарив его, благополучно попала в Национальный парк, где Директор дал мне много ценных советов при проведении изыскательских работ, которые мне надо было контролировать в Киргизии, где проводил сбор материалов наш автор проекта Мусин.
Возвращаясь домой в Алматы на поезде, я
решила, что моё посещение Москвы по ощущениям напоминает командировку в Ригу. Тогда там я не могла отличить русских от латышей, но если в кафе или магазине я обращалась к продавцу на русском языке мне не отвечали или грубили вероятно думая что я местный житель. Я даже возвращаясь в Ригу на электричке села на поезд не в сторону Риги. В гостинице мест не было, и я на 3 дня сняла койку у частника, хозяйка предупредила, чтоб я возвращалась не позже 22-х часов, а тут я вернулась почти в 24! Пришлось долго оправдываться, что я не понимаю по латышки названия станций…
Когда наш самолёт приземлился в Ташкенте, и я увидела первого узбека в полосатом халате, то готова была его обнять!
Я решила написать эту заметку после споров «либералов» и Максима Шевченко на передаче «Время покажет» в отношении шовинистического отношения к мусульманам в местах заключения со стороны русских.
Нет ничего отвратительнее и ужаснее шовинизма и расизма. Все люди и народы на Земле одинаковые и в каждом народе есть и Хищники и Жертвы. В СССР большевики сумели ликвидировать классовое расслоение общества, проявление шовинизма, расизма и религиозной нетерпимости. Когда-то со своим товарищем казахской национальности мы рассуждали о национализме и он признался, что не позволит своей дочери выйти замуж за русского, что в этом случае он националист. Я посмеялась и сказала, что это не национализм, а любовь может победить его чувство собственности по отношению к дочери потому, что давно уже нет ни чистокровных казахов, ни русских, ни немцев… Человек не может гордиться тем, что он – русский или казах, все мы Хомо Сапиенс!
На иллюстрации - Студенты едут на сельххоз рабоьы в 1963 году
Свидетельство о публикации №121082805178