Впечатления Анри Матисс Танец
Ван Эйк, Беллини, Ботичелли...
Нам всех на перечесть имён,
А вас нельзя пускать в Салон.
Какое право вы имели
Внести к нам дичь чужих земель?
А Тициан, а Рафаэль?
Вы к их наследию глухие.
И где в поделках ваших лоск?
Зелёный, синий, – всё внахлёст.
Над вами властвуют стихии.
Ваш идол – хаос, не канон.
Он даже недосотворён –
Там, на холстах, места пустые.
2
Воображение искрит,
И призывает поимённо,
Античных портиков колонны,
Изящный хоровод Харит,
Эриний яростных полёт
И Мойр, усевшихся за прялку.
Их голос красоты зовёт,
С которым даже спорить жалко.
Но рваный ритм, и дерзкий цвет.
Нет! Этот танец не балет!
3
И не было ни лиц, ни поз,
Лишь робкий огонёк во мраке,
Когда Матисс на холст нанёс
Свои «пластические знаки».
Деля свой холст чертой волнистой
На синий и зелёный фон,
Каким виденьем грезил он,
Какого домогался смысла,
Какой предчувствовал финал,
Паря над пустотой картины.
Творец заметил и признал
И дал ему комочек глины.
Карминный, дышащий, живой
Источник всякого творенья.
Творец сказал: «Танцуй со мной
И отрекайся от сомненья».
4
Ещё вчерне черты её лица,
Невнятен облик, глина не домята,
Но, в плоть войдя, дыхание творца
Уже влечёт творение куда-то.
Неловок шаг ещё тяжелых ног.
Творцом недолеплённые богини
Из мастерской стремятся за порог,
Туда где над зелёным взвился синий.
Где до конца не высвечена мгла,
Земля ещё безвидна и поката.
Босых ступней гремучее стаккато
Стократно мнёт земные купола.
5
Являя миру плоть свою,
Не заключённые в доспехи,
Они танцуют на краю
Не ради праздничной утехи,
Не ради призрачной награды,
Чужие презирая взгляды,
Сияя звучной наготой,
Свой первый и последний бой.
6
А красота? – Она намёк,
Как арабеск в ловушке линий.
Зелёный, красный, тёмно-синий
Сквозь пламя рвущийся росток
В наш мир, где вечно всё не так,
Где всё на грани: либо-либо.
Творцом явлённая как знак,
Творенье осеняет нимбом.
Салон (парижский) - регулярная художественная выставка парижской Академии изящных искусств, начавшая свою деятельность во второй половине 17 века.
Хариты - в греческой мифологии благодетельные богини, воплощающие доброе, радостное и вечно юное начало жизни.
Эринии - в греческой мифологии богини проклятия, кары и мести.
Мойры - в греческой мифологии богини судьбы.
Арабеск - причудливое сочетание форм цветов, животных, чудовищ, ставшее основой ренессансной аллегорики и иероглифики.
Свидетельство о публикации №121082602779
Надо. Сложно, но это хорошо. Суть-то я уловила, хоть и сидела долго. Удивление вы передали словами, оно у меня тоже часто бывает.
За пояснения тоже спасибо, чтоб долго не искать в поисковике.
С уважением, Валентина
Валентина Шайна 2 31.01.2025 03:32 Заявить о нарушении
Владимир.
Владимир Веров 31.01.2025 23:39 Заявить о нарушении
А там событие, привезли картину Айвазовского из Третьяковки..Я была удивлена, что она такая огромная, это раз. И второе разочарована. Мазки, отдельные и всё. Называлась просто МОРЕ. Работница, видимо, поняла мое состояние, говорит, картины не смотрят вблизи.
Валентина Шайна 2 01.02.2025 01:57 Заявить о нарушении
Вот и Сезанн и Малевич тоже не всем одинаково понятны, я тоже писала, вернее, попыталась написать о том, что на всех не угодишь.
Как же трудно быть настоящим художником!!!
Валентина Шайна 2 01.02.2025 02:31 Заявить о нарушении
"Лицом к лицу
Лица не увидать.
Большое видится на расстояньи..."
Владимир.
Владимир Веров 01.02.2025 23:14 Заявить о нарушении