Предисловие к переводу пьесы Франческо Жустипаги
Африканский писатель, поэт, визионер. Национальный герой Родезии. Борец за права коренного населения Родезии с колониальным британским правительством.
Краткая биография.
Франческо Жустипага (настоящее имя Франсишку Карло-Мария-и-Луиш-и-Фернанду ди Жустипагу) родился в 1886 году в Южной Замбези, в Губулувайо.
Его отец, Руиш ди Жустипагу, был потомственным португальским дворянином, на которого была возложена миссия службы инженером на Усамбарской железной дороге в Восточной Африке и, затем,перебравшимся на юг; мать - путевой обходчицей из племени исиндибеле. Позже, после встречи с доном Руишем, она получила европейское образование в Сорбонне и стала руководителем филиала института Пастера при госпитале Святого Георгия в Форт-Виктория.
В 1905 году юный Франческо, уже тогда обладающий недюжинными способностями в литературном сочинительстве, вступает в так называемую "Коалицию Сердца Льва", первое общество литераторов Южной Африки. Одновременно он принимает участие в востании коренного населения против Британской Южноафриканской Кампании, отстаивая права народов шона и беле на земли к северу от рек Лимпопо и Замбези.
К этому периоду относятся его первые пьесы: "Аракаловое дерево", "Добрый бог Мтобо", "Командор Пендербридж", в итоге увидевшие свет только в 1953 году.
В 1920 году повесть "Малунду и Йоба" входит в сборник кейптаунского издательства "Терра-Суза". Повесть была отмечена премией Фельпсона и произвела очень благоприятное впечатление на европейских литературных критиков, история врача-ветеринара Йобы нашла в западном мире подражателей. Среди них были и Уэллс, - отголоски Жустипаги прослеживаются у него в поздней документалистике, и Соммерсет Моэм. Так, в СССР, писатель Николай Корнейчуков (Корней Чуковский), создает под влиянием Жустипаги произведения "Бармалей" (1926) - фактически, это поэтический пересказ путешествия главного антагониста Йобы, полковника Мбугу, сына Маллея по Лимпопо; и "Доктор Айзенблит" (позже - "Доктор Айболит", 1929).
В 1933 году Жустипага увлекается традициями родной земли и основывает мистическо-визионерское общество "Бенгулами", деятельность которого преследуется британской колониальной администрацией.
В 1939 году на Елисейских Полях, в театре "Амбигю", режиссер Гийом Прессгурвик ставит пьесу Жустипаги "Я люблю чай мате", снискавшую самые похвальные отзывы в театральной среде.
1941 год оказался роковым для Франческо Жустипаги, - во время посещения Гибралтара он бесследно исчезает из гостиницы "Нортумбрия". Поиски писателя, длившиеся месяц так и не возымели успеха.
Свидетельство о публикации №121082500705