Тринадцатый апостол
Я, воспевающий машину и Англию,
может быть, просто,
в самом обыкновенном евангелии
тринадцатый апостол.
(В. Маяковский "Облако в штанах")
В пяти последних строфах третьей части «Облака» Владимир Маяковский четыре раза повторяет: «Может быть»? Для поэта, который мог потратить целый день на одно сочетание слов, добиваясь необходимого звучания, эти повторы не могут быть случайными.
Сюжет второй половины третьей части поэмы развивается в момент, когда лирический герой-поэт предстает, «зашвырнувшись в трактирные углы», в неприглядном виде - «Вином обливаю душу и скатерть». Однако неприглядна и вся окружающая ситуация и трактирная орава - люди «опять голгофнику оплеванному предпочитают Варавву?» Ужас происходящего усугублен тем, что кабацкий бедлам происходит «на глазах Богоматери». Но больше всего страшна непрерывность повторяющегося раз за разом порочного круга. Именно поиск выхода вовлекает нас в дальнейшие самотерзания героя:
Может быть, нарочно я
в человечьем месиве
лицом никого не новей.
Я,
может быть, (510)
самый красивый
из всех твоих сыновей.
Указанные выше повторы (сразу два) встречаются в одной строфе. Текст содержит противоречие одновременно и в форме и в содержании. Казалось бы лирический герой задается вопросом: я - "лицом никого не новей" или я - "самый красивый"? Удивительно ловкий риторический «трюк» этого противоречия заключен в том, что если принять первое «Может быть» - теряется яркая индивидуальность Героя, то придется задаться вопросом: кто «в человечьем месиве» вообще может выделиться?; если же принять второе «Может быть» - получается он (поэт-герой) красивей всех нас?
Из-за невозможности мгновенного выбора автор загоняет адресанта в ступор «Буриданова осла» и пользуясь ситуацией начинает свою «проповедь», призывая в помощь самую светлую и чистую из божественных сил - Богоматерь:
Дай им,
заплесневшим в радости,
скорой смерти времени,
чтоб стали дети, должные подрасти,
мальчики — отцы,
девочки — забеременели.
Подчеркивая неприглядность и бренность настоящего поэт устремлен верой в будущие поколения преобразованные силой его творчества:
И новым рожденным дай обрасти
пытливой сединой волхвов, (520)
и придут они —
и будут детей крестить
именами моих стихов.
Однако необходимо доказать и утвердить возможность поэта на преобразования. Мало быть проповедником новейших технологий индустриальных держав, необходимо чтоб все поверили: поэт - высшая инстанция, чье слово не подлежит сомнению. Для этого рождается новое противоречие, скорее противопоставление из двух «может быть»:
Я, воспевающий машину и Англию,
может быть, просто,
в самом обыкновенном евангелии
тринадцатый апостол.
И когда мой голос
похабно ухает —
от часа к часу, (530)
целые сутки,
может быть, Иисус Христос нюхает
моей души незабудки.
Уверенно убедительное утверждение «Я, воспевающий машину и Англию» заставляет адресанта выбирать между невозможным «может быть»: поэт - «тринадцатый апостол» и странно, почти дико звучащим «может быть» «Иисус Христос нюхает моей души незабудки». Чтобы достичь необходимый эффект в текст введена дополнительная негативная характеристика «мой голос похабно ухает», делающая неприемлемой принятия второго «может быть».
Так благодаря двум противопоставлениям автор заставляет адресанта между невозможным и неприемлемым согласиться с невозможным: поэт - Тринадцатый апостол.
Ежусь, зашвырнувшись в трактирные углы,
вином обливаю душу и скатерть
и вижу:
в углу — глаза круглы, —
500 глазами в сердце въелась богоматерь.
Чего одаривать по шаблону намалеванному
сиянием трактирную ораву!
Видишь — опять
голгофнику оплеванному
предпочитают Варавву?
Может быть, нарочно я
в человечьем меси;ве
лицом никого не новей.
Я,
510 может быть,
самый красивый
из всех твоих сыновей.
Дай им,
заплесневшим в радости,
скорой смерти времени,
чтоб стали дети, должные подрасти,
мальчики — отцы,
девочки — забеременели.
И новым рожденным дай обрасти
520 пытливой сединой волхвов,
и придут они —
и будут детей крестить
именами моих стихов.
Я, воспевающий машину и Англию,
может быть, просто,
в самом обыкновенном евангелии
тринадцатый апостол.
И когда мой голос
похабно ухает —
530 от часа к часу,
целые сутки,
может быть, Иисус Христос нюхает
моей души незабудки.
(http://feb-web.ru/feb/mayakovsky/texts/ms0/ms1/ms1-173-.htm)
Свидетельство о публикации №121082506754