О поэзии из интернета

Как читать поэзию: основы стихосложения для начинающих
Что такое тропы, где искать рифму и как определить размер стихотворения? Что нужно знать о стихосложении и как научиться в нем разбираться? На эти и другие вопросы отвечает Александр Пашков, заведующий кафедрой мировой литературы Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина.

Что такое ритм
От языка прозы, то есть от нашей повседневной речи, поэзия отличается организацией. Только в поэзии есть особенный стихотворный ритм, который складывается из повторов определенных элементов текста: слов, звуков, похожих отрезков речи и других. И если рифмы в стихотворении может и не быть, например в верлибре или белом стихе, то без ритма поэзия не может существовать.

Ритм в поэзии проявляется на всех уровнях произведения. Например, в графике — то есть в записи текста. В отличие от прозы, все стихотворения записываются в столбик — и именно так задается ритм: повторяются речевые отрезки примерно равной длины. Не важно, короткие они:

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя…

Александр Пушкин, «Зимний вечер» (отрывок)

Или длинные:

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.

Александр Пушкин, «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (отрывок)

В обоих стихотворениях Александра Пушкина текст записан в столбик, а не сплошь на странице. Так что визуально перепутать поэзию с прозой невозможно.

Ритм как универсальный поэтический принцип повтора проявляется не только в особой графике, размере и рифме, но и в других компонентах текста. Например, в том, что стихотворные строки могут либо начинаться, либо завершаться одинаковыми словами или даже словосочетаниями.

Единоначатие (одинаковое начало строк) в литературоведении называют анафорой. Самый известный пример такого поэтического приема — стихотворение Константина Симонова «Жди меня»:

Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара…

«Обратный» прием — одинаковое завершение строк — называется эпифорой:

Эти слава и цветы –
дань талатнищу.
Любят голос твой, но ты –
всем до лампочки.
Пара падает в траву,
сломав лавочку,
под мелодию твою…
Ты им до лампочки.
Друг на исповедь пришел,
пополам почти.
Ну, а что с твоей душой –
ему до лампочки.

Андрей Вознесенский, «Певец»

Подобные повторы обычно составляют нерв стихотворения, его стержень, и часто заключают в себе важную авторскую мысль.

Как определить размер
Еще одно проявление ритма в стихе — это метр, то есть повторение определенного соотношения ударного и безударного слогов. Например, если первый слог ударный, второй — безударный, третий — ударный, четвертый снова безударный и так далее — значит, стихотворение написано хореем. Например, как все тот же «Зимний вечер» Пушкина: «БУря мглОю нЕбо крОет».

А если, наоборот, в строке несколько раз повторяется пара «безударный — ударный» — это ямб. Ямбом, например, написаны стихотворение Бориса Пастернака «ЛюбИть инЫх тяжЁлый крЕст» и легендарный «Евгений Онегин» Пушкина («Мой дЯдя сАмых чЕстных прАвил»).

Каждая пара слогов в ямбе и хорее называется стопой, и по количеству таких пар определяют длину стихотворной строки — то есть размер. Размер может быть трехстопным, четырехстопным, пятистопным и так далее — в зависимости от количества стоп. Например, пятистопным хореем написано стихотворение Михаила Лермонтова «ВыхожУ одИн я нА дорОгу…», а шестистопным ямбом — «Послание цензору» Пушкина («УгрЮмый стОрож мУз, гонИтель дАвний мОй»).

Где искать рифму
Самый простой и в то же время самый сложный способ проявления стихотворного ритма — это рифма. Так называется повтор определенных звуковых сочетаний. В русском стихе рифма традиционно располагается на конце строк, поэтому многие читатели считают, что, чтобы ее найти, надо просто сопоставить последние слова в строках:

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

Федор Тютчев, «Весенняя гроза» (отрывок)

«Мая — играя» и «гром — голубом» — это примеры точной, самой простой рифмы. Однако русские поэты, особенно в XX веке, экспериментировали, искали и находили сложные созвучия, которые иногда даже заметить сложно. Примеры сложной рифмы можно найти в стихотворении Владимира Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»:

Подошел и вижу —
За каплищей каплища
по морде катится,
прячется в шерсти…
И какая-то общая звериная тоска
плеща вылилась из меня
и расплылась в шелесте.

Рифма «каплища — тоска плеща» называется составной, потому что, с одной стороны, в нее входит одно слово («каплища»), а с другой — два («тоска плеща»). А рифма «в шерсти — в шелесте» — неравносложная: с одной стороны, она образована словом из двух слогов («в шерсти»), а с другой — из трех («в шелесте»).

Что такое тропы
Тропами в литературоведении называют слова или выражения, употребленные в переносном значении. Поэты часто прибегают к тропам, поскольку поэзия — это не только особая организация речи, но и особое состояние мысли, когда для важного предмета, явления или чувства подбирают сильное слово.

Один из самых простых тропов — это сравнение. В него входят три компонента: субъект сравнения (что сравниваем), объект сравнения (с чем сравниваем) и стоящий между ними союз «как» (или его аналоги — «точно», «словно», «будто» и другие). Классический пример сравнения — знаменитые пушкинские строки: »…Передо мной явилась ты, / Как мимолетное виденье, как гений чистой красоты». Необычные сравнения можно найти, например, в лирике Бориса Пастернака: «Где воздух синь, как узелок с бельем // У выписавшегося из больницы».

Более сложный троп, метафора, представляет собой скрытое сравнение. От простого сравнения она отличается тем, что, как правило, состоит из одного компонента — только из объекта сравнения. Так, в стихотворении Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» есть строки:

…Я мыслю: патриарх лесов
Переживет мой век забвенный,
Как пережил он век отцов.

«Патриархом лесов» поэт называет дуб — и в этом заключается метафора. Метафору использует и Владимир Маяковский в стихотворении «Нате!», где словосочетанием «стоглавая вошь» («ощетинит ножки стоглавая вошь») обозначает толпу.

Другой частый троп — олицетворение — предполагает наделение неодушевленного предмета человеческими качествами. «Одушевляться» может явление природы (клен, который «словно за деревню погулять… вышел» — у Сергея Есенина), предмет быта («выбегает умывальник и качает головой» — у Корнея Чуковского) или даже какое-либо отвлеченное понятие («Любовь на кресло / С размаха прыгает, и Радость — на кровать, / И Гнев — на тумбочку, всё ожило, воскресло, / Очнулось, вспомнилось прихлынуло опять» — у Александра Кушнера).

Один из наиболее распространенных тропов называется эпитетом — это яркое, красочное определение. Эпитет легко найти в тексте: как правило, он отвечает на вопрос «какой?» и является прилагательным или причастием. Как, например, в произведении Марины Цветаевой «Георгий»:

Льстивые ивы
И травы поклонные,
Вольнолюбивого,
Узорешенного
Юношу — славьте…

Если поэзия кажется вам сложным и скучным форматом, попробуйте взглянуть на нее с другой точки зрения. Ведь стихотворение — это почти всегда ребус, организованная игра автора с читателем и увлекательный интеллектуально-эмоциональный аттракцион.


Рецензии