Стихи Русских Поэтов о Слове и Языке
Эта не претендующая на полноту подборка включает преимущественно стихи или драматические отрывки философского (не сугубо лирико-любовного содержания) за период до конца Серебряного века или стихи из этого времени вышедших поэтов. А Русские Поэты относились к Слову и к Словотворчеству серьёзно даже когда смеялись.
___________________________________________________
Э П И Г Р А Ф Ы
1.
– В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
– Оно было в начале у Бога.
– Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.
– В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков.
– И свет во тьме светит, и тьма не объяла его... — Новый Завет. Евангелие от Иоанна. 1:1 – 5.
___________________________
2.
П о л о н и й. ...Что вы читаете, мой принц?
Г а м л е т. Слова, слова, слова.
П о л о н и й. Но в чем же именно тут дело, принц?
* * *
К л а в д и о. Слова без мысли к небу не дойдут. — Шекспир "Гамлет"
____________________
3.
Ужель загадку разрешила?
Ужели с л о в о найдено? — А.С. Пушкин — из 7 ГЛАВЫ "Евгения Онегина"
___________________
4.
Честного слова не должен нарушать ни один человек, потому что нельзя будет жить на свете. Так полагал Николка... — М.А. Булгаков "Белая гвардия"
ВАСИЛИЙ КИРИЛЛОВИЧ ТРЕДИАКОВСКИЙ (1703 — 1769) — ОДА XVIII.
"ПАРАФРАЗИС (переложение в стихах) ВТОРЫЯ ПЕСНИ МОИСЕЕВЫ": "Вонми небо, и возглаголю..." – Ветхий Завет. Книга Второзакония глава 32
Вонми*, о! небо, и реку:
Земля да слышит уст глаголы!
Как дождь я словом потеку;
И снидут**, как роса к цветку,
Мои вещания на долы... (1752)
________
*Вонми - высокий стиль, устаревшее: "Слушай!"
**Снидут - выс. стиль, уст.; синонимы: снизойдут - упадут - прольются
ПОСЛЕ ТРЕДИАКОВСКОГО НАИБОЛЬШЕЕ КОЛИЧЕСТВО ИЗ БИБЛИИ ПЕРЕЛОЖЕНИЙ У ПОЭТА К.Р. - Великого Князя КОНСТАНТИНА КОНСТАНТИНОВИЧА РОМАНОВА (1858-1915):
Я новое небо и новую землю увидел...
<...>
— Я слышал слова громовые:
«Сам Бог будет Богом в народе Своем,
«И всякую с глаз их слезу Он отрет. И земные
«Печали исчезнут. В том граде святом
«Не будет ни плача, ни вопля, ни горьких стенаний,
«Не будет болезни, ни скорби, ни тяжких страданий,
«И смерти не будет. Таков Мой обет;
«Прошло все, что было, и прежнего нет». (Петербург 6 марта 1884)
СУМАРОКОВ АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ (1717—1777) — "ЭПИСТОЛА О РУССКОМ ЯЗЫКЕ"*
ДОВОЛЬНО НАШ ЯЗЫК В СЕБЕ ИМЕЕТ СЛОВ,
Но нет довольного числа на нем писцов.
Один, последуя несвойственному складу,
Влечет в Германию Российскую Палладу
И, мня, что тем он ей приятства придает,
Природну красоту с лица ея берет.
Другой, не выучась так грамоте, как должно,
По-русски, думает, всего сказать не можно,
И, взяв пригоршни слов чужих, сплетает речь
Языком собственным, достойну только сжечь.
<...>
Кто пишет, должен мысль прочистить наперед
И прежде самому себе подать в том свет;
Но многие писцы о том не рассуждают,
Довольны только тем, что речи составляют.
<...>
Нет тайны никакой безумственно писать,
Искусство — чтоб свой слог исправно предлагать,
Чтоб мнение творца воображалось ясно
И речи бы текли свободно и согласно.
<...>
Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат,
Но скупо вносим мы в него хороший склад.
Так чтоб незнанием его нам не бесславить,
Нам должно весь свой склад хоть несколько поправить.
Не нужно, чтобы всем над рифмами потеть,
А правильно писать потребно всем уметь.
<...>
Перенимай у тех, хоть много их, хоть мало,
Которых тщание искусству ревновало
И показало им, коль мысль сия дика,
Что не имеем мы богатства языка.
<...>
Не знай наук, когда не любишь их, хоть вечно,
А мысли выражать знать надобно, конечно. (1747)
*Эпистола — послание в стихах
* * *
ВО ВЕК ОТЕЧЕСКИМ ЯЗЫКОМ НЕ ГНУШАЙСЯ
И не вводи в него
Чужого, ничего;
Но собственной своей красою украшайся.
ДЕРЖАВИН ГАВРИЛА РОМАНОВИЧ (1743 — 1816) — "В Е Л И Ч Е С Т В О Б О Ж И Е"
БЛАГОСЛОВИ, ДУША МОЯ,
Всесильного Творца и Бога;
Коль Он велик! коль мудрость многа
В твореньях, Господи, Твоя!
Ты светом, славой, красотой,
Как будто ризой, облачился
И, как шатром, Ты осенился
Небес лазурной высотой…
<…>
Поставил землю на зыбях:
Вовек тверда она собою;
Объяты бездной, как стеною,
Стоят в ней воды на горах.
Среди хранилища сего
Оне грозы Твоей боятся;
Р е ч е ш ь — ревут, бегут, стремятся
От гласа грома Твоего;
Как горы всходят к облакам;
Как долы, вниз клонясь, ложатся;
Как степи, разлиясь, струятся
К показанным Тобой местам.
Предел Ты начертал им Твой... (1743)
НЕИЗВЕСТНЫЙ АВТОР — ИЗ «СЛОВА О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ». Утраченный древнерусский Оригинал текста был около 1185—1187 гг. С пропавшего оригинального текста сохранилась копия около 1812 г.
Перевод с древнерусского - филолога, искусствоведа, профессора - ДМИТРИЯ СЕРГЕЕВИЧА ЛИХАЧЁВА (1906-1299).
______
УЖЕ ВЕДЬ, БРАТЬЯ, НЕВЕСЁЛОЕ ВРЕМЯ НАСТАЛО...
...ибо сказал брат брату: "Это моё, и то моё же".
И стали князья про малое "это великое" молвить
и сами на себя крамолу ковать,
а поганые со всех сторон
приходили с победами на землю Русскую…
Тоска разлилась по Русской земле,
печаль обильная потекла среди земли Русской.
А князья сами на себя крамолу ковали…
Тогда великий Святослав изронил золотое слово,
со слезами смешанное, и сказал:
"О дети мои, Игорь и Всеволод!
Рано начали вы Половецкой земле
мечами обиду творить, а себе славы искать...
______________________________________________________
ДЕНИС ИВАНОВИЧ ФОНВИЗИН (1745 – 1792) — ИЗ КОМЕДИИ «НЕДОРОСЛЬ» (1782)
П р а в д и н. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
М и т р о ф а н. Дверь? Котора дверь?
П р а в д и н. Котора дверь! Вот эта.
М и т р о ф а н. Эта? Прилагательна.
П р а в д и н. Почему ж?
М и т р о ф а н. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешена: так та покамест существительна.
П р а в д и н. Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?
М и т р о ф а н. И ведомо...
ХВОСТОВ ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ (1757 — 1835) — "О КРАСОТЕ РОССИЙСКОГО ЯЗЫКА"
ПО-РУССКИ СОЧИНЯТЬ ВОЗМОЖНО ЧИСТО, ПЛАВНО,
И при Неве стяжать бессмертно имя славно.
Препоны нет к тому. — Ужель единый Галл*
Лавровые леса себе отмежевал?
Ужели он один ток светлый Иппокрены
Умел соединить с струями чистой Сены?
<...>
Мне скучен, надоел без доказательств крик,
Что груб, невычищен и беден наш язык;
Что нам возможно петь Царей, Героев, Бога,
Но что шутливого не достает нам слога...
<...>
БЕССПОРНО — НАШ ЯЗЫК БОГАТЫЙ, СИЛЬНЫЙ, СТРОЙНЫЙ,
Всем мыслям, чувствиям и лицам всем пристойный,
Являет способы обильные певцам
Греметь победну песнь Героям и Царям.
<...>
У нас Мароны** все, и все восторгом дышут;
Возьмут чернильницу, перо, бумагу — пишут.
В искусстве не узнав ни правил, ни конца,
Печатают стихи и ждут от Муз венца.
Но есть ли бредни их венчает смех народный,
Творец не виноват; — а кто ж? — язык бесплодный!..
Не диво, что у нас стихов негодных тьма,
В которых смысла нет, ни вкуса, ни ума...
<...>
Как Ариадны нить влюбленному Тезею,
Язык поэту вождь, какой идти стезею.
<...>
Коль знаешь свой язык, дерзай бесстрашно в путь:
Попутный ветр тебе приятно будет дуть...
<...>
Коль чужд тебе язык, иль скуден дар природный,
Простися с Музами, твой будет труд бесплодный.
От стихотворного отстань ты ремесла;
Ползущих на Парнасе не умножай числа.
_____________
*Галл - француз
**Публий Вергилий Марон (70-19 гг. до н. э.) – древнеримский поэт Марон в своё время считался лучшим поэтом Рима.
_________________________________________________
ЖУКОВСКИЙ ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ (1783 — 1852)
ЧТО НАШ ЯЗЫК ЗЕМНОЙ ПРЕД ДИВНОЮ ПРИРОДОЙ?
С какой небрежною и легкою свободой
Она рассыпала повсюду красоту
И разновидное с единством согласила!
Но где, какая кисть ее изобразила?
Едва-едва одну ее черту
С усилием поймать удастся вдохновенью…
Но льзя ли в мертвое живое передать?
Кто мог создание в словах пересоздать?
Невыразимое подвластно ль выраженью?..
Святые таинства, лишь сердце знает вас.
Не часто ли в величественный час
Вечернего земли преображенья,
Когда душа смятенная полна
Пророчеством великого виденья
И в беспредельное унесена, —
Спирается в груди болезненное чувство,
Хотим прекрасное в полете удержать,
Не нареченному хотим названье дать —
И обессиленно безмолвствует искусство?
Что видимо очам — сей пламень облаков,
По небу тихому летящих,
Сие дрожанье вод блестящих,
Сии картины берегов
В пожаре пышного заката —
Сии столь яркие черты —
Легко их ловит мысль крылата,
И есть слова для их блестящей красоты.
Но то, что слито с сей блестящей красотою —
Сие столь смутное, волнующее нас,
Сей внемлемый одной душою
Обворожающего глас,
Сие к далекому стремленье,
Сей миновавшего привет
(Как прилетевшее незапно дуновенье
От луга родины, где был когда-то цвет,
Святая молодость, где жило упованье),
Сие шепнувшее душе воспоминанье
О милом радостном и скорбном старины,
Сия сходящая святыня с вышины,
Сие присутствие создателя в созданье —
Какой для них язык?.. Горе; душа летит,
Все необъятное в единый вздох теснится,
И лишь молчание понятно говорит.
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН (1799 – 1837) — "П Р О Р О К"
ДУХОВНОЙ ЖАЖДОЮ ТОМИМ,
В пустыне мрачной я влачился,
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился...
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей». (1828)
МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ (1814–1841)
ЕСТЬ РЕЧИ - ЗНАЧЕНЬЕ
Темно иль ничтожно,
Но им без волненья
Внимать невозможно.
Как полны их звуки
Безумством желанья!
В них слезы разлуки,
В них трепет свиданья.
Не встретит ответа
Средь шума мирского
Из пламя и света
Рожденное слово;
Но в храме, средь боя
И где я ни буду,
Услышав, его я
Узнаю повсюду.
Не кончив молитвы,
На звук тот отвечу,
И брошусь из битвы
Ему я навстречу. (1840)
ФЁДОР ИВАНОВИЧ ТЮТЧЕВ (1803 – 1873) — "S I L E N T I U M" (Молчание)
МОЛЧИ, СКРЫВАЙСЯ И ТАИ
И чувства и мечты свои —
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи, —
Любуйся ими — и молчи.
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи, —
Питайся ими — и молчи… (Начало 1830-х годов)
* * *
ТЕПЕРЬ ТЕБЕ НЕ ДО СТИХОВ,
О слово русское, родное!
Созрела жатва, жнец готов,
Настало время неземное...
Ложь воплотилася в булат;
Каким-то Божьим попущеньем
Не целый мир, но целый ад
Тебе грозит ниспроверженьем...
<…>
Тебе они готовят плен,
Тебе пророчат посрамленье, -
Ты - лучших, будущих времен
Глагол, и жизнь, и просвещенье!
О, в этом испытаньи строгом,
В последней, в роковой борьбе,
Не измени же ты себе
И оправдайся перед Богом... (1854)
* * *
НАМ НЕ ДАНО ПРЕДУГАДАТЬ,
Как слово наше отзовется, —
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать. (1869)
КОНСТАНТИН КОНСТАНТИНОВИЧ ТОЛСТОЙ (1817—1875)
МЕНЯ, ВО МРАКЕ И ПЫЛИ
Досель влачившего оковы,
Любови крылья вознесли
В отчизну пламени и слова.
И просветлел мой тёмный взор,
И стал мне виден мир незримый,
И слышит ухо с этих пор,
Что для других неуловимо.
И с горней выси я сошёл,
Проникнут весь ее лучами,
И на волнующийся дол
Взираю новыми очами.
И слышу я, как разговор
Везде немолчный раздается,
Как сердце каменное гор
С любовью в темных недрах бьется,
С любовью в тверди голубой
Клубятся медленные тучи,
И под древесною корой,
Весною свежей и пахучей,
С любовью в листья сок живой
Струей подъемлется певучей.
И вещим сердцем понял я,
Что все рожденное от Слова,
Лучи любви кругом лия,
К нему вернуться жаждет снова;
И жизни каждая струя,
Любви покорная закону,
Стремится силой бытия
Неудержимо к божью лону;
И всюду звук, и всюду свет,
И всем мирам одно начало,
И ничего в природе нет,
Что бы любовью не дышало.
АФАНАСИЙ ФЕТ (1820 — 1892) — "П О С Л Е Д Н Е Е С Л О В О" (Из Ветхого Завета)
Я ГРОМОМ ИХ В ОТЧАЯНЬИ ЗАСТИГНУ,
Я молнией их пальмы сокрушу,
И месть на месть и кровь на кровь воздвигну,
И злобою гортань их иссушу.
Я стены их сотру до основанья,
Я камни их в пустыне размечу,
Я прокляну их смрадное дыханье,
И телеса их я предам мечу.
<…>
На жертву их отвечу я хулою,
Оставлю храм и не приду опять,
И девы их в молитве предо мною
Вотще придут стенать и умирать. (1847)
* * *
КАК БЕДЕН НАШ ЯЗЫК! — Хочу и не могу. —
Не передать того ни другу, ни врагу,
Что буйствует в груди прозрачною волною.
Напрасно вечное томление сердец,
И клонит голову маститую мудрец
Пред этой ложью роковою.
Лишь у тебя, поэт, крылатый слова звук
Хватает на лету и закрепляет вдруг
И тёмный бред души и трав неясный запах;
Так, для безбрежного покинув скудный дол,
Летит за облака Юпитера орёл,
Сноп молнии неся мгновенный в верных лапах. (11 июня 1887)
* * *
ЛЮДСКИЕ ТАК ГРУБЫ СЛОВА,
Их даже нашептывать стыдно!
На цвет, проглянувший едва,
Смотреть при тебе мне завидно.
Вот роза раскрыла уста, —
В них дышит моленье немое,
Чтоб ты пребывала чиста,
Как сердце её молодое...
К.Р. — ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ КОНСТАНТИН КОНСТАНТИНОВИЧ РОМАНОВ (1858 — 1915)
ПОСЛАНИЕ В СТИХАХ АФАНАСИЮ ФЕТУ НА ПЯТИДЕСЯТИЛЕТИЕ ЕГО ПИСАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — 28 января 1889
ЕСТЬ ПОМЫСЛЫ, ЖЕЛАНЬЯ И СТРЕМЛЕНЬЯ,
И есть мечты в душевной глубине:
Не выразить словами их значенья,
Неведомы таятся в нас оне.*
Ты понял их: ты вылил в песнопенья
Те звуки, что в безгласной тишине
Пленяют нас, те смутные виденья,
Что грезятся лишь в мимолётном сне...
____
*Оне - высокий стиль, устаревшее от "они"
ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ (1818-1883) — ИЗ СТИХОТВОРЕНИЙ В ПРОЗЕ
Я БОЮСЬ, Я ИЗБЕГАЮ ФРАЗЫ; но страх фразы — тоже претензия.
Так, между этими двумя иностранными словами, между претензией и фразой, так и катится и колеблется наша сложная жизнь. (1881)
* * * * *
ВО ДНИ СОМНЕНИЙ, ВО ДНИ ТЯГОСТНЫХ РАЗДУМИЙ О СУДЬБАХ МОЕЙ РОДИНЫ, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! (1882)
НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ НЕКРАСОВ (1821 — 1877)
МЫ С ТОБОЙ БЕСТОЛКОВЫЕ ЛЮДИ:
Что минута, то вспышка готова!
Облегченье взволнованной груди,
Неразумное, резкое слово.
Говори же, когда ты сердита,
Всё, что душу волнует и мучит!
Будем, друг мой, сердиться открыто:
Легче мир — и скорее наскучит.
Если проза в любви неизбежна,
Так возьмем и с неё долю счастья:
После ссоры так полно, так нежно
Возвращенье любви и участья... (1851)
АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ ЖЕМЧУЖНИКОВ (1821 — 1908).
З А Б Ы Т Ы Е С Л О В А (Памяти М.Е. Салтыкова-Щедрина)
Когда они ещё знакомо нам звучали... <…>
Те лучшие слова, так людям дорогие,
В ком сердце чувствует, чья мыслит голова:
Отчизна, совесть, честь и многие другие
Забытые слова... (1889)
КОНСТАНТИН СЛУЧЕВСКИЙ (1837 — 1904)
ТЫ НЕ ГОНИСЬ ЗА РИФМОЙ СВОЕНРАВНОЙ
И за поэзией — нелепости оне:
Я их сравню с княгиней Ярославной,
С зарёю плачущей на каменной стене.
Ведь умер князь, и стен не существует,
Да и княгини нет уже давным-давно;
А всё как будто, бедная, тоскует,
И от неё не всё, не всё схоронено.
Но это вздор, обманное созданье!
Слова — не плоть... Из рифм одежд не ткать!
Слова бессильны дать существованье,
Как нет в них также сил на то, чтоб убивать...
Нельзя, нельзя... Однако преисправно
Заря затеплилась; смотрю, стоит стена;
На ней, я вижу, ходит Ярославна,
И плачет, бедная, без устали она.
Сгони её! Довольно ей пророчить!
Уйми все песни, все! Вели им замолчать!
К чему они? Чтобы людей морочить
И нас — то здесь, то там — тревожить и смущать!
Смерть песне, смерть! Пускай не существует!..
Вздор рифмы, вздор стихи! Нелепости оне!..
А Ярославна всё-таки тоскует
В урочный час на каменной стене... (опубл. 1898)
* * *
Б А Н Д У Р И С Т
На Украйне жил когда-то,
Телом бодр и сердцем чист,
Жил старик, слепец маститый,
Седовласый бандурист.
В черной шапке, в серой свитке
И с бандурой на ремне,
Много лет ходил он в людях
По родимой стороне.
Жемчуг — слово, чудо — песни
Сыпал вещий с языка...
_____________________________________________
КОНСТАНТИН БАЛЬМОНТ (1867 — 1942) — "Г А Р М О Н И Я С Л О В"
ПОЧЕМУ В ЯЗЫКЕ ОТОШЕДШИХ ЛЮДЕЙ
Были громы певучих страстей?
И намеки на звон всех времен и пиров,
И гармония красочных слов?
Почему в языке современных людей
Стук ссыпаемых в яму костей?
Подражательность слов, точно эхо молвы,
Точно ропот болотной травы?
Потому что когда, молода и горда,
Между скал возникала вода,
Не боялась она прорываться вперед,
Если станешь пред ней, так убьет.
И убьет, и зальет, и прозрачно бежит,
Только волей своей дорожит.
Так рождается звон для грядущих времен,
Для теперешних бледных племен.(1903)
* * *
СЛОВО БОЖИЕ — в пчеле,
В талом снеге, и в земле,
Указующей — цветком,
Для чего сквозь тьму идем.
Слово Божие — в волне,
В прибывающей Луне,
В воркованьи голубей,
И в очах любви моей. (1909)
* * *
С Л О В А Л Ю Б В И
СЛОВА ЛЮБВИ ВСЕГДА БЕССВЯЗНЫ,
Они дрожат, они алмазны,
Как в час предутренний — звезда,
Они журчат, как ключ в пустыне,
С начала мира и доныне,
И будут первыми всегда.
Всегда дробясь, повсюду цельны,
Как свет, как воздух, беспредельны,
Легки, как всплески в тростниках,
Как взмахи птицы опьяненной,
С другою птицею сплетенной
В летучем беге, в облаках.
* * *
Р У С С К И Й Я З Ы К
ЯЗЫК, ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ НАШ ЯЗЫК.
Речное и степное в нем раздолье,
В нем клекоты орла и волчий рык,
Напев, и звон, и ладан богомолья.
В нем воркованье голубя весной,
Взлет жаворонка к солнцу — выше, выше.
Березовая роща. Свет сквозной.
Небесный дождь, просыпанный по крыше.
<...>
Костер бродяг за лесом, на горе,
Про Соловья-разбойника былины.
«Ау!» в лесу. Светляк в ночной поре.
В саду осеннем красный грозд рябины.
Соха и серп с звенящею косой.
Сто зим в зиме. Проворные салазки.
Бежит савраска смирною рысцой.
Летит рысак конем крылатой сказки.
Пастуший рог. Жалейка до зари.
Родимый дом. Тоска острее стали.
Здесь хорошо. А там — смотри, смотри.
Бежим. Летим. Уйдем. Туда. За дали.
<...>
И ты пойдешь дорогой Ермака,
Пред недругом вскричишь: «Теснее, други!»
Тебя потопит льдяная река,
Но ты в века в ней выплывешь в кольчуге.
Поняв, что речь речного серебра
Не удержать в окованном вертепе,
Пойдешь ты в путь дорогою Петра,
Чтоб брызг морских добросить в лес и в степи.
Гремучим сновиденьем наяву
Ты мысль и мощь сольешь в едином хоре,
Венчая полноводную Неву
С Янтарным морем в вечном договоре.
<...>
Добросил ты свой гулкий табор-стан,
Свой говор златозвонкий, среброкрылый,
До той черты, где Тихий океан
Заворожил подсолнечные силы.
Ты вскликнул: «Пушкин!» Вот он, светлый бог,
Как радуга над нашим водоемом.
Ты в черный час вместишься в малый вздох.
Но Завтра — встанешь! С молнией и громом! (1924 г.)
__________________________________________________
ВАЛЕРИЙ БРЮСОВ (1873 — 1924) — "Р О Д Н О Й Я З Ы К"
МОЙ ВЕРНЫЙ ДРУГ! Мой враг коварный!
Мой царь! Мой раб! Родной язык!
Мои стихи — как дым алтарный!
Как вызов яростный — мой крик!
Ты дал мечте безумной крылья,
Мечту ты путами обвил.
Меня спасал в часы бессилья
И сокрушал избытком сил.
Как часто в тайне звуков странных
И в потаенном смысле слов
Я обретал напев нежданных,
Овладевавших мной стихов!
Но часто, радостью измучен
Иль тихой упоен тоской,
Я тщетно ждал, чтоб был созвучен
С душой дрожащей — отзвук твой!
Ты ждешь, подобен великану.
Я пред тобой склонен лицом.
И все ж бороться не устану
Я, как Израиль с божеством!
Нет грани моему упорству.
Ты — в вечности, я — в кратких днях,
Но все ж, как магу, мне покорствуй,
Иль обрати безумца в прах!
Твои богатства, по наследству,
Я, дерзкий, требую себе.
Призыв бросаю, — ты ответствуй,
Иду, — ты будь готов к борьбе!
Но, побежден иль победитель,
Равно паду я пред тобой:
Ты — мститель мой, ты — мой спаситель,
Твой мир — навек моя обитель,
Твой голос — небо надо мной! (1911)
* * * * *
С Т И Х И С С О З В У Ч И Я М И
СЛОВО — СОБЫТИЙ СКРИЖАЛЬ, скиптр серебряный созданной славы,
Случая спутник слепой, строгий свидетель сует,
Светлого солнца союзник, святая свирель серафимов,
Сфер созерцающий сфинкс, — стены судьбы стережет!
Слезы связуя со страстью, счастье сплетая со скорбью,
Сладостью свадебных снов, сказкой сверкая сердцам, —
Слово — суровая сила, старое семя сомнений!
Слыша со стонами смех, сверстник седой Сатаны,
Смуты строитель, снабдивший сражения скрежетом. Слово
Стали, секиры, стрелы, сумрачной смерти страшней! (1918)
_______________________________________________________
ВЛАДИСЛАВ ХОДАСЕВИЧ (1886 — 1939)
ЛЮБЛЮ ГОВОРИТЬ СЛОВА,
Не совсем подходящие.
Оплети меня, синева,
Нитями, тонко звенящими!
Из всех цепей и неволь
Вырывают строки неверные,
Где каждое слово — пароль
Проникнуть в тайны вечерние.
<...>
Вольно поет синева
Песни, неясно звенящие.
Рождают тайну слова —
Не совсем подходящие. (1907)
_____________________________________________________
АНДРЕЙ БЕЛЫЙ (Борис Николаевич Бугаев; 1880–1934).
Л Ю Д С К И Е П Р Е Д Р А С С У Д К И
Зрю пафосские розы...* Мне говорят: «Это — жабы».
От сладковеющих роз прочь с омерзеньем бегу.
Зрю — безобразная жаба сидит под луной на дороге.
«Роза», — мне говорят: жабу прижал я к груди. (1915)
_______
*Роза Пафосская — согласно греческому мифу символ любви, от названия города Пафоса на острове Киферы, где богиня любви и красоты Афродита возникла из морской пены.
* * *
В ЗВУЧНОМ ЖАРЕ
Дыханий —
Звучно-пламенна мгла:
Там, летя из гортани,
Духовеет земля.
Выдыхаются
Души
Неслагаемых слов —
Отлагаются суши
Нас несущих миров
Миром сложенным
Волит —
Сладких слов глубина,
И глубинно глаголет
Словом слов Купина
И грядущего
Рая —
Тверденеет гряда,
Где, пылая, сгорая,
Не прейду никогда! (1917)
____________________________________________
ФЁДОР СОЛОГУБ (Фёдор Кузьмич Тетерников: 1863 — 1927)
НЕТ СЛОВАМ ПЕРЕГОВОРА,
Нет словам недоговора.
Крепки, лепки навсегда,
Приговоры-заклинанья
Крепче крепкого страданья,
Легче страха и стыда.
Ты измерь, и будет мерно,
Ты поверь, и будет верно,
И окрепнешь, и пойдешь
В путь истомный, в путь бесследный,
В путь от века заповедный.
Всё, что ищешь, там найдешь.
Слово крепко, слово свято,
Только знай, что нет возврата
С заповедного пути.
Коль пошел, не возвращайся,
С тем, что любо, распрощайся,—
До конца тебе идти.
Заклинаньем обреченный,
Вещей деве обрученный,
Вдался слову ты в полон... (1922)
МИРРА (МАРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА) ЛОХВИЦКАЯ (1869 — 1905)
ПУСТОЙ, СЛУЧАЙНЫЙ РАЗГОВОР,
А в сердце смутная тревога —
Так заглянул глубоко взор,
Так было высказано много...
Пустой обмен ничтожных слов,
Руки небрежное пожатье,—
А ум безумствовать готов,
И грудь, волнуясь, ждет объятья.
Ни увлеченья, ни любви
Порой не надо для забвенья,—
Настанет миг,— его лови,—
И будешь богом на мгновенье! (1894)
_____________________________________________
ИВАН БУНИН (1870 — 1953) — "З А К О Н"
ВО ИМЯ БОГА ВСЕБЛАГОГО!
Он, давший для писания тростник,
Сказал: блюди написанное слово
И делай то, что обещал язык.
Приняв закон, прими его вериги.
Иль оттолкни — иль всей душою чти:
Не будь ослом, который носит книги
Лишь потому, что их велят нести. <1906—1907>
* * *
С Л О В О
МОЛЧАТ ГРОБНИЦЫ, МУМИИ И КОСТИ, —
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный — речь. (1915)
АЛЕКСАНДР БЛОК (1880 — 1921) — "М И Т И Н Г"
ОН ГОВОРИЛ УМНО И РЕЗКО,
И тусклые зрачки
Метали прямо и без блеска
Слепые огоньки.
А снизу устремлялись взоры
От многих тысяч глаз,
И он не чувствовал, что скоро
Пробьет последний час.
Его движенья были верны,
И голос был суров,
И борода качалась мерно
В такт запыленных слов.
И серый, как ночные своды,
Он знал всему предел.
Цепями тягостной свободы
Уверенно гремел… (1905)
* * *
Я НЕ ЛЮБЛЮ ПУСТОГО СЛОВАРЯ,
Любовных слов и жалких выражений:
«Ты мой», «Твоя», «Люблю», «Навеки твой».
Я рабства не люблю… (из цикла «Вольные мысли», 1917)
_________________________________________________
ВЛАДИСЛАВ ХОДАСЕВИЧ (1886 — 1939)
ВЕЧЕРНИХ ОКОН СВЕТ ЖЕМЧУЖНЫЙ
Застыл, недвижный, на полу,
Отбросил к лицам блеск ненужный
И в сердце заострил иглу.
<...>
Слова, и клятвы, и объятья
Какой замкнули тесный круг,
И в ненавидящем пожатье
Как больно, больно - пальцам рук...
______________________________________________________
РЮРИК ИВНЕВ (Михаил Александрович Ковалёв; 1891 — 1981)
СЛОВА — ВЕДЬ ЭТО ГРУЗ В ПУТИ,
Мешок тяжелый, мясо с кровью.
О, если бы я мог найти
Таинственные междусловья.
Порой мне кажется, что вот
Они, шумя, как птицы в поле,
До боли разрезая рот,
Гурьбою ринутся на волю.
Но иногда земля мертва,
Уносит все палящий ветер.
И кажется, что всё на свете —
Одни слова. (1923)
СЕРГЕЙ КЛЫЧКОВ (1889 — 1937)
СЛОВА ЖЕСТОКИ, МЫСЛИ ЗЫБКИ,
И призрачны узоры снов...
Хочу, и вот — не получается улыбки,
Раскрою рот — и нету нежных слов…
Верней всего — забыто слово,
Откуда льются все слова...
Но чуда прежнего всё ожидаешь снова,
Не глядя, что седеет голова.
Безмолвна ночь и безответна…
Какой же это злой колдун
Провел меня и обморочил незаметно
И вместо кос подсунул мне колтун?!
Вот так бы лечь навеки лежнем,
Любуясь в прорезь полотна,
Где взглядом ласковым, таким твоим и прежним,
Глядит в окно лукавая луна… (1929)
___________________________________________________
БОРИС ПАСТЕРНАК (1890 — 1960)
Мой друг, ты спросишь, кто велит,
Чтоб жглась юродивого речь?
(автоцитата из стихотворения Пастенака «Балашов»)
______________________
ДАВАЙ РОНЯТЬ СЛОВА,
Как сад — янтарь и цедру,
Рассеянно и щедро,
Едва, едва, едва.
Не надо толковать,
Зачем так церемонно
Мареной и лимоном
Обрызнута листва…
<…>
Ты спросишь, кто велит,
Чтоб август был велик,
Кому ничто не мелко,
Кто погружен в отделку
Кленового листа
И с дней Экклезиаста
Не покидал поста
За теской алебастра?
Ты спросишь, кто велит,
Чтоб губы астр и далий
Сентябрьские страдали?
Чтоб мелкий лист ракит
С седых кариатид
Слетал на сырость плит
Осенних госпиталей?
Ты спросишь, кто велит?
— Всесильный бог деталей,
Всесильный бог любви,
Ягайлов и Ядвиг.
Не знаю, решена ль
Загадка зги загробной,
Но жизнь, как тишина
Осенняя, — подробна. (1917)
* * *
Г А М Л Е Т
О, ЗНАЛ БЫ Я, ЧТО ТАК БЫВАЕТ
Когда пускался на дебют,
Что строчки с кровью — убивают,
Нахлынут горлом и убьют!
От шуток с этой подоплекой
Я б отказался наотрез.
Начало было так далеко,
Так робок первый интерес.
Но старость — это Рим, который
Взамен турусов и колес*
Не читки требует с актера,
А полной гибели всерьез.
Когда строку диктует чувство,
Оно на сцену шлет раба,
И тут кончается искусство,
И дышат почва и судьба. (1932)
____
*«Турусы на колёсах» — фразеологизм, означающий — «чепуха», «вздор».
______________________________________________________
ОСИП МАНДЕЛЬШТАМ (1891 — 1938) — "Л А С Т О Ч К А"
Я СЛОВО ПОЗАБЫЛ, ЧТО Я ХОТЕЛ СКАЗАТЬ.
Слепая ласточка в чертог теней вернётся,
На крыльях срезанных, с прозрачными играть.
В беспамятстве ночная песнь поется.
Не слышно птиц. Бессмертник не цветёт,
Прозрачны гривы табуна ночного.
В сухой реке пустой челнок плывёт,
Среди кузнечиков беспамятствует слово.
И медленно растёт, как бы шатер иль храм,
То вдруг прикинется безумной Антигоной,*
То мертвой ласточкой бросается к ногам
С стигийской нежностью и веткою зелёной.
О, если бы вернуть и зрячих пальцев стыд,
И выпуклую радость узнаванья.
Я так боюсь рыданья Аонид,**
Тумана, звона и зиянья.
А смертным власть дана любить и узнавать,
Для них и звук в персты прольется,
Но я забыл, что я хочу сказать,
И мысль бесплотная в чертог теней вернётся.
Всё не о том прозрачная твердит,
Всё ласточка, подружка, Антигона...
А на губах, как чёрный лед, горит
Стигийского воспоминанье звона.*** (Ноябрь 1920)
______________________
*«Антигона» (442 г. до н.э.) — знаменитая трагедия древнегреческого драматурга Софокла повествует о конфликте между законами родовыми и личным пониманием человека. Погибший брат Антигоны - Полиник считается предателем родного города Фивы, поэтому царь Креонт (дядя погибшего), не считаясь с требующими погребения родовыми законами, запретил хоронить предателя, приказав отдать его тело на растерзание птицам и псам. Вопреки царю Антигона погребла брата, за что Креонт велел замуровать девушку в пещере. Самоубийством Антигона и в этом случае выразила неповиновение с её точки зрения неправедной воле царя.
Сын Креонта и жених Антигоны - Гемон после гибели любимой по её примеру закололся. В отчаянии от гибели сына лишила себя жизни жена Креонта. Царь был заживо убит несчастьями - последствиями его гневного слова... Трагедия Софокла заставляла и заставляет зрителей сочувствовать всем персонажам, что явилось новым словом в мировой культуре - в понимании трагедии личности.
___________________
**Аониды — в древнегреческой мифологии музы искусства, обитавшие в Аонии
***Стигийский звон - В древнегреческой мифологии мир живых и мёртвых разделяет с обеих сторон непереходимая река забвения Стикс, от этого названия и произошло "стигийский", что в данном (выше) контексте означает - между жизнью и смертью, между чувствами и языком - невыразимое словами звучание непостижимого для человека голоса судьбы.
* * * * *
МЫ ЖИВЁМ, ПОД СОБОЮ НЕ ЧУЯ СТРАНЫ,
Наши речи за десять шагов не слышны,
А где хватит на полразговорца,
Там припомнят кремлёвского горца.
Его толстые пальцы, как черви, жирны,
И слова, как пудовые гири, верны,
Тараканьи смеются глазища
И сияют его голенища.
А вокруг него сброд тонкошеих вождей,
Он играет услугами полулюдей.
Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет,
Он один лишь бабачит и тычет.
Как подкову, дарит за указом указ —
Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз.
Что ни казнь у него — то малина
И широкая грудь осетина. (Ноябрь 1933)
НИКОЛАЙ СТЕПАНОВИЧ ГУМИЛЁВ (1886 — 1921).
ТЫ ГОВОРИЛ СЛОВА ПУСТЫЕ,
А девушка и расцвела,
Вот чешет кудри золотые,
По-праздничному весела.
Теперь ко всем церковным требам
Молиться ходит о твоём.
Ты стал ей солнцем, стал ей небом,
Ты стал ей ласковым дождем.
Глаза темнеют, чуя грозы.
Неровен вздох её и част.
Она пока приносит розы,
Но захоти, и жизнь отдаст. (1917)
* * *
С Л О В О
В ОНЫЙ ДЕНЬ, КОГДА НАД МИРОМ НОВЫМ
Бог склонял лицо Свое, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.
И орел не взмахивал крылами,
Звезды жались в ужасе к луне,
Если, точно розовое пламя,
Слово проплывало в вышине.
А для низкой жизни были числа,
Как домашний, подъяремный скот,
Потому, что все оттенки смысла
Умное число передает.
Патриарх седой, себе под руку
Покоривший и добро и зло,
Не решаясь обратиться к звуку,
Тростью на песке чертил число.
Но забыли мы, что осиянно
Только слово средь земных тревог,
И в Евангельи от Иоанна
Сказано, что слово это Бог.
Мы ему поставили пределом
Скудные пределы естества,
И, как пчелы в улье опустелом,
Дурно пахнут мертвые слова. (1919)
__________________________________________________________
АННА АХМАТОВА (Анна Андреевна Горенко; 1889 — 1966)
О, ЕСТЬ НЕПОВТОРИМЫЕ СЛОВА,
Кто их сказал — истратил слишком много.
Неистощима только синева
Небесная и милосердье Бога. (1916)
* * *
П Р И Г О В О Р
И УПАЛО КАМЕННОЕ СЛОВО
На мою еще живую грудь.
Ничего, ведь я была готова,
Справлюсь с этим как-нибудь.
У меня сегодня много дела:
Надо память до конца убить,
Надо, чтоб душа окаменела...
* * *
М У Ж Е С Т В О
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова, -
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки! (1942)
ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ГУМИЛЁВ (1912 — 1992)
ДАР СЛОВ, НЕВЕДОМЫЙ УМУ,
Мне был обещан от природы.
Он мой. Веленью моему
Покорно всё. Земля и воды,
И лёгкий воздух, и огонь
В одном моём сокрыты слове.
Но слово мечется, как конь,
Как конь вдоль берега морского,
Когда он бешеный скакал,
Влача останки Ипполита,*
И помня чудища оскал
И блеск чешуй, как блеск нефрита.
Сей грозный лик его томит,
И ржанья гул подобен вою.
А я влачусь, как Ипполит
С окровавленной головою,
И вижу: тайна бытия
Смертельна для чела земного
И слово мчится вдоль нея,
Как конь вдоль берега морского. (1934)
_______
*«Федра» (1677) — знаменитая трагедия французского драматурга Жана Расина. С о д е р ж а н и е трагедии: вторая молодая супруга царя Тесея - Федра влюблена в отвергшего её преступную любовь своего пасынка Ипполита. В ярости Федра оклеветала Ипполита перед отцом: якобы Ипполит её взял силою... По проклятию отца Ипполит гибнет: от вида явившегося морского чудища его понесли обезумевшие впряжённые в колесницу кони. Принявшая яд Федра перед смертью сознаётся Тесею в своём проступке...
_______________________________________________________
МАРИНА ЦВЕТАЕВА (1892 — 1941) — "ЕЁ СЛОВА"
— «Слова твои льются, участьем согреты,
Но темные взгляды в былом».
— «Не правда ли, милый, так смотрят портреты,
Задетые белым крылом?»
— «Слова твои — струи, вскипают и льются,
Но нежные губы в тоске».
— «Не правда ли, милый, так дети смеются
Пред львами на красном песке?»
— «Слова твои — песни, в них вызов и силы,
Ты снова, как прежде, бодра»...
— «Так дети бодрятся, не правда ли, милый,
Которым в кроватку пора?» (1906—1920)
_________________________________________________________
ВЛАДИМИР МАЯКОВСКИЙ (1893 — 1930)
...Завтра забудешь,
что тебя короновал,
что душу цветущую любовью выжег,
и суетных дней взметенный карнавал
растреплет страницы моих книжек…
Слов моих сухие листья ли
заставят остановиться,
жадно дыша?
Дай хоть
последней нежностью выстелить
твой уходящий шаг. ("Дым табачный воздух выстелит.." — 1916)
* * *
МАМА!
Ваш сын прекрасно болен!
Мама!
У него пожар сердца.
Скажите сестрам, Люде и Оле, —
ему уже некуда деться.
Каждое слово,
даже шутка,
которые изрыгает обгорающим ртом он,
выбрасывается, как голая проститутка
из горящего публичного дома. (Из поэмы "Облако в штанах", 1915)
* * *
Забуду год, день, число.
Запрусь одинокий с листом бумаги я.
Творись, просветленных страданием слов
нечеловечья магия!
<...>
В праздник красьте сегодняшнее число.
Творись,
распятью равная магия.
Видите -
гвоздями слов
прибит к бумаге я. (Из поэмы "Флейта-позвоночник", 1915)
* * *
СЛОВО ЛАСКОВОЕ
мастер
дивных див...
Я напыщенным словам
всегдашний враг... (Из стихотворения "Вместо оды" 1927)
* * *
Я ЗНАЮ СИЛУ СЛОВ, Я ЗНАЮ СЛОВ НАБАТ.
Они не те, которым рукоплещут ложи.
От слов таких срываются гроба
шагать четверкою своих дубовых ножек.
Бывает, выбросят, не напечатав, не издав,
но слово мчится, подтянув подпруги,
звенит века, и подползают поезда
лизать поэзии мозолистые руки.
Я знаю силу слов...(неоконченное)
_______________________________________
ЯНШИН АЛЕКСАНДР ЯКОВЛЕВИЧ (Попов; 1913—1968) — "Н Е Т О Л Ь К О С Л О В А"
В НЕСМЕТНОМ НАШЕМ БОГАТСТВЕ
Слова драгоценные есть:
Отечество,
Верность,
Братство.
А есть еще:
Совесть,
Честь...
Ах, если бы все понимали,
Что это не просто слова,
Каких бы мы бед избежали.
И это не просто слова!
__________________________________________
ВАДИМ ШЕФНЕР (1915 — 2002) — "С Л О В А"
МНОГО СЛОВ НА ЗЕМЛЕ. ЕСТЬ ДНЕВНЫЕ СЛОВА —
В них весеннего неба сквозит синева.
Есть ночные слова, о которых мы днем
Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.
Есть слова — словно раны, слова — словно суд,-
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам в языке нашем есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь...
Пусть разменной монетой не служат они,-
Золотым эталоном их в сердце храни!
И не делай их слугами в мелком быту —
Береги изначальную их чистоту.
Когда радость — как буря, иль горе — как ночь,
Только эти слова тебе могут помочь! (1956)
АРСЕНИЙ ТАРКОВСКИЙ (1907 — 1989) — "С Л О В О"
СЛОВО ТОЛЬКО ОБОЛОЧКА,
Пленка, звук пустой, но в нём
Бьётся розовая точка,
Странным светится огнем,
Бьется жилка, вьется живчик,
А тебе и дела нет,
Что в сорочке твой счастливчик
Появляется на свет.
Власть от века есть у слова,
И уж если ты поэт
И когда пути другого
У тебя на свете нет,
Не описывай заране
Ни сражений, ни любви,
Опасайся предсказаний,
Смерти лучше не зови!
Слово только оболочка,
Плёнка жребиев людских,
На тебя любая строчка
Точит нож в стихах твоих. (1945)
АЛЕКСАНДР ТВАРДОВСКИЙ (1910 — 1971)
КОГДА СЕРЬЁЗНЫЕ ПРИЧИНЫ
Для речи вызрели в груди,
Обычной жалобы зачина —
Мол, нету слов — не заводи.
Все есть слова — для каждой сути,
Все, что ведут на бой и труд,
Но, повторяемые всуе,
Теряют вес, как мухи мрут.
Да, есть слова, что жгут, как пламя,
Что светят вдаль и вглубь — до дна,
Но их подмена словесами
Измене может быть равна.
Вот почему, земля родная,
Хоть я избытком их томим,
Я, может, скупо применяю
Слова мои к делам твоим.
Сыновней призванный любовью
В слова облечь твои труды,
Я как кощунства — краснословья
Остерегаюсь, как беды.
Не белоручка и не лодырь,
Своим кичащийся пером,—
Стыжусь торчать с дежурной одой
Перед твоим календарем.
Мне горек твой упрек напрасный.
Но я в тревоге всякий раз:
Я знаю, как слова опасны,
Как могут быть вредны подчас;
Как перед миром потрясенным
Величьем подвигов твоих,
Они, слова, дурным трезвоном
Смущают мертвых и живых;
Как, обольщая нас окраской,
Слова — труха, слова — утиль
В иных устах до пошлой сказки
Низводят сказочную быль.
И я, чей хлеб насущный — слово,
Основа всех моих основ,
Я за такой устав суровый,
Чтоб ограничить трату слов;
Чтоб сердце кровью их питало,
Чтоб разум их живой смыкал;
Чтоб не транжирить как попало
Из капиталов капитал;
Чтоб не мешать зерна с половой,
Самим себе в глаза пыля;
Чтоб шло в расчет любое слово
По курсу твердого рубля.
Оно не звук окостенелый,
Не просто некий матерьял, —
Нет, слово — это тоже дело,
Как Ленин часто повторял. (1962)
АГНИЯ БАРТО (1909 — 1981) – детская поэтесса — "И Г Р А В С Л О В А"
СКАЖИ ПОГРОМЧЕ
Слово «Г р о м» —
Грохочет слово,
Словно гром.
Скажи потише:
«Ш е с т ь м ы ш ат» —
И сразу мыши
Зашуршат.
Скажи:
«К у к у ш к а на с у к у»
Тебе послышится:
«К у - к у».
<…>.
Скажи «Р о д н и к» —
И вот возник,
Бежит в зеленой чаще
Веселый ключ журчащий.
Мы и родник зовем ключом.
(Ключ от дверей тут ни при чем.)
<...>
Слова бывают разные,
Хорошие, простые,
Слова бывают праздные —
Ненужные, пустые.
___________________________________________
БУЛАТ ОКУДЖАВА (1924 — 1997). Песня из кинофильма «Ключ без права передачи»:
ДАВАЙТЕ ВОСКЛИЦАТЬ, ДРУГ ДРУГОМ ВОСХИЩАТЬСЯ,
Высокопарных с л о в не надо опасаться.
Давайте говорить друг другу комплименты —
Ведь это все любви счастливые моменты.
Давайте горевать и плакать откровенно
То вместе, то поврозь, а то попеременно.
Не нужно придавать значения злословью —
Поскольку грусть всегда соседствует с любовью.
Давайте понимать друг друга с полуслова,
Чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова.
Давайте жить, во всем другу потакая, —
Тем более, что жизнь короткая такая.
Свидетельство о публикации №121082408267