О поэзии. Гандлевский С. М
родился 21 декабря 1952г.
Картина мира, милая уму: писатель сочиняет про
Муму; шоферы колесят по всей земле со Сталиным
на лобовом стекле; любимец телевиденья чабан каст-
рирует козла во весь экран; агукая, играючи, шутя,
мать пестует щекастое дитя. Сдается мне, согражда-
нам не лень усердствовать. В трудах проходит день,
а к полночи созреет в аккурат мажорный гимн, как
некий виноград.
Бог в помощь всем. Но мой физкультпривет писа-
телю. Писатель (он поэт), несносных наблюдений вир-
туоз, сквозь окна видит бледный лес берез, вникая в
смысл житейских передряг, причуд, коллизий. Вроде
бы пустяк по имени хандра, и во врачах нет надо-
бности, но и в мелочах видна утечка жизни. Невзна-
чай он адрес свой забудет или чай на рукопись про-
льет, то вообще купает галстук бархатный в борще.
Смех да и только. Выпал первый снег. На улице
какой-то человек, срывая голос, битых два часа от-
читывал нашкодившего пса.
Писатель принимается писать. Давно ль он умуд-
рился променять объем на вакуум, проточный звук
на паузу? Жизнь валится из рук безделкою, бездели-
цею в щель, внезапно перейдя в разряд вещей еще
душемутительных, уже музейных, как-то: баночка
драже с истекшим сроком годности, альбом колони-
альных марок в голубом налете пыли, шелковый шну-
рок...
В романе Достоевского «Игрок» описан странный
случай. Гувернер влюбился не на шутку, но позор
безденежья преследует его. Добро бы лишь его, но
существо небесное, предмет любви — и та наделала
долгов. О, нищета! Спасая положенье, наш герой спер-
ва, как Германн, вчуже за игрой в рулетку наблюдал,
но вот и он выигрывает сдуру миллион. Итак, же-
нитьба? — Дудки! Грозный пыл объемлет бедолагу.
Он забыл про барышню, ему предрешено в испарине
толкаться в казино. Лишения, долги, потом тюрьма.
«Ужели я тогда сошел с ума?» — себя и опечаленных
друзей резонно вопрошает Алексей Иванович. А на
кого пенять?
Давно ль мы умудрились променять простосер-
дечье, женскую любовь на эти пять похабных рифм:
свекровь, кровь, бровь, морковь и вновь! И вновь поэт
включает за полночь настольный свет, по комнате
описывает круг. Тошнехонько, и нужен верный друг.
Таким была бы проза. Дай-то Бог. На весь поселок
брешет кабысдох. Поэт глядит в холодное окно. Гар-
мония, как это ни смешно, вот цель его, точнее,
идеал. Что выиграл он, что он проиграл? Но это разве
в картах и лото есть выигрыш и проигрыш. Ни то
изящные материи, ни се. Скорее, розыгрыш. И это
все? Еще не все. Ценить свою беду, найти вверху
любимую звезду, испарину труда стереть со лба и
сообщить кому-то: «Не судьба».
1982
* * *
Есть в растительной жизни поэта
Злополучный период, когда
Он дичится небесного света
И боится людского суда.
И со дна городского колодца,
Сизарям рассыпая пшено,
Он ужасною клятвой клянётся
Расквитаться при случае, но
Слава Богу, на дачной веранде,
Где жасмин до руки достаёт,
У припадочной скрипки Вивальди
Мы учились полёту – и вот
Пустота высоту набирает,
И душа с высоты пустоты
Наземь падает и обмирает,
Но касаются локтя цветы...
Ничего-то мы толком не знаем,
Труса празднуем, горькую пьём,
От волнения спички ломаем
И посуду по слабости бьём.
Обязуемся резать без лести
Правду-матку, как есть напрямик.
Но стихи не орудие мести,
А серебряной чести родник.
1983
Источник фото ru.citaty.net
Цитирование фотографии используется с информационной и образовательной целью.
Свидетельство о публикации №121082205097