Подборка Коротких. О Пастернаке и Высоцком
Юрий Кутенин
В конце пятидесятых начале шестидесятых я несколько раз бывал в Переделкино, благо дорога шла по направлению к моей даче по Минке( развилка в Баковке), и чисто теоретически мог встретиться с Переделкинским затворником, как тогда называли Бориса Пастернака. Однако встречался с многими другими, но не с ним.
Не было ни у кого большого интереса к его фигуре, очень болезненной от обрушившейся на него опалы. И это-то после уверенного его шествия по пути чествования социализма. Кто не читал его "Девятьсот пятый год" и " Лейтенант Шмидт" - почитайте. На Первом Съезде Писателей Бухарин назывет его Лучшим Поэтом СССР. И вдруг полет в пропасть...
Поэтому мне представляется фигура и путь этого великого поэта исключительно в трагическом свете, как Король Лир в последнем акте у Шекспира.
Вы не представляете, что такое в те времена опала. Полный духовный вакуум, отчужденность в лицах бывших друзей, исчезновение всех почитателей, ощущение прокаженности самого себя. Что может быть трагичнее? Король Лир - все обманули и предали. Кроме?
Сейчас. Точнее потом многие стали говорить, что именно они не предали и не покинули..
А так ли?
В параллель - прямо, как отражение наизнанку, вспоминается жизнь тоже старшего, но более близкого мне по возрасту и мировидению Владимира Высоцкого,с которым я неоднократно встречался. Что о нем говорили " друзья" во время его опалы. "Далеко не услышишь - голоса то нет. А близко - задохнешься от запаха водки." В какой безмерной любви они объяснялись и обясняются сейчас, когда по земной традиции замученных присоединяют к лику святых.
Трагедия Бориса Пастернака - это трагедия Примы, для которой закрыли вход в "театр", а трагедия Владимира Высоцкого - это трагедия гениального актера, которого в "театр" так и не пустили. Это метафоры. Не воспринимайте буквально. Почему "На острие стрелы"? В тоталитарном государстве самыми ранимыми становятся публичные люди - а поэты, писатели и актеры - люди публичные по сути своей. Для них главное - атмосфера общения. Та гибкая обратная связь, которая питает их новыми чувствами и надеждами, а помещение в свинцовый стакан равносильно духовной казни. Вот и оказываются великие таланты, как бабочки на острие стрелы - красивыми мумиями. Крыльями машут, а полета нет. Это ли не трагедия.
Конечно, времена Сталина и Брежнева - это небо и земля. И пятидесятые и восьмидесятые, как две разные эпохи для нашей страны.
Художники, музыканты, поэты и писатели очень ранимы, хрупки и зависимы. Они могут поддаваться влиянию ветров, дующих со всех сторон, но ... вожди от них ждут гранита и кремня. Незыблемости и твердости. Да!? Но, тогда они уже не творцы. А чиновники от искусства...
А люди? Люди, как и звезды, остались те же. Лишь иногда нам кажется, что они о чем-то подмигивают. Посмотрите вверх на звезды или вперед на людей и подумайте. О чем?
© Copyright: Юрий Кутенин, 2011
Свидетельство о публикации №111111508059
Свидетельство о публикации №121082103641