Михаил Шлейхер. Экспертный обзор. Июль-2021
И.Х.)
Во-первых, прошу участников не обижаться на то, что я написал ниже. Во-вторых, я убедительно прошу участников не обижаться. Я наверняка где-то переборщил, а где-то перепёк. Если не нравится, смело забудьте все, что я написал. Но лучше не забывать. И да, я написал по паре строк к каждому тексту. И, чуть не забыл: ни в коем случае не обижаться! Это не конструктивно.
1. РЕЧНАЯ НИМФА «Трансатлантик»
http://stihi.ru/2017/10/08/5202 квота ГР за редактирование отборочного тура
И окажется так минимальным
наше непониманье с тобою
перед будущим непониманьем
двух живых с пустотой неживою.
Андрей Вознесенский «Сага»
За несколько часов до вылета,
до расставания навек,
сижу, за МКАД столицей вылита,
на шереметьевской траве.
Шумит шоссе, взлетают лайнеры,
алармы тоненько звенят.
Главой в печальной книге Вайнера*
запомни, милый друг, меня.
Не улетающей в Америку
беглянкой от постылых драм –
запомни солнцем, ветром, берегом,
джинсовым клёшем от бедра.
Запомни руку, беглость почерка,
запомни всю меня такой –
как самолёт с усталым лётчиком,
пропавший в мае над тайгой.
И пусть растрачены влечения,
и я одна, и ты один –
татуировкой на плече меня
носи, храни, не выводи.
* Роман Георгия Вайнера «Умножающий печаль»
Все это не совсем нужное обрамление из эпиграфа и сноски можно легко убрать. Не стоит прикрывать чужой одеждой наготу стихотворения, которая именно здесь, впрочем, к месту. (И нагота здесь в хорошем смысле слова.) А последние две строки можно поменять местами, но это уже не точно.
2. ВЕРОНИКА СЕНЬКИНА «Абхазии с любовью»
http://stihi.ru/2016/10/31/9847 номинатор электронный литературный журнал «Филигрань»
Камушки, каменья, каменюги
дно реки устлавшие и мхами
щедро, аки патиной, покрыты
на меня глядят из-под воды.
Вот оно какое Чудо-юга:
пенится, искрится под ногами,
пахнет эвкалиптом и самшитом,
рвет шаблоны стройных парадигм.
Я тебя запомню очень горной,
пышущей за чачей или чаем
тонкой уникальностью шафранной
и змеиной мудростью лиан.
Я тебя запомню очень гордой
и такой открытой, что ключами
лечатся просоленные раны,
а не запираются дома...
Не все стихотворения должны исполняться на слэмах. Этот красивый ребус начинает работать после второго-третьего прочтения. Хотя в первой строфе как будто можно добавить знаков препинания, чтобы не слишком пугать читателя.
3. ЛЮДМИЛА КЛЁНОВА «По черно-белым клавишам души»
http://stihi.ru/2020/07/31/5459 номинатор электронный литературный журнал «Филигрань»
По чёрно-белым клавишам души
Гуляет память кошкой разноцветной.
Прошедшее, как листья, ворошит,
И всё уходит в ласковое лето.
Там было столько света и тепла,
Там было столько радости и ласки!
Вот только чистой влагой утекла
Сквозь пальцы юность – тихо, без огласки.
Но всё осталось в осени моей:
Любовь и нежность – две рассветных птицы,
И дальний шёпот юных тополей,
И ночи те, в которые не спится…
Ну, что ж ты, память? Всё, угомонись!
Мне от тебя не спрятаться, я знаю.
Но есть надежда: если длится жизнь,
То, может, будет и судьба иная…
Некоторые слова («огласка») и метафоры («рассветные птицы») кажутся мне здесь неоправданными. Есть и не особенно удачные нагромождения вроде этого: кошка, гуляющая по клавишам в куче листьев и уходящая при этом в лето. (Впрочем, в лето, возможно, уходит уже не кошка — но тогда кто?)
4. ЕВГЕНИЙ ОВСЯННИКОВ «Схрон»
http://stihi.ru/2021/04/01/9656 отборочный тур для резидентов
Мы были тяжёлых профессий – садовники-лесники,
Когда всё живое нас умоляло: «Стой»,
Мы числились теми, кто кормит зверей с руки,
Но вдруг потеряли призвавшего нас сюдой.
И – ляльку же вашу за пазуху! – был титбит,
Румяные дети полопались пуще щёк.
А как наиграться в эфире в «живёт» – «убит»,
Ведь мы лишь садовники, что вам от нас ещё?
Подвой низкорослый, тлетворная благодать…
Нам было бы, братие, многое по нутру,
но мы рассчитались на тех, кто «Взрастить» – «Распять»,
А больше вы в страхе поймёте здесь поутру.
Затяжкой последней дай мне не ладан, но снюс.
Мы снова отступим: не причинить урон.
А если, Пославший, я больше Вам здесь не снюсь,
То вот Вам и красный угол, и чёрный схрон.
Небезынтересно и энергично, напоминает Кинчева, но не додуман мессидж. Читатель должен бояться утра или уже может выдохнуть с облегчением? Все живое умоляет главных героев остановиться или покормить с руки? Призвавший или Пославший?
5. КАТЯ СУ «Харитонов в храме богини Аматэрасу»
http://stihi.ru/2021/04/29/5693 отборочный тур для резидентов
В храме богини Аматэрасу Евлампий Максимович Харитонов.
– Ух ты, наворотили, – восхищается Харитонов, – Ух ты!
Смотрит наверх Евлампий и думает:
"Вот бы и нам с Настюшей такую матницу,
вот бы и нам с Настюшей такую крышу,
вот бы и нам на мосту по фонарику!
Эх, до чего хороша резная ограда!
Ах ты, япошки, могут же, косоглазые!"
И гладит широкой ладонью перила энгавы.
На этой прекрасной мысли Евлампия отвлекает
телефонный звонок из недр его куртки.
– Кто там, алло, говорите – громко кричит Евлампий,
и японцы вокруг замирают от легкого ужаса.
– А, это ты, богиня моего сердца!
Говори потише, я в доме Аматэрасу!
Грузный Евлампий стремительно воспаряет
от одного только голоса, полифонии из телефона.
– Ах ты, собака, стоило мне уехать
на две недели в дрянной санаторий
в паршивой Анапе,
как ты уже клеишь какую-то бабу!
И, судя по имени, из таджичек!
Да ты совсем охренел, Харитонов,
что мне твоё "Ах, какая матница!",
что мне твоё "послали от руководства",
пусть идёт нахрен передовой опыт!
Только забыла про огород, как на тебе,
смылся гад,
по бабам каким-то шляться!
Ну я ей покажу, когда встретимся,
уж я ей патлы-то повыдираю!
Взмокший от разговора Евлампий
смотрит поверх голов склоненных в поклоне японцев
и видит, как из ладони свет, оживая, рождает его Настюшу.
Настюша грозно оглядывает пространство,
видит крышу храма богини Аматэрасу
и говорит:
– Ух ты, какая матница!
"Аматэрасу, Аматэрасу" – шелестит вокруг Харитонова.
А вот этот текст как раз будет хорош на слэме. Главное, правильно ставить ударение в имени богини. А вообще, как ни странно, здесь, как в японском храме, все на своих местах, особенно матница.
6. ЛАНА ЮРИНА «Слишком поздно»
http://stihi.ru/2021/06/27/2657 отборочный тур для резидентов
Пять утра. Кто-то тянет меня за рукав пижамы:
просыпаюсь и слушаю – дробно стучит хвостом.
Ничего не поделать, нас двое таких упрямых –
неохотно встаю, умываюсь,
и мы идём.
Предрассветное время – для чудиков одиноких,
для шальных стихоплётов, с недавней поры – для нас.
Фонари (как лимоны, повисшие вдоль дороги)
в снежной мути едва освещают хрустящий наст.
Неприкаянных мало на улицах – мы да ветер.
Старый город лениво ворочается во сне:
круглосуточный маркет рекламой призывно светит,
скарабеи железные катят в кюветы снег.
Я курю на ходу и глотаю морозный воздух –
снулой рыбиной, пойманной снова на поводок.
В пять утра слишком рано – особенно, если поздно.
И бессмысленно, в общем-то, верить в другой итог.
У собак не бывает «нам надо пожить отдельно» –
вот она так упорно и тащит меня сюда:
постоять у знакомого дома, повыть с метелью.
Десять лет, чёрт возьми...
А надеялись – навсегда.
Да! Может быть, просто слишком попало в мою болевую точку, но, черт возьми, да! И тут прямо вот все хорошо: и пес, и упрямство, и железные скарабеи, и снова пес…
7. САША НЕМЕСТНЫЙ «У рыбы кровь горяча...»
http://stihi.ru/2021/04/12/4685 отборочный тур для резидентов
У рыбы кровь горяча.
И ноги её сильны.
И руки её крепки. И хвост её переменчив.
Она им рубит с плеча
По гребню своей волны.
Глубины вод позади, а на горизонте — вечность.
Она моложе, чем жизнь.
Она старее, чем смерть.
И реки её страстей пускают в истоках корни.
Она в потоках бежит —
Достичь / добраться / успеть,
И слов её миражи глотают небо упорно.
Солёная твердь морей.
Вечерняя зыбь холмов.
Трава по лугам течёт, впадает в земли начало.
Ей явь говорит: — Быстрей.
Ей сон говорит: — Готов
Эфир невесомых гор в полях облаков курчавых.
О, лёгких её самшит!
О, жабр её багет!
Пора нарушать закон, пора перейти границы.
Её чешуя кричит:
— Ты — рыба и это — бред!
Она возражает: — Нет!
Она произносит: — Птица!
Возможно, я слишком приземленный человек, но мне кажется, что стихотворный текст должен цеплять либо рассказом, либо картинкой, либо выточенной мыслью. Но многие стихи оставляют меня совершенно равнодушным. Вот пример: казалось бы, все тут есть — и рифмы, и красивые словосочетания. Но я не вижу картинку, не могу уследить за историей, не чувствую настроения, не нахожу мысль. Тогда для чего мне этот текст?
8. СМАГИНА ВИКТОРИЯ «разные»
http://stihi.ru/2019/03/06/4816 отборочный тур для резидентов
ходят разные по кругу,
носят разные в себе
хали-гали, кали-югу,
копи капищ, цоб-цобе,
харе кришна, хари страха,
бульбулятор, иго дня,
призрак шапки мономаха,
поступь бледного коня.
смотрят мимо или косо,
в пену быта, глубь себя,
риторичностью вопросов
мантры эго теребя.
утопают в утопизме,
эскапизме, измы для,
разрушают чьи-то жизни,
походя, за три рубля.
плесневеют, выгорают,
бьют баклуши, груши, лбы,
перешагивая прану,
пилят рощи на гробы.
крестик-нолик,
перекрестье,
мушка-целик,
выдох-вдох.
бестиарий жаждет бестий.
тра-та-та.
трах-тиби-дох.
полиграфычи и рэбы
топят разных как котят.
ходят авели по небу
и на землю не хотят.
Тут я не понял: если все они авели, то где их каины? И почему их топят полиграфычи? Ну и да, почему они таки ходят по небу?
9. ЮРИЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ ЕРМОЛЕНКО «Стрельна»
http://stihi.ru/2016/03/13/7060 отборочный тур для резидентов
Если к заливу, – пройти поселок –
полчаса, но песок в сандалиях и почти четыре,
позади оставляя железную, но сперва проселок
и выйдет Фронтовая Ворошилова шире;
уже не заросли, просто бузина и крапива
укрывают овраг, оступаясь в камыш с осокой,
подобравшись к дамбе дождись прилива
и только, вытерпев три четверти срока,
ощупывая остов смоляного баркаса,
сочти, что возвращение состоялось,
составляясь из отсутствующих, запахов, красок,
как выбеленное временем лоскутное одеяло,
из которого еще можно выбрать на коврик
или рукавичку, чтобы ставить чайник...
в потемках, удерживая слезы осколок,
гортанью подлаживаясь под окрик чаек,
список потерь только с середины сверяя,
со дна колодца откликнется разве перевернутая руина,
где здесь тебя отыщешь, взгляд в горизонт вперяя, –
лучше в облако, никогда не знавшее ультрамарина…
Хороши одеяло и рукавичка. И осколок слезы. А вот перевернутая руина в колодце несколько напрягает. (Все же «руина» не должна б умещаться в колодце.) И над последней строчкой, на мой взгляд, можно еще поработать, что-то с ней не то.
10. ЮРИЙ СЕМЕЦКИЙ «Мой Фортинбрас, или письмо, найденное в мерзлоте»
http://stihi.ru/2021/06/24/2586 отборочный тур для резидентов
Мой Фортинбрас, не наломайте дров.
Соперник Ваш физически здоров,
хотя ему наскучило тиранить.
Заброшены великие дела,
и родина опять нас подвела
в Камбодже и особенно в Иране.
Мой Фортинбрас, принц выжил из ума,
казна пуста, дырявая сума
толкает в пропасть. Что там будет дальше?
Парламент лицедеет и юлит.
В столице назревает бунт элит.
Всё тонет в мерзком ханжестве и фальши.
А принц, Вы не поверите, влюблён.
Любовница — гулёна из гулён.
Намедни принесла ему в подоле.
Над родиной нависла тень отца.
Он тоже был котярой слегонца,
но о себе не позволял долдонить.
Ещё у нас на юге урожай
такой, что хоть составы отгружай
в голодные, воюющие страны.
Стада тучнеют, стало больше кур.
А в закромах скирды собольих шкур.
Ах, как жилось бы славно без тирана.
Мой Фортинбрас, народ давно устал
безумцев возводить на пьедестал.
Подобный вид Отчизны — несолиден.
Порядка нет, зато щедра земля —
есть нефть и газ, не только соболя.
Мой Фортинбрас, нам нужен мудрый лидер.
Явно что-то политическое, но мне было скучновато пытаться понять, ху из ху и где тут Гамлет. А кроме политики, я здесь, к сожалению, ничего не увидел. Возможно, конечно, плохо смотрел.
11. ЕВДОКИМОВ АЛЕКСАНДР «Летнее»
http://stihi.ru/2021/07/11/4157 номинатор Владимир Цюпин
Окурки, монеты лежат на столе и
когда надеваю очки,
смотрю на солонку, на сердце светлее,
беспечно на сердце почти.
Итак, муравей по клеёнке спешит и
торчат из его головы
два усика божьим искусством пришиты
из ветра и сорной травы.
Внимательней вцепишься в космос живой:
песчинка блестит на луче
и пахнет горячей июльской травой,
и муха на левом плече
танцует в шелках и парче.
И капля вина на столе хороша.
И крошки стабильны, как смысл
чего-то хорошего. Их вороша
нащупаешь общую мысль
бегущего летнего сочного дня
и валишься снова в кровать.
А птица поёт, умоляя меня
забыться, но не забывать.
Несколько пугают муравей Франкенштейна и бодрая муха в парче. И остается непонятным, чего же хочет птица и почему солонка вызывает в герое такое умиротворение.
12. ЕЛЕНА ЧАЛИЕВА «У разлуки простая суть...»
http://stihi.ru/2021/04/12/7885 отборочный тур
У разлуки простая суть:
жизнь – излучиной.
Не пытайся меня вернуть –
не получится.
Мой колодец давно пустой –
видно, вычерпан.
Пусть покроется дно росой
безразличия.
Между душ проведёт межи
врач по вызову.
Он поможет и дальше жить.
Если выживу.
Роса — это та же вода и должна играть ту же роль, что играла до нее вода. Поэтому, если уж безразличие, то нужно что-то противоположное. Не знаю, ну, хотя бы «корой безразличия» какой-нибудь. Ну и да, размежеванием занимается все-таки не врач и тем более не по вызову, поэтому тут как-то совершенно не в тему напрашивается мысль о специфических немецких фильмах.
13. ЛЕОПОЛЬД ГЛУМ «Все как обычно»
http://stihi.ru/2018/10/20/6533 отборочный тур
Все как обычно: Бродский, плед, вино.
Вот только это "старое кино"
Уже не трогает. Кочевья и номады
Не могут вынести уюта и давно
Не переносят запах кофе и помады.
Они чужды всему, что круг и блеск
Обожествляет, делает навес
Над голым и безумным человеком.
Для них коты – животные и без
Морали вашей с огроменным чеком.
Комфорт и глянец – скучно, жалко, – ложь
Мир разъедает, как кислотный дождь.
Где там поэзия, когда все дело в моде!
В пиар уходит все, что ты несешь,
И думать некогда о собственной природе.
Все как обычно: Бродский, бред, бревно
Плывут куда-то по Неве, в окно
Заглядывает серость и бездарность.
Не надо париться, нырять душой на дно,
Искать себя. Кич рулит – в "элитарность"!
Вот лучше не упоминать Бродского всуе. Это тут же ставит планку, которую сложно взять. Тем сложнее, если упирать лишь на то, что лирический герой (или автор?) свысока смотрит на этот бренный мир, стоя над Невой рука об руку с Иосифом Александровичем.
14. ОЛЬГА БАРАКАЕВА «Негодяй»
http://stihi.ru/2021/06/14/4044 отборочный тур
– Что творишь, негодяй? – мамин голос наполнен силой,
Разъярённые слёзы отмыли концы ресниц.
Только что улыбалась, полола, траву косила,
А сейчас – за лопату, и не избежать резни.
Обошла полукругом обидчика, словно Тайсон,
Прегрешения в памяти – намертво, как на клей...
– Сколько можно просить – на глаза мне не попадайся?
Распоясался! Вон убирайся и не наглей!
Раз в неделю приходишь, ни продыха, ни спасенья
От тебя, паразита! – показывает стакан:
– Вот куплю послезавтра в дежурной аптеке зелье –
И подсыплю отраву! Не дрогнет моя рука!
Пахнет зрелым июнем, цветущей макушкой лета,
Оплетают арумкус непрошенные вьюны.
Борщевик прошлогодний беззлобным сухим скелетом
Свысока наблюдает за ходом большой войны.
Кот соседский мышкует, балуется, глазом косит,
В белом клевере вырыта маленькая нора.
Зависают над лилией вдумчивые стрекозы:
Здесь им мёдом намазано, здесь стрекозиный рай.
– Да когда ж наконец издеваться тебе наскучит?
Пялишь зеньки слепые! Испортил весь огород!
А на грядке усевшись, на новой взрыхлённой куче,
Смотрит снизу на маму живой одурелый крот.
Тайсон в рифме крут! К концу мы понимаем, казалось бы, что эта ярость напускная, но слово «резня» из первой строфы как бы намекает, и бедный слепой крот умирает, разрезанный лопатой. Если честно, идилличность этой пасторали я не раскусил, но и ничего другого в тексте, к сожалению, не заметил.
15. ТАК НАДО «пустота»
http://stihi.ru/2021/07/02/6409 отборочный тур
два беззубеньких котёнка
присосались к молоку.
в сенцах каплет самогонка,
не сидится мужику.
он то в избу, то к котятам,
то на двор и снова к той,
что поможет с троеклятой
распрощаться пустотой.
...стопки три махнув, присядет;
два клубочка к мамке льнут.
вспомнит – деда учит прадед,
чем хорош в учебе прут.
вспомнит, беломор достанет
и закурит, глядя как
капли, пустоту в стакане,
вытесняют – верный знак:
что сегодня, ближе к ночи,
крепкий, но короткий сон
свалит,
что разбудит кочет,
что в стакане самогон
будет ждать,
что из лукошка,
на себе почуяв взгляд,
выпрыгнет бесшумно кошка,
оторвавшись от котят.
и на память прадед снова
как живой придет с прутом:
в стадо гонит он корову,
чтоб потом в ведре пустом
струйки застучали звонко,
пустоту ведра тесня...
вспомнит, как ещё ребёнком
кошку гладил у плетня...
и на этой светлой мысли
как-то вдруг обмякнет он;
руки тряпками повиснут.
каплет через самогон.
Снова некая деревенская пастораль с котятами и самогоном. Мысли незатейливы и вторичны, остается надежда на яркую концовку, но слова последней строчки у меня никак не хотят складываться в самостоятельное предложение, и смысл сквозь самогон так и не проступает.
16. НЕЛЛИ МЕРШОН «Засел»
http://stihi.ru/2020/07/17/4910 номинатор альманах "Витражи"
Засел он прочно в моём мозгу
не заколоченном от пришельцев
и шепчет — доченька
я ведь кум
пусти погреться, стареет тельце
Мы на паях, вспоминай... на два
читали вместе судьба лихая
как папа хемовы острова
а я ругая, бурчал — нехай... а
Облезлый день заползал в проём
губу раскатывая. Куда там –
бесцветной ватой?! Давай муската
хлебнём и странное забытьё
до пуповины затянет время
ещё не траченное нытьём
не разделённое между всеми
А, папа... что ж, собирался к нам
переселив старика и рыбу
оставить прошлого тухлый хлам –
i love, te amo, don't love, ich liebe
Сбежать, с собой прихватив ружьё
чтоб нарративом судьбу папаши
и леопардовую… Гульнём!
Килиманджаро. Там воздух краше
Каюсь: в этом тексте я не понял ровно ничего. Какие пришельцы, какой кум, какое тельце?
17. ЛАРИНА ЕЛЕНА «От Москвы до Таллинна»
http://stihi.ru/2010/12/25/5238 номинатор альманах "Витражи"
Морда тепловозная с прикусом неправильным
жадно рельсы нюхает, как перед забегом,
то ли путь вынюхивает от Москвы до Таллина,
то ли потеряла что под вчерашним снегом.
Выкроена линия от Москвы до Таллина,
«пулька» разлинована – принимай участье!
И по этой выкройке жизнь моя приталена,
и по этим правилам я играю в счастье.
Всё по кругу бегаю, как заговоренная,
всё делю себя на две равные столицы –
рвусь в Москву, на Родину, Богом мне дареную,
но лишь окунусь в нее – снова Таллин снится
ветром исповеданный, морем убаюканный,
телом сер и сумрачен, а душою свЕтел.
Он меня приветствует флюгерами юркими,
он за тех кто в Ратуше вовсе не в ответе.
Две любви живут во мне, словно соревнуются,
выбирать что главное толку никакого –
ниагарский грохот ли на московских улицах
или шепот сдержанный стен средневековых...
От Москвы до Таллина – ни одной проталины,
сплошь по снежной скатерти бахрома метельина,
у берез за окнами ветви охрусталены.
От Москвы до Таллина жизнь моя расстелена...
Здесь все просто и понятно. И, в принципе, уже вторая строфа раскрывает суть, а последующие четыре лишь развивают ту же тему, поэтому становится скучновато, даже вопреки хорошему слову «охрусталены». А вот строчка про «тех, кто в ратуше» заставляет поморщиться, она совсем из другой оперы.
18. РОМАН НЕНАШЕВ «Курьер»
http://stihi.ru/2021/07/06/3085 номинатор Александр Оберемок
Она весь день ждала курьера
с заветным синим рюкзаком,
а он лежал на дне карьера,
слегка присыпанный песком.
Ещё не вышедши из роли,
сжимал квитанции в руке,
и две несчастных бандероли
лежали рядом на песке.
Он жил, верша дела мирские, –
примерный муж, любимый брат,
снимал пейзажи городские
на старый фотоаппарат.
Мечтал о призрачной Ривьере,
коллег не мерил свысока,
ни дня не думал о карьере,
где он – фигура из песка.
Его положат на носилки
и в морг доставят как домой.
А что же, господи, посылки?..
И бандероли, боже мой...
…Всю ночь по городу пустому
в тревожной липкой тишине
бродила тень от дома к дому
с тяжёлой ношей на спине.
Тема причины смерти курьера не раскрыта. С точки зрения «стори» это недочет. Почему его доставили в морг, как домой? Разве при жизни он уже был неким живым трупом? Или в чем тут соль? Ну и завершающая дело мистическая нота тоже как тема не раскрыта. И не спасают текст омоформы «карьеров», которые здесь тоже, в общем-то, не несут никакого смысла.
19. НИКИТА БРАГИН «Сквозь крапиву»
http://stihi.ru/2021/07/02/5773 номинатор Филипп Андреевич Хаустов
Не слушать пьяных истерик
и дверь не пинать, входя,
но видеть пасмурный берег
сквозь пелену дождя,
и знать, что нет Белогорья,
и Шамбалы тоже нет,
и оспу не путать с корью
даже за давностью лет.
Идти по заросшей тропинке,
сминая крапиву и сныть,
в сыром и скупом суглинке
горе свое хоронить.
И пусть кирпичной стеною
окажется путь закрыт,
и пламя берестяное
душу мне закоптит,
и щебень не станет пухом,
и свет не сойдет с высот…
Но слово пребудет Духом,
и, умерев, прорастет.
Мы видим некий набор действий, но эти действия ни в каких смыслах не соотносятся друг с другом, поэтому к словам «горе свое хоронить» мы приходим неподготовленными и не понимаем, откуда вдруг взялось это горе. Надеемся, что в последних строках нам откроют секрет, но нет, не открывают. В итоге же на нас обрушивается совершенно бессмысленная заумность о том, что некое слово станет Духом, умрет и прорастет. Даже в Библии со словом обошлись проще.
20. ДОКТОР НЭЛЯ «Там, внутри облака»
http://stihi.ru/2012/02/09/12093 номинатор Филипп Андреевич Хаустов
Там, внутри облака, очень гулко,
будто попал ты в немое кино.
И если заблудишься в каком-нибудь закоулке,
можно продырявить себе окно.
По узким длинным облачным коридорам
бродишь, туман раздвигая рукой,
лампочку к шапке себе пришпандорив,
словно ты лор или шахтер какой.
Натыкаешься на каких-то снежных баб с прялками
(думаю, это бабы а не снеговики) —
они дергают облако пальцами корявыми
и сматывают его в тугие клубки.
Оно от этого лысеет местами,
и если люди посмотрят с земли,
они подумают, что облако тает.
А это его бабы так извели.
Мне понравились здесь две строки: «лампочку к шапке себе пришпандорив, словно ты лор или шахтер какой.» Ну и вообще нормальный такой современный стиль письма. Но что делать дальше с этими бабами в облаке, я не знаю.
21. ТАТЬЯНА ШКОДИНА 2 «Колыбельная»
http://stihi.ru/2021/07/08/4733 квота Александра Мартынюка за редактирование отборочного тура (в мае)
Валентина Петровна ужасно боится смерти –
Как сбежать от безносой в свои девяносто пять?
Не нужна эта бабка вообще никому на свете,
В катафалк превращается ночью её кровать.
Не заснуть – ведь когда-нибудь точно наступит это?
И в трехкомнатном склепе под утро её найдут…
Как щитом, заслоняется кошкой, в ногах пригретой,
Может смерть и отступит, коль Муся воркует тут?
Не забыть соцработницу Люсю послать в аптеку…
Список бадов и прочих волшебных пилюль готов.
За попытку бессмертия нужно платить по чеку,
Но за деньги – увы! – не купить безмятежных снов.
Четверть века прошло, как она схоронила мужа.
Жили дружно, а что не любила – уже не в счёт.
…Только каждую ночь в изголовье кошмары кружат,
И покойный Витюша её за собой зовёт.
И былую упругость пытается вспомнить тело,
А в груди, не узнавшей любви, оживает вдруг
Очерствевшее сердце – ни разу ведь не болело,
Провожая супруга, знакомых, друзей, подруг.
...Соцработница Люся залезть помогает в ванну,
Раздражённо морщинистый панцирь мочалкой трёт…
Валентина Петровна готова к самообману –
Вместе с пеной и возраст уходит – за годом год.
Дребезжащим своим голоском напевает нечто,
Как танцовщица кордебалета трясёт ногой…
Ей бы жить-поживать как холодному камню – вечно.
И под тёплыми ливнями вечность стоять нагой…
…В белоснежной сорочке блаженно лежит под пледом,
Светлый сон подбирается тихо – как на заказ.
Кошка лезет под плед, смерть за ней заползает следом
И поёт колыбельную в самый последний раз…
Страшненько. И это хорошо. Может быть, попробовать обратить внимание на две мелочи. В первой строфе «Не нужна эта бабка вообще никому на свете» не до конца (или не сразу) понятно, кто из двух названных женских персонажей имеется в виду. Может быть, попробовать заменить «от безносой» на что-то еще, чтобы оставить старуху смерть в первой строке и сделать акцент на Валентине Петровне? А еще в конце «вечность» лучше заменить на «вечно», чтобы убрать вот это «вечноСТЬ СТоять» и получить правильный в данном случае повтор и усиление вечности.
22. МАРИАННА КАЗАРЯН ВЬЕН «тише тишайшей воды»
http://stihi.ru/2020/11/02/1882 квота ГР за редактирование отборочного тура
всё так же тиха в легкой дымке вода,
и лебедь скользит в никуда.
всё тот же бревенчатый старый причал,
который легко раскачать.
вернулась... как будто возможно найти
нелепо утраченный след
в бессильно дрожащих сетях паутин,
в сырой листопадной золе.
по берегу – тише тишайшей воды –
скользишь – чем не лебедь – куда?
а осень молчит, отгоревшая в дым,
а сердце читает с листа.
Этот текст очень сильно перекликается с номером 9 «Стрельна». И нельзя сказать, что и тот, и этот тексты плохие. Но именно тот факт, что в точности те же нотки мы найдем в сотнях других произведений, заставляет задуматься: раз это настолько общее место, не стоит ли попытаться передать эти нотки каким-то совершенно иным способом?
23. РЕГИНА МАРИЦ «про бумажные снежинки»
http://stihi.ru/2018/02/10/1024 номинатор Вайлит
они похожи на снежинки из бумаги.
осторожно берём, раскрываем, смотрим сквозь дыры,
видим обширные знаки, ходы;.
спрашиваем:
вот вам наши цвета – крыле;чный, кручёный и стратосферы.
вот патронташ на плече, вот плечо для бретелек и веры.
пойдёт?
и когда они отвечают смертельно прекрасно
о высочайших эпохах абсолютных идей,
мы роняем грозди ружейных патронов
по незабудковой (ёлки) земле,
и железные контрабандитские кольца – живьём –
проступают на наших серебряных копытцах.
вот тогда все они встают
и идут за нами – каждый вдвоём с эпохальным конём,
и мечтают вовек застрелиться,
потому что у нас
абсолютные лица.
Начало хорошо. «Вот плечо для бретелек и веры. Пойдет?» — круто! А вот дальше я несколько растерялся, потому что дальше начались «ёлки», «эпохальные кони» и «вовек застрелиться», мысль ускользнула. Как водится: ничего непонятно, но очень интересно. И да, «контрабандитские» или «контрабандистские»?
24. ПАЛАД «неспешно про»
http://stihi.ru/2021/02/27/3566 номинатор Вайлит
от гопника до суперстрогих дам
от деда щукаря до тёти сони
случись что человек рождён не там
где жил бы с ощущением гармони
с такого с позволения кина
страдая когнитивно и внатуре
век прозябает он или она
из плюшки превращаясь в хачапури
слипается в одно ночей и дён
утратившее смысл чередованье
но я-то там где надо был рождён
(респектик повитухе бабе ане)
встречаю утро в лучшем из миров
под песню отощавшей за ночь кошки
физически и умственно здоров
отплясывает солнце на ладошке
гордясь окном с восточной стороны
неспешно продвигаюсь по паркету
водичка в ванной
в кухоньке блины
по пять шагов в ту сторону и в эту
и дабы буридан не уволок
в прострацию – куда ступать сначала
монетку запускаю в потолок
чтоб стукнясь металлически звучала
с посланием судьбы от потолка
балкошик есть для творчества и мает
прихожая не шибко велика
но развернуться мне пока хватает
подлакомясь во сне ли
наяву
халвушкой из сезамного буфета
кивну: спасибо дом где я живу
спасибо джек построивший всё это
Жизнь удалась! А стих нет.
25. СОЗЕРЦАЮЩАЯ МНОГО РАЗ «Ещё декабрьская докука»
http://stihi.ru/2020/01/01/6495 квота Юлии Миланес за редактирование отборочного тура
Ещё декабрьская докука,
и ветви стылые скрипят,
как будто в силе убаюкать
короткий посвист снегиря.
Река ослабленная дышит,
в ней рыбы снулые дрожат.
Зима расчетлива с излишком,
да снег кидает наугад.
Гадалке что? Сгибая спину,
читать по знакам на руке.
Ущербный месяц ножик вынул,
и незамеченный никем
вспорол грудину поднебесья,
на землю вытряхнув муку;
и забелило честь по чести,
но уши вняли шепотку.
А значит время шагом числить,
дорогу меж изветных вех...
Над Мойкой – мостик коромыслом,
и Пушкин кутается в мех.
Очень, мягко говоря, классично. Тут вам и четырехстопный ямб, и «докука», и «ветви стылые». Если бы это стихотворение написал кто-нибудь из друзей Пушкина в начале XIX века, было бы понятно и, возможно, даже хорошо. Но для чего сейчас писать так, как писали два века назад те, кто тогда же ратовал против архаики в литературе?
26. ЭМКЕЙ «Дамаск»
http://stihi.ru/2020/12/06/8277 квота Дениса Ткаченко за редактирование отборочного тура
Я глобус раскрутил – куда кривая выведет?
Сыграем в города, найди меня, найди меня.
Надену камуфляж – неузнанный, невидимый,
захочешь удержать, тогда наверняка стреляй.
К плечу плотней приклад – я на прицеле снайперском.
Дыханье задержи, со мною можно запросто.
Запуталась в следах на выщербленном гравии?
Пойдешь по адресам, проверить не забудь Дамаск.
Заученный ответ – хорошим быть наскучило.
Я смерти не боюсь, боятся невезучие!
Порезавшись стеклом, ветра орут пронзительно.
Пока не рассвело, пишу на диктофон стихи.
Взрывается рингтон напевами восточными –
все лучше, чем с ума сходить от одиночества.
Все лучше – сквозняки, аэродромы стылые.
Дверь настежь распахни, на волю отпусти меня…
Порезавшиеся стеклом ветра — это красиво. В целом, вроде бы, все понятно. Но, наверное, просто совсем не моя тема. «захочешь удержать, тогда наверняка стреляй», «Пойдешь по адресам, проверить не забудь Дамаск»… Ну, не знаю. Гимн Иностранного легиона?
27. НАТАЛИЯ ЮРКЕВИЧ «Февраль»
http://stihi.ru/2018/03/22/7539 номинатор Юрий Семецкий
– Вот доживёте и поймёте…
А не хотим. Ни доживать. Ни понимать.
Пока мы оба на работе,
Скучала мать. Лежала мать. Ворчала мать.
Потом пошла по кухне шаркать,
Стонать, кряхтеть, скрипеть дверьми.
А мне ничуть ее не жалко.
Ничуть…Эх, чёрт меня возьми!
Сидит. Сейчас подам ей кашу.
Потом за нею подотру.
Да не чужая мама – наша.
Но я давно себе не вру
И злюсь. Нисколько не в отместку
За каждый прошлый долгий год,
За то, что мучает невестку,
За то, что сволочью зовет
И оживляется в беседе
Про аритмию и артрит,
И сладко врет про нас соседям,
И с Богом, кажется, хитрит.
Да, я любить ее обязан.
Похоже, вариантов нет.
Давно в мозгу завязла фраза:
«Я родила тебя на свет!»
И каждый день твердит о смерти.
Мол, все равно – что ад, что рай.
А я…хоть верьте, хоть не верьте,
Не говорю: «Не умирай».
Кому нужна такая честность?
Кого на самом деле жаль?
А перед нами неизвестность
И растревоженный февраль.
Метет… и под ногами каша.
И день длинней на целый час.
А это мама...мама наша
Уходит медленно от нас.
Но, боже мой, какая скука c больным сидеть и день и ночь… Странно, что здесь нет слова «докука» и «стылых ветвей». Вернее, они есть, просто остались между строк. Собственно, у того же Пушкина уже была эта тема. Но он двести лет назад закрыл этот гештальт талантливее.
28. АЙНА КЭМ «Бусинка»
http://stihi.ru/2020/06/03/5712 номинатор Юрий Семецкий
Ни моргнуть, ни выдохнуть, ни пропеть петухом,
Только мимо недели летят газелями.
А легко ж быть потерянной бусинкой подо мхом,
Легко и зелено.
Только птицы порой кричат, и растёт самшит.
У больших насекомых трясутся усики.
И никто вину ненужную не внушит
Потерянной бусинке.
Вдалеке громыхает музыка, пьют вино.
Насекомые никому ничего не скажут.
А смуглый чужой ребёнок давным-давно
Оплакал пропажу.
Здесь все в порядке. Ничего плохого, слава богу, не скажу. Бусинка есть! Хочется еще и звезду с неба, но со временем наверняка будет и она.
29. НАДЕЖДА НОВИЦКАЯ 2 «За налимами»
http://stihi.ru/2021/05/16/1215 номинатор Владимир Цюпин
Когда закат затеплится малиново,
не сплавиться ли снова за налимами
по ленте остывающей реки,
где сосны вековыми пилигримами
вдоль полусонных склонов, нелюдимые,
бредут к заливам... Лбы и островки —
приволье для кочевья лебединого,
а воды с бирюзовыми глубинами
сочнее, чем Мальтийский фиолет;
там лилии кружатся балеринами —
меж их ногами, тонкими и длинными,
налимы ходят сотни тысяч лет.
Как вспомнишь эти льющиеся линии
ленивых тел и плавников оливковых,
хвосты вальяжные, усатый славный вид,
навалится печаль неодолимая —
ведь у налимов тоже есть любимые,
им по зиме опять на нерест плыть...
Похоже, не сидеть в ночном под ливнями
осенних звёзд, и фрикассе налимьего
не пробовать... Не велика беда!
Пускай лоснятся шёлковыми спинами
среди лазурных лун с лиловой тиною —
держи весло!... подкормим, как всегда.
И снова несколько архаично. И снова пастораль. А вот концовку я не понял. «Похоже, не сидеть в ночном и фрикассе налимьего не пробовать… Не велика беда! Держи весло! Подкормим, как всегда.» То есть они все-таки пошли в ночное, чтобы есть налимье фрикассе? Но тогда почему грустит котик (зачеркнуто) лирический герой?
30. АНДА «Моему городу»
http://stihi.ru/2020/02/11/3591 номинатор Ильдар Харисов
От легкости осталось два пера,
Забытые сорокой у забора.
Дровяники, овраги, косогоры,
Унылое звучанье комара.
За скобками остался целый город,
Как бомж, не похмелившийся с утра.
На вывеске название: «Орлов».
И герб с орлом, и красный берег Вятки,
Ряды дворов, разрезанных на грядки.
Какой там город? Бедное село.
Он с памятью моей играет в прятки,
Качая занавески за стеклом.
У магазина встретился алкаш.
Привет Андрей! Я жму невольно руку.
В его глазах томление и скука:
Полсотни на «лечение» не дашь?
Спасаю неопознанного друга,
С сомненьем добавляю на беляш.
По старому мосту через ручей
Тягучий день ползет за горизонты.
Здесь дольше оставаться не резонно,
Пора бежать от Родины моей.
Но я стою, как сталкер в центре зоны,
И там ничей и здесь уже ничей.
Сорока на юга не улетит...
И тополя, и домики все те же.
Щемящая, убийственная нежность,
Надежно позабытая в пути.
На кладбище не ходят за надеждой.
Я прячу взгляд. Прости меня, прости...
И в третий раз тема возвращения в родные места (см. номером 9 «Стрельна» и номер 22 «тише тишайшей воды»). Алкаш несколько выбивается из общей схемы, но в остальном все то же самое.
31. ДАРИ-ЭКС «Печка»
http://stihi.ru/2021/05/08/5999 номинатор Ильдар Харисов
Дверь заперта на видавший меня засов.
Остров тепла, робинзоновы я и печка.
Думаю: сколько в тебе сожжено лесов.
Сколько во мне. И насколько дрова не вечны.
Гаснешь и гаснешь. И снова тебя топлю.
Фыркаешь страстно, кирпичная капризуля.
Капли танцуют под ветра сопливый блюз,
линии жизней на мутном стекле рисуя.
Пламя погладило локон берестяной –
странной любовью с огнём занялось полено.
В тихой истерике ходики за стеной
давят на мозг, издеваются: тленно, тленно...
Капли долдонят: подбрасывай и терпи.
Печка талдычит: я грею, мне больно надо.
Кончится дождь – и устану тебя топить.
Дёрну в леса
от холодной тупой громады.
По статистике 75% населения РФ живет в городах. Но такое ощущение, что русские поэты живут почти исключительно в деревне. Или как вариант пишут стихи, лишь возвращаясь в деревню, в которой провели детство. Но пара находок есть.
32. АННА ЛУКАШЕНОК «Мне приснилось»
http://stihi.ru/2021/06/16/5464 номинатор "Термитник поэзии"
Мне приснилось, как будто мы два клеста
Нами правит хвойная пустота,
Впереди – только шишек еловых рябь,
Только небо, сложенное из льда
Мы влюбились друг в друга уже тогда,
Когда слётками падали из гнезда
Я признался тебе, что тебя люблю,
Протолкнув кислород через гнутый клюв
Мы зачали птенцов, когда был мороз
Я звериную шерсть сквозь иголки нес
В этом странном зимнем клестином сне
Я чирикал, а ты – отвечала мне
И проснувшись я долго не мог понять,
Почему держит в белом меня кровать –
Это после смерти седой снегирь
Уволок меня в человечий мир
Хороший текст должен что-то изменить в читателе. В этом тексте как бы и нет ничего плохого. Но я и не чувствую, что он во мне что-то меняет. Ну, приснился лирическому герою сон про то, что он и его подруга клесты. А что бы изменилось в тексте, если бы ему приснилось, что они белки? Или ежики? Вроде бы, ничего. Совершенно рендомные животные, не несущие никакого смысла. А потом герой проснулся. И мы ничего не узнали ни про его подругу, ни про него, ни про то, зачем он нам рассказал этот свой сон.
33. ВИКТОРИЯ КОЛЬЦЕВАЯ «Вольно»
http://stihi.ru/2021/01/27/4205 номинатор Регина Соболева
Вольно лязгает по мне последняя нелюбовь,
то в одну маневрирует сторону,
то в другую.
Я несу ее издавна, до рельс и до поездов
в кроманьонском лесу.
Весной токуя, зимой тоскуя.
Отрываю от ребер корни сосны,
отрезаю сучья, чтоб волосы отрастали.
Сколько крови растаяло,
а ношу мою не смыть,
обнажается и звенит из проталин.
Покрывается дерном, щебнем, ржаным песком.
Забывает, как обращаться, хоть помнит имя.
Говорит со мной, а думает о своем.
Мы и раньше были такими.
Говорит со мной, а думает,
да и нет.
Не сегодня, завтра,
не здесь, а где там.
И на ком-то же белой глиной сошелся свет.
Или снег сошел
из резких порывов света.
Снег идет и пухнет таинственным полотном,
тканой смертью на раскройном столе,
лепной любовью.
Говорит со мной и думает о своем
лебедином, орлем, обветрившемся,
воловьем.
В начале показалось, что вот сейчас мне расскажут интересное — про нелюбовь, про «весной токуя, зимой тоскуя». Но все ушло в какую-то другую сторону и закончилось снегом, который одновременно и лебединый, и воловий.
34. АИДА СМИРНОВА «А вот эту женщину...»
http://stihi.ru/2021/02/14/2281 номинатор Регина Соболева
А вот эту женщину никогда не любил Рафаил.
Он носил её нитью красной на своём запястье.
Прятал бережно под рукав и говорил:
"Хоронись. Обплюют же счастье.
Толпа клыкаста".
А вот эту женщину не мазал дегтярной мазью.
Не спасал, не жалел, не миловал – нет нужды.
Этой женщины голос серебряный,
сочился вязью,
пышным, нежным, кружевом чистой волны.
А вот эту женщину,
а вот эту!
Никогда не любил Рафаил, никогда не любил...
Раскрылатившись небом лазурным, шелестом ветра,
он укутал её в облака
и боготворил!
-------------------------------------
**Вязь — тип письма, в котором буквы сближаются или соединяются одна с другой и связываются в непрерывный орнамент.
*Рафаил – имя одного из семи архангелов, архангел-исцелитель, который оберегает и защищает людей и зверей, способен их излечивать.
Ну, во-первых, сноски нужно убрать. Писать нужно так, чтобы все было ясно без сносок. Тем более, что вряд ли кто-то не знает, что такое вязь. Непонятно: об одной женщине идет речь или о трех. Если о трех (первую он берёг под рукавом, вторая сама за себя могла постоять, а третью он боготворил, «раскрылатившись небом»), если так, то что же это за архангел такой любвеобильный? А если женщина все-таки одна, то «прятал бережно» и «не спасал» не очень состыковываются друг с другом. И присказка «А вот эту» как бы намекает на множество женщин. И, кстати, почему архангел Рафаил, а не, к примеру, кладовщик Михаил?
35. АНАСТАСИЯ КИНАШ *** («Запиши на доске число, отступи строку...»)
http://stihi.ru/2021/07/19/7841 номинатор Александр Оберемок
Запиши на доске число, отступи строку.
Не используй чёрного, красного. Не мельчи.
Посмотри – крадутся тени по потолку:
Птичьи и паучьи, а может вообще ничьи.
Рот закрой, ровнее спину – таких едят
С неохотой даже чудища из шкафов.
Вот задача: в классе было два икс ребят,
Жизнь на ноль помножила. Кто отвечать готов?
На картинке в книге хмурый осенний лес
Бродят призраки, ссутулившись в хвойной тьме.
Напиши сочинение: "Если бы я исчез,
Кто бы плакал тихонько и звал меня в каждом сне?"
А теперь мы рисуем себя через много лет.
Петя будет пожарник, а Маша окончит вуз.
Ира сдаст пустой лист – Иры попросту больше нет
– Можно, – Ира мне шепчет, – я всё-таки подпишусь?
Вот бы завтра каникулы, вот бы они уже
Не закончились. Не закончились. Не закон...
На доске шипят звёзды, как ягодное драже,
И не видно не зги из разбитых давно окон.
Здесь наверняка можно было бы подискутировать. Потому что до последней строки мне нравится. Последняя строка в таком ее виде очень предсказуема. Было бы круто (может быть) дать там что-то более конкретное, с привязкой ко всему предыдущему. Ну, не знаю. Что-нибудь типа «И не сочится свет из давно разбитых школьных окон». Ритм, разумеется, не тот. Но мысль вот такая. Хотя, может, лезу лапой не в свое дело? А еще вот этот момент: «– Можно, – Ира мне шепчет, – я всё-таки подпишусь?» Почему «мне»? «Я» это кто, одноклассник Иры или учитель? Одноклассника ведь она не будет спрашивать. Да и вообще, вот это «мне» выбивается из общего «безличия». Или?
36. АННА ГЕРМАНОВА «Игра со спичками»
http://stihi.ru/2021/05/23/222 квота ГР за ведение рубрики "В гостях у..."
Спичек есть немного, но ни одну
не зажечь, не высветить глубину
тьмы неизречённой, подобной той,
в первый день творения над водой.
Тишина входящему, немота
поднялась до глаз, залила до рта,
к темени всё ближе за пядью пядь,
непонятно даже, зачем дышать,
если здесь так тихо и так темно,
что не видно воздуха всё равно.
Мне пора на дно, не теряя сил,
если жернова не перекосил
(где один — небесный, другой — земной)
мой уход и то, что ушло со мной.
Так за камнем камень, за пястью пясть
зев Левиафанов, слепую пасть
миновать на ощупь и ото дна
оттолкнуться вверх, где мерцать должна
в сводах, мне неведомых, в толще вод
память не на вдох, а скорей на вход
в тесное пространство моей тоски,
каменные губы, а в них пески,
на которых яростный мреет свет,
в нём ни упованья, ни скорби нет,
в нём завет от Бога, благая весть —
мало или много, но спички есть.
«Спичек есть немного, но ни одну не зажечь, <…> завет от Бога, благая весть — мало или много, но спички есть.» По прочтении возникает вопрос: на кой они дались, эти спички, если их все равно не зажечь? И в чем тогда благая весть? Вот так и с религиями — весть есть, а смысла нет.
37. АЛЕКСАНДР РА «Уходя (неземное)»
http://stihi.ru/2021/02/04/9024 отборочный тур для резидентов
(неземное)
Переливаясь как вода
из переполненных сосудов,
во тьму сползает божий дар
по ободку круглейших суток.
Бурчит натруженный мотор,
он очевидно рад стараться –
не то в меня влюблён, не то
в неотвратимость дальних странствий.
Вплетаясь в этот звукоряд,
кричат расстроенные птицы,
как будто передать хотят
со мной нехитрые гостинцы.
А мир, поросший небыльём,
бесстрастен и сосредоточен,
но для потехи окаймлён
кольцом крылатых многоточий.
Непостижимые никем,
они общаются со мною
на нерождённом языке
и обещают неземное.
Странно, но факт: как только в тексте появляются «неземное» и «божий дар», в нем сразу пропадает логика. Если когда-нибудь со мной начнут общаться многоточия, я обращусь к соответствующему врачу. А если я читаю про божий дар, который ползет из сосуда (да еще рядом с ним слово «суток» приветствует рифму «уток»), то мне становится стыдно за свои ассоциации.
ШОРТ-ЛИСТ
Мой несомненный фаворит и еще пять лучших, на мой взгляд, текстов:
6. ЛАНА ЮРИНА «Слишком поздно»
http://stihi.ru/2021/06/27/2657 отборочный тур для резидентов !!!
1. РЕЧНАЯ НИМФА «Трансатлантик»
http://stihi.ru/2017/10/08/5202 квота ГР за редактирование отборочного тура
2. ВЕРОНИКА СЕНЬКИНА «Абхазии с любовью»
http://stihi.ru/2016/10/31/9847 номинатор электронный литературный журнал «Филигрань»
5. КАТЯ СУ «Харитонов в храме богини Аматэрасу»
http://stihi.ru/2021/04/29/5693 отборочный тур для резидентов
28. АЙНА КЭМ «Бусинка»
http://stihi.ru/2020/06/03/5712 номинатор Юрий Семецкий
35. АНАСТАСИЯ КИНАШ *** («Запиши на доске число, отступи строку...»)
http://stihi.ru/2021/07/19/7841 номинатор Александр Оберемок
Свидетельство о публикации №121082001148