Киты стихосложения
и идея, и сюжет, и подача... в основном... Но невозможно не споткнуться о
слово, в котором есть сдвиг (кому-то нравится смещение, правильно - распад) родного ударения в слове, несовпадение с метрическим.
Оно, это слово, хорошее, даже сильное, выражает суть задумки, мысли, но покорёженное сдвигом ударения, режет слух. Топчешься, отрабатываешь вариант и... теряешь нить. А Дмитрий Быков говорит - не легко её(нить) найтить.
Но сейчас хочу поговорить о пиррихии и спондее.
Для начала возьмём строчку из стихотворения М.Цветаевой:
Мне нрАвитсЯ, что вЫ больнЫ не мнОй.
Вспомним, что на предлоги, союзы и частицы логическое ударение у нас не падает, а на местоимения падает, но довольно редко, то перед нами хорошо узнаваемый ябм: чередование безударного и ударного слога. Только в трехсложном слове «нравится» по схеме ямба должно быть два ударения, чего в нашем языке не бывает. Вот это пиррихий — безударный слог на месте ударного по схеме двусложного размера, ямба или хорея.
В стихах начинающих поэтов пиррихии возникают сами собой, где попало и как попало, но в стихах поэтов классиков — они часть ритма. (При анализе начинающих это отмечается, как недостаток)
Что делает пиррихий со стихом? Он смягчает это чеканное двустопие, слегка его размывает, чуть удлиняя течение стиха, при это не нарушая ритм.
Посмотрите, как мастерски передал В.Маяковский барабанный ритм в своих строках из стихотворения «Наш марш».
Дней бык пЕг.
МедленА дней арбА.
Наш бог бЕг
Сердце нАш барабАн. (ни единого сдвига родного слову ударения!)
Но одними пиррихиями стихи не напишешь, хоть одно ударение да должно быть в слове, то спондеями теоретически можно. И поэты не раз брали на себя такую зубодробительную задачу. В основном эти стихи — смелые эксперименты, не более того. Только, пожалуй, Марине Цветаевой в ее стихотворении «Возвращение вождя» удалось сделать из спондеев стихотворение огромной художественной ценности.
Конь - хром.
Меч ржав.
Кто - сей
Вождь - толп?
На спондеях построено стихотворение В.Брюсова:
ДУй, дУй, ДУвун! СтОн тьмЫ по трУбам,
Стон, плач, о чем? по ком? Здесь, там —
По травам, ржавым, ах! по трупам
Дрем, тминов, мят, по всем цветам,
Вдоль троп упадших тлелым струпом,
Вдоль трапов тайных в глушь, где стан,
Где трон вздвигал, грозой да трусом
Пугая путь, фригийский Пан.
Спондеи в большом количестве тяжело воспринимаются - давят.
(не забываем пропускать слоги, на них ударение не падает.
И снова - ни единого сдвига ударения родного словам).
Однако, нельзя ни забыть, ни пренебречь ещё
одним из таких ключевых понятий в стиховедении, которым является ИКТ.
Рассмотрим, что он представляет собой.
«ictus» на латыни - «толчок, удар».
Совокупность иктов и междуиктовых интервалов образует стихотворную стопу. Благодаря чередованию слабых и сильных мест в произведении формируется особый узнаваемый ритм, выраженный в понятии «метр».
В отечественное силлабо-тоническое стихосложение понятие «икт» перешло с некоторыми изменениями:
ударения в словах часто не совпадают с распределением сильных мест в стихе. Представляется почти невозможным написать стихотворение, например, четырёхстопным ямбом так, чтобы все ударения располагались строго на соответствующих им позициях. В строке такого произведения будет содержаться от двух до пяти и более ударений, хотя метром предусмотрено ровно четыре. Таким образом, в русской силлаботонике иктом называют ритмическое ударение в стихе, которое может не соответствовать собственному словесному ударению слова, входящего в состав этого стиха. В этих случаях при чтении произведения ударение перемещается на слог, требующий того в соответствии с размером. Вот пример такой перестановки:
Ходи|, изба!| Ходи, |печь,| хозя|ину |негде| лечь!
(Тут печь, тут дежа, тут цалуются лежа)
А хо|зяйка |моло|да| пиро|жочков| напек|ла… (ХОРЕЙ)
«Ходи, изба…», русская народная песня.
Как видим, размером является шестистопный хорей, осложнённый двумя ударными слогами в середине и конце строки. Для соответствия ему ударение в некоторых словах (правильное ударение – «ходИ», «избА») переходит на другой слог, а в иных («хОзяИну», «пИрожОчков») – появляется ещё одно ударение. Такие дополнительные акценты называются сверхсхемными ударениями.
На практике же в силлаботонике икты часто совпадают со словесными(!) ударениями. Вот ещё несколько примеров того, как распределяются икты в произведениях:
Что ты жА|дно глядИшь |на дорО|гу
В стороне |от весё|лых подруг?
Знать, заби|ло сердеч|ко трево|гу –
Всё лицо| твоё вспых|нуло вдруг.
«Тройка», Н. А. Некрасов.
U U –; трёхстопный анапест с двумя сверхсхемными ударениями, икты располагаются на третьем, шестом, девятом слогах.
ШЕпчутся | тИхие |вОлны,
Шепчется |берег с дру|гим,
Месяц ко|лышется |полный,
Внемля лоб|заньям ноч|ным.
«Памяти А. А. Фета», А. А. Блок.
–; U U трёхстопный дактиль, икты на первом, четвёртом и седьмом слогах.
Было бы странно, если бы вдруг выявилось: месЯц, внемлЯ.
В тоническом стихосложении икты играют особую роль, так как становятся важнейшими ритмообразующими факторами. Их количество зависит от числа слов, входящих в стих. Межиктовые интервалы приобретают переменный объём, а размер определяется по числу сильных мест. Вот пример дольника с четырьмя иктами в каждой строке.
В ту нОчь| мы сошлИ| друг от дрУ|га с ума,
Светила| нам только |зловеща|я тьма…
(амфибрахий. Ни сбоя ритма, ни сдвига -
перемещения - ударений, ритма - нет! Гениально! Классика!
(«В ту ночь мы сошли друг от друга с ума…», А. А. Ахматова).
Таким образом, икт является одним из важнейших компонентов в стихосложении. В различных системах он играет ключевую роль, формирует ритм и усиливает напряжение в стихотворной речи.
Из неприглядной дискуссии с одной дамой на Стихи.ру, оправдывающей
сдвиг, перенос собственного ударения слова в неположенное ему место,
родилась у меня эта тема.
Но как я счастлива окунуться в безбрежность и бездонность
поэзии великой, возвышающей, священной и освящающей, а в своём понимании
и творчестве сделать ещё один шаг к ней...
(Использовала материал из разных и в открытом доступе источников:
http://olgaveiga.ru/ - ВЕЧНЫЙ СТУДЕНТ(Сайт, посвящённый культуре, гуманности,
истории и самопознанию.
https://svetagonch.blogspot.com/ - АРТ.-Блог Светланы Гончаренко.
Поэзия. Проза. Анализ текста. Стихосложение. - и др)
Свидетельство о публикации №121081907878