Сердце и душа

В сердце пустоты нет. Иер.17;9: «Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его?». Мтф.15;19: «Из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления». Мтф.12;34-37: «Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста. Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое. Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься». Рим.5;5: «Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам». Гал.5;22,23: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание». Я девять раз повторил Рим.5;5, всякий раз называя другой плод духа. Это всё содержится в наших сердцах. В сердце пустоты нет. А где? В душе. Душевная пустота. Надо заполнить душу. Словом, молитвой, славой и постом. Пс.41;6-12.

Мы говорим, что у некоторых людей злые, тёмные, коварные, вздорные, неуживчивые, вспыльчивые сердца, у других грубые, чёрствые, холодные, неотзывчивые, у третьих чистые, отзывчивые, чуткие, добрые, любящие, кроткие, смиренные и т. д. Чуткое сердце не молчит, тревожится, волнуется, млеет, умиляется. Оно – барометр наших внутренних реакций на наши внешние обстоятельства, наши поступки, поступки окружабщих нас людей, барометр наших внутренних состояний.

Сердце учащённо стучит, колет, болит, давит, томится, стонет. Разные люди ощущают его в разных местах, иногда чувствуют, что оно упало или ушло в пятки.

Поскольку сердце обладает такой чуткостью и глубиной, древние считали его органом мышления, отличали мудрые и разумеющие сердца от глупых и не разумеющих.

Однако мы знаем, что на самом деле ни сердца, ни другие органы наших тел ничего не чувствуют. Это мы чувствуем их по сути дела нашим мозгом, обрабатывающим сигналы, поступающие в него из периферической нервной системы. Мы чувствуем и мыслим только мозгом. Что же тогда остаётся библейскому сердцу? Его сердечность, срединность, внутренность. Бог чудесным образом достиг этой нашей внутренности, вдохнув при сотворении нас в наши ноздри дыхание жизни. «И сформировал Господь Бог человека – прах земли, и вдохнул ему в ноздри дыхание жизни, и стал человек живым существом» (Быт.2;7). Бог создал особенное небесно-земное существо, не сотворив его из пыли, а сделав его прахом земли (18) и одухотворив его Своим дыханием жизни (нишмат хаим), вдунутым в ноздри человека. Таким способом Бог сотворил человеку духовное сердце, связанное, видимо, с дыхательной системой (лёгкое, свободное, стесненное дыхание и др.). Это реальный духовный центр личности человека, изначально заполненный исключительно Божьим, а после грехопадения и сатанинским содержанием.
 
Наша душа – наши восприятия, чувства, мысли и воля – способны воспринимать и осознавать как внешний для нас мир так и это внутреннее наше духовное содержание, под взаимным воздействием которых в наших душах возникают ощущения, образы, представления, мысли, мотивы, побуждения к действию. Возникает проблема выбора: какой частью нашего духовного сокровища нам пользоваться, Божией или сатанинской? Выбор за нами. В помощь нам Сам Бог, наше доверие Ему, наше упование на Него. Для того, чтобы мы делали правильный выбор, мы должны наполнять наши души Богом. От этого постоянного делания станем побеждать в искушениях.


Рецензии