Сердце и душа
Мы говорим, что у некоторых людей злые, тёмные, коварные, вздорные, неуживчивые, вспыльчивые сердца, у других грубые, чёрствые, холодные, неотзывчивые, у третьих чистые, отзывчивые, чуткие, добрые, любящие, кроткие, смиренные и т. д. Чуткое сердце не молчит, тревожится, волнуется, млеет, умиляется. Оно – барометр наших внутренних реакций на наши внешние обстоятельства, наши поступки, поступки окружабщих нас людей, барометр наших внутренних состояний.
Сердце учащённо стучит, колет, болит, давит, томится, стонет. Разные люди ощущают его в разных местах, иногда чувствуют, что оно упало или ушло в пятки.
Поскольку сердце обладает такой чуткостью и глубиной, древние считали его органом мышления, отличали мудрые и разумеющие сердца от глупых и не разумеющих.
Однако мы знаем, что на самом деле ни сердца, ни другие органы наших тел ничего не чувствуют. Это мы чувствуем их по сути дела нашим мозгом, обрабатывающим сигналы, поступающие в него из периферической нервной системы. Мы чувствуем и мыслим только мозгом. Что же тогда остаётся библейскому сердцу? Его сердечность, срединность, внутренность. Бог чудесным образом достиг этой нашей внутренности, вдохнув при сотворении нас в наши ноздри дыхание жизни. «И сформировал Господь Бог человека – прах земли, и вдохнул ему в ноздри дыхание жизни, и стал человек живым существом» (Быт.2;7). Бог создал особенное небесно-земное существо, не сотворив его из пыли, а сделав его прахом земли (18) и одухотворив его Своим дыханием жизни (нишмат хаим), вдунутым в ноздри человека. Таким способом Бог сотворил человеку духовное сердце, связанное, видимо, с дыхательной системой (лёгкое, свободное, стесненное дыхание и др.). Это реальный духовный центр личности человека, изначально заполненный исключительно Божьим, а после грехопадения и сатанинским содержанием.
Наша душа – наши восприятия, чувства, мысли и воля – способны воспринимать и осознавать как внешний для нас мир так и это внутреннее наше духовное содержание, под взаимным воздействием которых в наших душах возникают ощущения, образы, представления, мысли, мотивы, побуждения к действию. Возникает проблема выбора: какой частью нашего духовного сокровища нам пользоваться, Божией или сатанинской? Выбор за нами. В помощь нам Сам Бог, наше доверие Ему, наше упование на Него. Для того, чтобы мы делали правильный выбор, мы должны наполнять наши души Богом. От этого постоянного делания станем побеждать в искушениях.
Свидетельство о публикации №121081806546