Саул, первый царь Израильский
Я недавно написал о том, что Господь мог изменить свое решение под действием просьб и молитв (Моисея), при этом я написал, что это единственный известный мне случай в Библии. Однако, вся история с Саулом, не просто об изменении решения, но и о признании Господом своей ошибки. И вот тут стоит поразмыслить. Саул был первым царем Израиля, напомню: «и пошел весь народ в Галгал, и поставили Саула царем перед Господом». Нужно сказать, что была упорная война против Филистимлян во все время Саулово. О Самуиле и Сауле я подробно писал, но еще раз: Самуил, который помазал Саула царем над народом Господа, передал как-то Саулу, что Господь Саваоф вспомнил о том, что сделал Амалик Израилю, как он противостоял ему на пути, когда он шел из Египта. «Теперь иди, истреби Амалика, истреби все, что у него: и не давай пощады ему, но предай смерти от мужа до жены, от отрока до грудного младенца, от вола до овцы, от верблюда до осла». 1-я Царств 15, 3.
«И поразил Саул Амалика , Агага, царя Амаликова, захватил живого, А народ весь истребил мечом.» Но Саул и народ пощадили Агага, и лучших из овец, и волов и откормленных ягнят, «и было слово Господа к Самуилу такое: жалею, что поставил Я Самуила царем, ибо он слова моего не исполнил.» 1-я Царств 15, 11. Далее происходит разборка между Самуилом и Саулом. И «разрубил Самуил Агага пред Господом в Галгале». Больше Самуил не видался с Саулом, но печалился о нем, потому, что «Господь раскаялся, что воцарил Саула над Израилем» 1-я Царств 15, 35.
Далее известная история: «почивал Дух Господень на Давиде с того дня. А от Саула отступил Дух Господень, и возмущал его злой дух от Господа». 1-я Царств 16, 13-14.Саул знал, что Господь отступил от него и сделался его врагом, по словам Самулила, и все это из-за неубитых овечек. Саул продолжал войну против Фелистимлян, но на горе Гелвуе они убили сыновей его, а «Саул взял свой меч и пал на него». Так что, вся эта история закончилась самоубийством Саула и воцарением Давида над Израилем.
Хочу обратить внимание на факт ошибки Господа, и его признание своей ошибки. А также, что для меня было удивительно, что у Господа бывает злой дух.
Я не Невзоров, и не Лев Кассиль, и не занимаюсь собиранием несуразиц и противоречий, я просто хочу понять текст. Я даже не выступаю ни за веру, ни против веры, мои личные убеждения я хотел бы оставить при себе и в покое.
Итак, Саул – царь Израильский, лишенный покровительства Господня, а Давид, помазанник Божий, помазанный Самуилом без уведомления Суала. Идет война с Филистимлянами, которые в военном и техническом отношении опережают Израильтян. Войска Филистимлян и Израильтян собрались в Еффес-Даммиме (в долине дуба). Из строя Филистимлян выступил единоборец Голиаф (ростом шести локтей и пяди). И он кричал полкам Израильским, чтобы они выбрали кого-то для сражения с ним. «Израильтяне очень испугались и ужаснулись». В общем, хотел Голиаф посрамить полки Израильские. Выставлял себя Фелистимлянин сорок дней (!). В это время Давида, который пас коз недалеко от Вифлеема, отец послал принести съестное своим братьям, которые были в войске Саула. И вот, Давид услышал позорящие слова Голиафа и решил принять вызов. После разговора с Саулом, тот согласился на борьбу Давида с Голиафом, и отдал ему свое воинское снаряжение. Но Давиду в нем было не комфортно, так что он его снял и взял в руки пращу и камни.
Я недавно узнал подробно об использовании пращи в древности. Это было страшное оружие, и просуществовало оно до возникновения огнестрельного оружия. Использовалось в Египте, Греции и Риме и в Средние века, римляне готовили специальные пули, отточенные камни или свинцовые болванки. Инки использовали золотые и свинцовые пули.
Собственно, сам бой был коротким: Давид первым же камнем попал Голиафу в лоб и убил его. Филистимляне, увидев, что силач их умер, побежали. И все это не так уж интересно, интересна реакция Израильтян: «При возвращении Давида с победы над Филистимлянином, женщины из всех городов Израильских выходили навстречу Саулу с пением и плясками, с торжественными тимпанами и с кимвалами. И восклицали игравшие женщины, говоря: Саул победил тысячи, а Давид - десятки тысяч! И Саул сильно огорчился, и неприятно было ему это слово, и он сказал: Давиду дали десятки тысяч, а мне тысячи; ему недостает только царства». Так начинается ревность, которая разъедает все как ржавчина.
«И с того дня и потом подозрительно смотрел Саул на Давида. И на другой день: напал злой дух от Бога на Саула, и он бесновался в доме своем, а Давид играл рукою своею на струнах; в руке у Саула было копье. И бросил Саул копье, подумав: пригвожду Давида к стене; но Давид два раза уклонился от него. И стал бояться Саул Давида, потому что Господь был с ним, а от Саула отступил».
Давида любил простой народ, и Саулу нужно было срочно что-то предпринять, например, породниться с Давидом. .
«И сказал Саул Давиду: вот старшая дочь моя, Мерова; я дам ее тебе в жену, только будь у меня храбрым и веди войны Господни. Ибо Саул думал: пусть не моя рука будет на нем, но рука Филистимлян будет на нем». А когда наступило время отдать Мерову, дочь Саула, Давиду, то она выдана была в замужество за Адриэла. Так что, Саул предложил Давиду вторую свою дочь, Мелхолу, Мелхола полюбила Давида, но стать зятем царя показалось Давиду странным и незаслуженным.
«И сказал Саул: царь не хочет вена, кроме ста краеобрезаний Филистимских, в отмщение врагам царя. Ибо Саул имел в мыслях погубить Давида руками Филистимлян». Давиду идея с краеобрезаниями Филистимлян пришлась по душе. «Давид встал, пошел со своими людьми, и убил двести человек Филистимлян, и принес Давид краеобрезания их, чтобы сделаться зятем царя. И выдал Саул за него Мелхолу, дочь свою, в замужество».
И увидел Саул и узнал, что Господь с Давидом, и что Мелхола, дочь Саула, любила Давида. «И стал Саул еще больше бояться Давида и сделался врагом его на всю жизнь».
Ненависть и страх Саула к Давиду разрасталась с каждым днем, и однажды
он послал «слуг в дом к Давиду, чтобы стеречь его и убить его до утра. И сказала Давиду Мелхола, жена его: если ты не спасешь души твоей в эту ночь, то завтра будешь убит». И спустила Мелхола Давида из окна, и он пошел, и убежал и спасся. Так что Мелхола спасла жизнь Давиду, и это важно для дальнейшего, и для понимания Давида.
Дальнейшая жизнь Давида была цепочкой гонений, он просто скрывался от Саула, и это относится к его жизни, а не к жизни Саула, при этом Саул находил еще время на войну с Филистимлянами. В личном плане Давид завел себе еще двух жен, а Саул отдал дочь свою Мелхолу, жену Давидову, Фалтию, что из Галлима.
Давиду и его людям пришлось уйти на Филистимскую землю к царю Анхусу, а в это время Филистимляне собрали войска свои для войны, чтобы воевать с Израилем. И сказал Анхус Давиду: да будет тебе известно, что ты пойдешь со мною в ополчение, ты и люди твои. Однако во время похода князья Филистимские решили, что Давиду и его людям не место в Филистимском войске. Итак, Филистимляне пошли воевать в Изреель, а Давиду было предписано вернуться в Филистимскую землю.
Филистимляне же воевали с Израильтянами, и побежали мужи Израильские от Филистимлян и пали пораженные на горе Гелвуе. И догнали Филистимляне Саула и сыновей его, и убили Филистимляне Ионафана, и Аминадава, и Малхисуа, сыновей Саула. И сказал Саул оруженосцу своему: обнажи твой меч и заколи меня им, чтобы не пришли эти необрезанные и не убили меня и не издевались надо мною. Но оруженосец не хотел, ибо очень боялся. Тогда Саул взял меч свой и пал на него. Так умер в тот день Саул и три сына его, и оруженосец его, а также и все люди его вместе.
На другой день Филистимляне пришли грабить убитых, и нашли Саула и трех сыновей его, павших на горе Гелвуйской. И отсекли ему голову, и сняли с него оружие и послали по всей земле Филистимской, чтобы возвестить о сем в капищах идолов своих и народу; и положили оружие его в капище Астарты, а тело его повесили на стене Беф-Сана.
Добавлю к этой трагедии, что после воцарения Давида, он забрал Мелхолу у второго ее мужа, но в дальнейшем Давид отдалился от неё, и Мелхола умерла бездетной (2 Цар.6:23).
Питер Брейгель Старший «Самоубийство Саула»
17. 8. 2021
Свидетельство о публикации №121081800511