Символы и реальность Эссе

СЕРГЕЙ  НОСОВ

СИМВОЛЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

   Мы мыслим символами.
   Каждый из нас имеет в своей голове целый набор разнообразных символов, на которые он опирается не только в своем мышлении, но и в своих желаниях надеждах и в захватывающих его чувствах.
    Это конечно же не только пресловутые секс-символы так или иначе проникающие в чувства и воображение каждого современного человека, будь он мужчина или женщина.   
       Это и символы смерти - например тот же образ старухи с косой, олицетворяющий издавна безжалостно разящую (скашивающую) людей смерть.
        Это и символы красоты, в особенности чарующей женской красоты - образы Венер,  Афродиты и между прочим юной Мадонны с ребенком в живописи Эпохи Возрождения.
         Ведь Мадонна Рафаэля - это конечно же не просто образ матери (хотя она и изображена на живописном полотне с ребенком). Это образ юной женской красоты, утонченной и вечно женственной, который наделен сильнейшим эмоциональным воздействием на человека и на весь окружающий человека мир.
       С глубокой древности существует фаллическая символика, которую древние наделяли магической силой - силой творчества жизни.
        С древности существует и властная символика Плодородия и Плодоношения -  культ Каменных баб в частности, которые до сих пор встречаются в наших российских (а прежде скифских) степях.
        Реальный мир вне ярких символов человек воспринимает очень поверхностно. Этот мир не запечатлевается в сознании человека надолго, его реалии кажутся незначительными, преходящими и быстро забываются.
         Как к своей неуничтожимой опоре тянется сознание человека во всем и всегда к явной и скрытой символике - за нее держится, ее использует в работе ума, ею увлекается и наслаждается в потоке живых чувств.
         Это властно сказывается и на восприятии человеком искусства.
           Есть такая старая детская шутка. Назови домашнюю птицу без раздумий - курица. Назови русского поэта без раздумий - Пушкин.
             И можно же продолжать эту игру до бесконечности.
              Назови великого русского полководца - Суворов. Назови великого русского композитора - Чайковский.
               Автоматизм срабатывает в сознании любого русского при быстром ответе на такие вопросы. И за этим автоматизмом скрывается устойчивая и властная символика в сознании человека.
               Лучшим поэтом он действительно считается у нас  Пушкина. Лучшим русским полководцем - Суворов. Лучшим русским композитором - Чайковский.    
               Образы этих деятелей культуры и истории как бы окаменели в сознании русских людей. И их уже из сознания русского человека не выбросить никакими силами, никакой критикой поэзии Пушкина, побед Суворова и музыки Чайковского.
              Попасть в обойму таких символических деятелей, которым поклоняются люди в твоей стране (а желательно и в мире в целом конечно же) - заветная мечта каждого амбициозного деятеля искусства, чувствующего что он обладает действительно большим талантом и создает действительно выдающиеся произведения.
                Можно много написать хороших и очень хороших вещей в литературе, в поэзии и прозе и даже в эссеистике и публицистике, и остаться в ней по настоящему незамеченным.
              Потому что твой образ-символ в литературе и в сознании людей не кристаллизовался. Потому что твое творчество никакую значимую и яркую символику не олицетворяет и не отображает.
               Возьмем близкий нам пока пример - фигуру академика Дмитрия Сергеевича Лихачева.
              Он жил в эпоху когда «связь времен» в России прерывалась - большевики безжалостно стирали русское прошлое, внушали народу наивную веру в химеры светлого и счастливого будущего, историческая Россия до трагического 1917-го года была поруганной и растоптанной.
                И  академик Лихачев олицетворял собой не утраченную до конца в России связь времен - он был символом этой связи времен, очень важной в последние десятилетия его жизни. Важной на самом деле и сейчас.
                Ничего по настоящему гениального академик Лихачев не написал.
                Он не был гениальным ученым и гениальным деятелем культуры. Но он гениально почувствовал свое время, свою роль в истории - и остался в истории в итоге.
                Именем академика Лихачева называют ныне проспекты, скверы и улицы. Хотя никто и не знает толком - да что же он написал.
                Академик Лихачев олицетворял и до сих пор олицетворяет в России связь времен - это главное в его судьбе и в его исторической роли.
                И каждый деятель литературы и искусства должен найти символическое воплощение своей роли в культуре - без этого все его творчество, при всех достоинствах, пропадет и для современников и тем более для истории.
                Например Блок был певцом Вечной Женственности. Отблеск  Вечной Женственности ощутим на всем творчестве Блока (вспомним его знаменитую «Незнакомку»).
                Но потом Блок стал певцом исторической катастрофы - сначала надвигающейся, а впоследствии и реальной.
                Истерический восторг от этой катастрофы воплощает собой полубезумная поэма Блока «Двенадцать», которая или точнее мистические «вихри» которой и свели Блока в конце концов в могилу.
                Но Блок ясно чувствовал символику своей судьбы и своего времени. И поэтому и остался в истории.
                А вот Волошин например, что бы он ни писал о Революции, эту символику своего времени  не чувствовал.   
                И что бы он там, кипя страстями на бумаге, не сочинял в своем Коктебеле до и после революции 1917-го года - исторического значения  не имеет.
               Деятель искусства должен знать «алгебру своего времени», должен понимать свое место в этом времени - и тогда его творчество превратится в символ. И этот символ запомнят и его современники и его потомки.
                И творчество такого человека, если у него есть великий талант - сохранится в копилке культуры на долгие века.

                ---------------------------------------------
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Носов Сергей Николаевич. Родился в Ленинграде ( Санкт-Петербурге) в 1961-м году. Историк, филолог, литературный критик, эссеист и поэт. Доктор филологических наук и кандидат исторических наук. С 1982 по 2013 годы являлся ведущим сотрудником Пушкинского Дома (Института Русской Литературы) Российской Академии Наук. Автор большого числа работ по истории русской литературы и мысли и в том числе нескольких известных книг о русских выдающихся писателях и мыслителях, оставивших свой заметный след в истории русской культуры: Аполлон Григорьев. Судьба и творчество. М. «Советский писатель». 1990; В. В. Розанов Эстетика свободы. СПб. «Логос» 1993; Лики творчестве Вл. Соловьева СПб. Издательство «Дм. Буланин» 2008; Антирационализм в художественно-философском творчестве основателя русского славянофильства И.В. Киреевского. СПб. 2009.
Публиковал произведения разных жанров во многих ведущих российских литературных журналах - «Звезда», «Новый мир», «Нева», «Север», «Новый журнал», в парижской русскоязычной газете «Русская мысль» и др. Стихи впервые опубликованы были в русском самиздате - в ленинградском самиздатском журнале «Часы» 1980-е годы. В годы горбачевской «Перестройки» был допущен и в официальную советскую печать. Входил как поэт в «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ВЕРЛИБРА», «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ЛИРИЗМА», печатал стихи в «ДНЕ ПОЭЗИИ РОССИИ» и «ДНЕ ПОЭЗИИ ЛЕНИНГРАДА», в журналах «Семь искусств» (Ганновер), в петербургском «НОВОМ ЖУРНАЛЕ», альманахах «Истоки», «Петрополь» и многих др. изданиях, в петербургских и эмигрантских газетах.
После долгого перерыва вернулся в поэзию в 2015 году. И вновь начал активно печататься как поэт и в России и во многих изданиях за рубежом от Финляндии и Германии, Польши и Чехии до Канады и Австралии.
В настоящее время является автором более 1000 журнальных публикаций в России и за границей.
Печатался в журналах «НЕВА», «Семь искусств», «Российский Колокол» , «ПЕРИСКОП»», «ЗИНЗИВЕР», «ПАРУС», «АРТ», «ЧАЙКА» (США)«АРГАМАК», «КУБАНЬ». «НОВЫЙ СВЕТ» (КАНАДА), « ДЕТИ РА», «МЕТАМОРФОЗЫ» , «ЛИТЕРА НОВА», «ГРАФИТ», «ЛИТКУЛЬТПРИВЕТ!», «СОВРЕМЕННАЯ ВСЕМИРНАЯ ЛИТЕРАТУРА» (ПАРИЖ), «МУЗА», «ИЗЯЩНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ», «НЕВЕЧЕРНИЙ СВЕТ, «РОДНАЯ КУБАНЬ», «ПОСЛЕ 12», «БЕРЕГА», «НИЖНИЙ НОВГОРОД». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ» и др., в изданиях «Антология Евразии», «АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ1 ВЕКА». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ», «ПОЭТОГРАД», «ДРУГИЕ», «КАМЕРТОН», «АРТБУХТА», «ЛИТЕРАТУРНЫЙ СВЕТ», «ДЕНЬ ПОЭЗИИ» , «АВТОГРАФ», «Форма слова» и «Антология литературы ХХ1 века», в альманахах « НОВЫЙ ЕНИСЕЙСКИЙ ЛИТЕРАТОР», «45-Я ПАРАЛЛЕЛЬ», «ПОРТ-ФОЛИО»Й (КАНАДА), «ПОД ЧАСАМИ», «МЕНЕСТРЕЛЬ», «ИСТОКИ», «БИЙСКИЙ ВЕСТНИК», «ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ БУКВ», « АРИНА НН» , «ЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИ» (ГЕРМАНИЯ), «СИБИРСКИЙ ПАРНАС», «ЗЕМЛЯКИ» (НИЖНИЙ НОВГОРОД) , «КОВЧЕГ», «РУССКОЕ ПОЛЕ», «СЕВЕР», «РУССКИЙ ПЕРЕПЛЕТ», «БАЛТИЙСКИЙ БЕРЕГ» (КАЛИНИНГРАД), «ДАЛЬНИЙ ВОСТОК», «ЛИКБЕЗ» (ЛИТЕРАТУРНЫЙ АЛЬМАНАХ), в сборнике посвященном 150-летию со дня рождения К. Бальмонта, сборниках «СЕРЕБРЯНЫЕ ГОЛУБИ(К 125-летию М.И. Цветаевой), «МОТОРЫ» ( к 125-летию со дня рождения Владимира Маяковского), «ПЯТОЕ ВРЕМЯ ГОДА» (Альманах стихов и прозы о Любви. «Перископ»-Волгоград. 2019), «Я ДУМАЮ. ЧТО ЭТО ОТ БОГА…» ( Сборник стихотворений современных авторов к 80-летию Иосифа Бродского. «Перископ- Волга». 2020 ) и в целом ряде других литературных изданий.
В 2016 году стал финалистом ряда поэтических премий – премии «Поэт года», «Наследие» и др.
Является автором более 24-х тысяч поэтических произведений. Принимает самое активное участие в сетевой поэзии.
Стихи переводились на несколько европейских языков. Живет в Санкт-Петербурге



               
   


   


Рецензии