Жемчужный маятник на ушке

­­­­Жемчужина

Желая как-то спрятаться от шторма,
Её, песчинку, занесло во тьму.
Минуты, дни меняли вес и форму,
Чехлили тело гостьи в бахрому
Уж потому, что та рвалась наружу,
Жить в склепе разве в радость для кого...
И... вдруг рассвет, под цвет богатых кружев
На ушке нежном, чисто волшебство,
Атласным* перламутром взгляды кружит.
2016 г.
*араб., буквально – гладкий
Татьяна Красюк

Татьяна Красюк (9 июня 1958, Куйбышев (Самара)) – современный автор, живёт в Тольятти с 1978 года, инженер-строитель, с детства было много разных увлечений – одно из которых, стихи, оказалось постоянным. По жизни человек весёлый, жизнерадостный, отзывчивый.

Жемчужина

Распылю по комнате духи,
Чтобы о тебе напоминали,
Сочиню настенные стихи,
Каждый час чтоб время отбивали.

Не стучали ритм минутам вслед,
А умели строчкой сутки мерить,
Вместо звона издавая свет,
Тот, который написал Вермеер.

Нет ни букв, ни цифр в моих часах,
Как в морзянке – лишь тире и точки.
Тихий свет колеблется в зрачках,
Как жемчужный маятник на мочке.
Михаэль Шерб

Михаил Шерб – современный автор, родился в Одессе в 1972 году, живёт в Германии, в Дортмунде. По образованию физик-теоретик, разработчик программного обеспечения, профессиональный разработчик. Публикуется в различных журналах и на литературных интернет-порталах. Лирика Михаэля Шерба – чиста и беспримесна, с тонкой метафоричностью, словесной игрой.

Девушка с жемчужной серёжкой

Тёмные дали дальние,
светлый тюрбан голубой,
все мои музы давние
стали на миг тобой.

В сердце тускнеют образы,
где их портреты взять,
губы, глаза и волосы
в памяти не удержать.

Может Вам и не нравится
жить у меня в душе,
как Вас звали красавица,
я и не помню уже.

Что ж, не такая и нужная
лиц череда на стене,
светит серёжка жемчужная,
этого хватит мне.

Хватит, чтоб до могилы я
смог ещё пару строк...
Благодарствую, милая,
да хранит тебя Бог.

Нравится иль не нравится,
вечно живи в душе,
как тебя звали, красавица,
я и не помню уже.

Дальние дали тёмные,
память блуждает во мгле,
все мы, как тени бездомные,
ходим одни по земле.

Светит серёжка жемчужная,
словно звезда с холста.
Жизнь, никому не нужная,
холодна и пуста.

Мало кому понравится
вечная боль в душе,
как меня звали, красавица,
Вам и не вспомнить уже.
Вам и не вспомнить уже…
Куранов Валерий.

Девушка с жемчужной сережкой. Песня сборника. Валерий Куранов (род.24 ноября 1962 года, Ленинград) – поэт, музыкант, автор-исполнитель. Первые стихи написал в 13 лет, с 1980 года начал сочинять песни. В октябре 1986 г. примкнул к неформальному молодёжному объединению ЭТАП (Экспериментальное Товарищество Авторов Песен), в котором состоял до его окончания в 1988 году. До конца 1991-го ездил по России с концертами. Печатался в периодике. Выступал на ленинградском телевидении в различных передачах. В 1984 году познакомился с музыкантом и композитором Александром Богдановым (рок-группа «Статус»), с тех пор – постоянный соавтор его песен. С 1992 года ведёт сугубо частный образ жизни, изредка принимая участие в выступлениях друзей по ЭТАПу и юбилейных творческих вечерах.

       Одна из наиболее известных картин нидерландского художника Яна Вермеера. Её часто называют северной или голландской Моной Лизой. Картина подписана «IVMeer», но не датирована. Согласно данным музея Маурицхёйс, где картина хранится в настоящее время, она была написана около 1665 года. О ней известно очень мало. По одной из версий, художник изобразил собственную дочь. Художник попытался запечатлеть момент, когда девушка поворачивает голову в сторону зрителя к кому-то, кого она только что заметила. В соответствии с названием внимание зрителя фокусируется на жемчужной серёжке в ухе девушки.
    Вермер Ян Делфтский часто писал жемчуг. Его природная красота в живописи Вернера имеет духовное значение и является символом целомудрия. Девушка с жемчужной серёжкой – абсолютный шедевр художника.
    Открытия 2020 года. Музей Маурицхёйса в Гааге сделал удивительные открытия о знаменитом голландском шедевре золотого века Яна Вермеера. В последний раз полотно было исследовано в 1994 году, а в этом году были использованы более современные методы работы и новые технологические достижения, такие как неинвазивные методы визуализации и сканирования, цифровая микроскопия и анализ образцов краски.
      Картина была помещена в специально построенную стеклянную комнату в начале 2018 года, чтобы посетители музея могли наблюдать за процессом исследований воочию. Благодаря макро-рентгеновскому флуоресцентному сканированию и микроскопическому исследованию учёные смогли доказать, что Вермеер окружил глаза девушки ресницами, которые со временем исчезли. То есть это не фантазийный или собирательный образ, а реальная девушка. Кроме того, темный фон холста оказался не сплошь чёрным, а первоначально изображал зеленую завесу с драпировками. Ранее считалось, что отсутствие ресниц и бесформенная пустота фона указывают на то, что Вермеер рисовал идеализированное лицо, а не реального человека.
    О легендарной сережке мнение, напротив, идеализировалось. Сама жемчужина – это «иллюзия», состоящая из «полупрозрачных и непрозрачных штрихов белой краски. Исследователи обратили внимание на то, как именно художник изобразил драгоценность. Вермеер написал её, добавив всего несколько капель пигмента на фон, чтобы создать иллюзию драгоценности. У серёжки нет контура, а также нет крючка, чтобы повесить её на ухо девушки. Исследователи также смогли определить источники пигментов, используемых в этой картине. Там был белый свинец из района Пик в северной Англии, ультрамариновый синий из лазурита из современного Афганистана, красный кошениль, сделанный из жуков в Мексике и Южной Америке. Кстати, этот синий пигмент был более ценным, чем золото в XVII веке. Благодаря процветающей торговле Вермееру, вероятно, удалось приобрести эти обширные материалы в своём родном городе Делфте. Интересное открытие сделали исследователи и о процессе работы Вермеера над полотном. Оказывается, сначала Вермеер использовал чёрные линии, чтобы обрисовать композицию, а затем написал лицо девушки и её одеяние. Синий платок и жемчужная серьга были заключительными элементами, добавленными к холсту.

     Интерес к этому предмету живописи настолько велик, что даже ресницы на глазах модели или их отсутствие являются предметом академической дискуссии. Да, многие тайны «Девушки с жемчужной серёжкой» были раскрыты Гаагским музеем, но главная тайна остается нераскрытой по сей день – истинная личность уже реальной героини.  Утрачено имя в бурлящем потоке времени, а тайна жива, дарит вдохновение, и мы ловим далёкий, из прошлого брошенный взгляд. Притягательность полотна, а также жемчужных круглых серёжек, с каждым годом только растет.

Ян Вермеер, в историографии также Вермеер Делфтский (31 октября 1632, Делфт - 15 декабря 1675, там же) – нидерландский живописец, мастер бытового и портретного жанров, один из самых выдающихся художников «Золотого века голландской живописи» наряду с Питером де Хохом, Герардом Терборхом, Рембрандтом и Франсом Халсом. В русской искусствоведческой традиции более распространённым вариантом написания имени художника является Вермеер Дельфтский.

Девушка с жемчужной серёжкой

Никто не знает её имени,
Откуда родом, где жила…,
Но до чего она мила,
Красавица, с глазами синими!

Она стоит вполоборота,
Скосив на вас свой синий взгляд.
И губы, словно говорят:
«Вы, только что, спросили что-то?»

Тюрбан совсем, как у турчанки.
Да и халат из тех краёв…
И всё же, чья она гражданка?
Какое имя у неё?

Вдыхая запах старых красок,
Стараюсь тайну я постичь,
Чьей жизни миг, что очень краток,
Изображён здесь, словно спич.

Но спич и красочный, и ёмкий,
С начинкой тайною внутри…
Вы посмотрите на серёжку.
Таких жемчужин не найти!

Она жила в гареме хана,
Его любимая жена?..
В туман веков укрыта тайна,
Под цвет ночного полотна.

Откуда, свет в глазах у девы,
И тот, что осветил лицо,
В тюрбане с синей полосой,
Взгляд вопрошающий и смелый?..

Витает запах старых красок,
И тайной скрытой в них пьянит,
И словно шепчет виновато:
«Без имени красу прими!»
Олег Глечиков

Олег Михайлович Глечиков (род. 7 марта 1953 года, Керч) – современный автор, работал мастером, старшим инженером горных работ, проходчиком-взрывником, водителем автобуса на городских сообщениях. Пишет стихи, переводы с болгарского и французского языков, прозу, член Союза Журналистов России. В настоящее время живет в городе Керчь, активно участвует в жизни города.

Она - как будто из фарфора

Она - как будто из фарфора,
Из настоящего, который звенит так легко,
Словно впитал гончара с любимой женой разговоры
О том, что нельзя волноваться, что может пропасть молоко.

Она - как будто из не времени,
Из настоящего, которое ещё не успело родиться,
Словно сама ещё не уверена и не хочется быть беременной,
И если желтая роза к разлуке, то пусть примета не пригодится.

Она - как бутон полураскрытый,
Из настоящего сада, который уже не Эдем,
Слова застывают на каплях дождя ожерельем небесной амриты.
...так вы говорите, настоящий фарфор должен светиться и в темноте?
Михаил Просперо

Михаил Просперо (род. 6 октября 1952 г. в Вологодской области) – по первому высшему образованию - инженер-гидротехник, член Союза журналистов, Союза социологов, в 2014 году защитил магистерскую диссертацию по Государственному и муниципальному управлению. Как литератор печатался немного, уже в этом тысячелетии повысил литературную активность, автор проекта «Юность Муравленко» (детско-юношеский литературный клуб). Его стихи отличаются необыкновенной лиричностью, нежностью, романтичностью, воздушностью. В настоящее время - на пенсии, проживает в г. Муравленко, Ямало-Ненецкий автономный округ России.

КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ

Ян Вермеер. Женщина с жемчужным ожерельем. 1662-1665. Берлинская картинная галерея

Эту работу Катарина Болнес, жена Вермеера, держала в своей спальне, и до последнего не хотела продавать после его смерти. Поэтому считается, что на картине – именно она.

Она у зеркала творила красоту

Она у зеркала творила красоту,
из сонной женщины лепила совершенство,
в помаде скрыв ночную наготу
губ чувственных, припухших от блаженства.

Ракушечная выгнутость ресниц
переливалась нежным перламутром,
маня ныряльщиков за жемчугом. Цариц
морских узнаешь по повадкам даже утром.
Шведов Александр Владимирович

Шведов Александр Владимирович – (род. 29 января 1961 г., Москва, СССР), поэт, прозаик. Пишет стихи, пьесы и малую прозу. Лауреат литературных премий, в том числе открытого Чемпионата Балтии по русской поэзии.

Жемчужинка

Слезою капает роса
На травы, на цветы...
И где роса, а где слеза,
Лишь знаешь только Ты...
...
Жемчужинка свой путь начнет,
Сокрыта и одна,
Но в ожерелье вдруг сверкнет,
И будет всем видна.
Не торопись себя отдать
На праздный стол утех,
Ты в перламутр облекись,
Сокрытая от всех.
Когда же Мастера рука
Жемчужинку возьмет,
И нежно, бережно храня,
Оправу подберет,
Как знать, какой земной судьбой
Дано ей воссиять?!
Но жизнь жемчужинке дана,
А значит счастья ждать!
Наталья Минаева

Наталья Минаева – современный автор, Рига, Латвия.

Маятник

Маятник мой.
Свидетель жизни.
Украшенный жемчугом
Маятник мой.

Он говорит мне:
Уйдёшь из жизни.
А я говорю ему:
Жизнь везде.

Маятник мой,
Качайся мерно.
Жемчугом плачущий
Маятник мой.

Всходит Луна
Над белой башней.
Жемчужный маятник,
Скажи: Прощай.

Маятник мой.
Товарищ жизни.
Ночь стала чёрная.
Ушла Луна.

Маятник мой.
Качайся мерно.
Ни тихо, ни быстро
Уйду туда.
Рукавишников Иван Сергеевич

Иван Сергеевич Рукавишников (3 (15) мая 1877, Нижний Новгород - 9 апреля 1930, Москва) – русский писатель, поэт-символист Серебряного века и прозаик, переводчик украинской поэзии. Прославился формальными «экспериментами» над стихотворной речью, известен как «мастер триолета».




________________
Татьяна Красюк. Жемчужина. http://stihi.ru/2016/09/14/9486
Михаэль Шерб. Жемчужина. http://stihi.ru/2020/09/04/7461
Шведов Александр. Она у зеркала творила красоту http://stihi.ru/2009/02/08/5734
Девушка с жемчужной серёжкой (картина) Ян Вермеер. https://24smi.org/celebrity/7383-ian-vermeer.html , https://kulturologia.ru/blogs/260819/43908/ , https://www.arts-dnevnik.ru/yan-vermeer/ , https://kulturologia.ru/blogs/010520/46267/
Женщина с жемчужным ожерельем https://ru.wikipedia.org/wiki/Женщина_с_жемчужным_ожерельем
Олег Глечиков. Девушка с жемчужной серёжкой. http://stihi.ru/2021/03/04/392
Наталья Минаева. Жемчужинка. https://www.foru.ru/slovo.6249.3.html
Рукавишников Иван Сергеевич. Маятник. http://russian-poetry.ru/Poem.php?PoemId=12334
Галактический Ковчег » ___Созвездия Таинственных миров » Семь Морей » Жемчужное царство (сказки и стихи) https://kovcheg.ucoz.ru/forum/232-2644-1
Михаил Просперо. Она - как будто из фарфора http://stihi.ru/2019/05/13/7509
Валерий Куранов. Девушка С Жемчужной Серёжкой (песня сборника) htt
 ps://musify.club/track/  valerii-kuranov-devushka-s-zhemchuzhnoi-serezhkoi-15911818 (без пробелов)

Жемчужная галерея (электронный сборник о художниках) https://online.pubhtml5.com/wytl/hygy/#p=1
(pdf-файл https://kovcheg.ucoz.ru/_ld/2/251___4.pdf)


Рецензии
Добрый Вечер, Ирина!

Как интересно, зачитался, засмотрелся на публикации его картин. Ян Вермеер обожал левый уголок в комнате около окна - заметила? - прикольно. А ещё любопытная инфа, как сейчас могут исследовать картины: краски, их состав-происхождение, как делалась работа. (при этом, вроде, до конца не могут воссоздать некоторые чудо краски из тех времён) Это удивительно, как творили в то время.

Картины, музыка, архитектура, как всё это звучало!

Константин Беликин   03.10.2021 21:51     Заявить о нарушении
"Ян Вермеер обожал левый уголок в комнате около окна" Посмотрела его картины. И верно: закрытое, открытое, утром, днем, вечером и с приспущенной шторой - окно, неизменный объект не просто изображения, а самой жизни. Да, он окрашивает сюжет светом из окна... Ян Вермеер - большой исследователь пространства вблизи окна. Спасибо, Кристен, что обратил внимание на сей факт. Удивительный художник! Настоящая классика: каждый раз замечаешь что-то новое.

Чудо-краски прошлых времён, редко задумываешься, а они были совсем другими... И более качественными, как и картины, музыка, архитектура. Действительно, звучали! Ну, сейчас больше количество в Искусстве ценится...

Ирина Петал   04.10.2021 00:00   Заявить о нарушении
В Суздале (понятно, как и в других городах)мальчики предлагали на ярмарках образцы местных кирпичей, по которым со всей дури ударяли железякой - летели искры, а кирпичу всё нипочём. Туннельные сооружения, храмы, замки, знание геофизического состояния местности. По всей видимости и с фермерством было нормально, если позволяли себе уйму средств выделять на непроизводственную сферу. Жили как бы не сегодняшним днём, а владея ресурсом времени, оставляли свои творения будущему.

В общем, всякое дурное и хорошее делается в свои времена. Мне нравятся картины, которые можно увидеть сегодня в нашем городке. Суета суетой, но кому надо, те и сейчас творят. И красками вновь занимаются. Скажем, у нас в одной из реставрационных мастерских пишут по старому русскому рецепту, воссоздав качественные флюоресцентные краски. И неплохо обновляют фрески, иконы, мастерят всякие штуковины.

Константин Беликин   04.10.2021 10:07   Заявить о нарушении
"Жили как бы не сегодняшним днём, а владея ресурсом времени, оставляли свои творения будущему", это так. Ну, ничего, всё оно пригодится, и то, что на века, и то, что на короткий период :)). Всё временно.

Суздаль - город удивительный. Познакомилась с ним благодаря тебе. Очень понравился.

Вдохновения тебе, Кристен! Волшебных Встреч.
И, просто, маленького обыкновенного Чуда.

Ирина Петал   04.10.2021 15:41   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.