Картина. Лагерные хроники
(Из записей Марка Неснова)
Красная полоса на личном деле означает склонность заключённого к
побегу.
Наряду с известными проблемами она, иногда, давала и некоторые
преимущества.
Из-за этой пометки, меня поместили в отдельное купе напротив комнаты
конвоя.
Как правило, общие купе всегда переполнены, а у меня появилась
реальная возможность удобно провести ночь и выспаться.
Когда утром я проснулся, то увидел на соседнем сидении сорокалетнего
мужика, который пристально меня разглядывал.
Было это не очень приятно, и я спросил, чего это он на меня уставился.
-Простите, Бога ради, я просто задумался.
По ходу разговора выяснилось, что попутчика моего зовут Паша Каверин, и
везут его в центральную психбольницу.
В течение дня он всё время что-то рисовал в своей тетрадке, а я читал
учебник политэкономии.
- Вот посмотрите, я Вас нарисовал – и он протянул мне тетрадный лист.
Я взглянул на рисунок и рассмеялся.
Он изобразил меня в мундире наполеоновского маршала.
Рисунок был очень похожим.
И только глаза были странными.
Это были, безусловно, мои глаза.
Но из самой своей глубины они излучали скрытое безумие.
-А почему вы сделали мне такие жуткие глаза?
-К сожалению, у меня получаются только такие глаза.
Ничего с собой не могу поделать.
И он рассказал историю, из-за которой у него на всех портретах получаются
только такие глаза.
Когда он сидел на зоне при воркутинском Механическом заводе, то
стал свидетелем, как один молодой парень убегал от преследователей.
- Когда его настигли, он стоял на краю эстакады в литейном цеху.
Я видел его безумные глаза и перекошенное страхом лицо.
Внезапно он рассмеялся и прыгнул в ковш с расплавленным металлом.
Все остолбенели.
А я чуть не свалился с лестницы мостового крана, где находился всё это
время.
Кажется, я даже потерял сознание на какое-то время.
С тех пор его безумные глаза преследуют меня днём и ночью.
И кого бы я, с тех пор, ни рисовал, у меня всегда получаются только эти глаза.
А , если получаются нормальными, то я не могу успокоиться пока не сделаю
их такими, как у того парня.
Я понимаю, что это моя болезнь, но ничего не могу с собой поделать.
Кроме того я почти прекратил спать, и боюсь, когда рядом много людей.
Правду он рассказал или это ему привиделось в шизофреническом
бреду, я не знаю.
Эту историю я больше ни от кого не слышал, хотя парней из воркутинских зон
встречал немало.
Рисунок у меня хранился года три, а потом затерялся в лагерной
неразберихе.
Но эти свои безумные глаза я помнил всегда.
Помнил и художника, который их рисовал.
Прошло много лет, когда жена попросила меня заехать за
дочерью в секцию карате.
Руководил секцией тогдашний краевой прокурор Лушников, сам обладатель
чёрного пояса.
Поздоровавшись, он спросил меня, не отвезу ли я его в Пятигорск к
художнику Николаю Качинскому.
А заодно и познакомлюсь с интересным человеком, у которого недавно
много работ закупила Парижская национальная галерея.
Иметь дома его картины стало модным и престижным.
Николай Станиславович водил нас по дому, показывая новые
работы и свои авторские копии пейзажей.
Я не большой любитель пейзажной живописи, поэтому направился в
комнату, где висело несколько мужских и женских портретов, от которых
нельзя было оторвать взгляда.
Все глаза на портретах излучали скрытое безумие.
Это и пугало, и завораживало.
Это были глаза безумца, нарисованные безумцем.
Точно такие же глаза были на моём портрете, который нарисовал мой
сумасшедший попутчик.
-Кто это рисовал? - спросил Качинского прокурор.
-Не знаю. Мне их продал один алкаш за бесценок.
-Не хотите продать их для нового здания прокуратуры? – спросил
Лушников.
-Никакие деньги не заставят меня продать это волшебство.
Это гениальный художник.
Никому не удаётся повторить эти глаза.
Я пытался разыскать другие его работы, но никто о нём ничего не знает.
Даже фамилии его нет.
Вот только написано внизу П.К.
-Павел Каверин - сказал я – мы ехали в одном поезде много лет тому
назад.
…После смерти Николая Станиславовича Лушников, уже будучи на
пенсии, разговаривал с наследниками об этих картинах.
Но о них никто и ничего не знал.
Поговаривали, что Качинский продал их в трудные девяностые, чтобы
отправить кого-то из родственников на лечение в Германию.
Однако, никаких подробностей не было.
…Однажды, будучи в Израиле, я попал в дом престарелых для
инвалидов-колясочников.
Пока моя племянница проведывала свою знакомую, я слонялся по большому
холлу, где на стенах висели картины местных художников.
В дальнем полутёмном углу висел портрет старика в инвалидном кресле.
Без всякого сомнения, это была работа Каверина.
Те же глаза с налётом скрытого безумия.
В нижнем углу П.К.
Русская санитарка, помогавшая одному из больных, сказала, что
Каверин жил в этом «хостеле» и умер три года тому назад.
Он многих рисовал, но люди боялись брать его картины.
По моей просьбе племянница попросила коменданта отдать нам
картину Каверина в обмен на две других.
Тот спокойно согласился.
Так я стал обладателем уникальной картины, которая одновременно
завораживает и пугает моих гостей.
Свидетельство о публикации №121081704761