Несгораемая рукопись Голосовкера 2

Вполголоса о рукописи Голосовкера - снова Булгаковские посиделки
начало 1 http://stihi.ru/2021/08/16/1261
— Бред!
— Однако бредовое состояние было обычным не только для всех психейно-больных, высоко ценящих вдохновение, но и для всего персонала Юродома, высоко ценящего диагнозы.
Я забыл упомянуть, что найденная Рукопись была прочитана почти всеми жильцами и персоналом Юродома и вдобавок была тщательно изучена особой, тут же образованной, редакторской комиссией из компетентнейших и даже в свое время весьма прославленных знатоков мысли и пера, ныне числившихся психейно-больными.
Так говорит сам Яков Голосовкер о сожженном романе, Начало здесь
https://zen.yandex.ru/media....69de645

"— Существовать могла только романтическая связь — для завлекательности романа, в то время как в данном случае от автора требовалась бы строго научная документальная историческая проверка такой связи на археологической почве. Ведь исторический роман по своей сути является той же научной, только образно выраженной диссертацией, а не никчемной фантастикой, да еще психейно-больного.
Признаться, я подозреваю, что в этой точке зрения Редакторской комиссии юродомовцев был скрыт некоторый сарказм, и, так сказать, уступка науке и революции. Впрочем, такого рода подозрение, конечно, несущественно.

Найденная Рукопись была помещена Редакционной комиссией внизу, в библиотечной комнате, на особом столике, где она постоянно и лежала. Читать Рукопись можно было только за этим столиком, перед которым справа и слева были поставлены визави два удобных кресла. Уносить Рукопись к себе в комнату воспрещалось, и это решение было принято безмолвным вставанием на особом заседании всех жильцов Юродома. И до сих никто ни разу запрета не нарушил.

В реале рукописей было две - одну Яков Эммануилович отослал брату в Париж, вторую отдал на хранение инфернальному художнику, который её и сжёг.. В Париже Булгаков не был. Информации о доступе к рукописи в мастерской художника нет ни у одного искусствоведа из тех, кто пытается доказать заимствование Булгаковым сюжета у Голосовкера.
Кем-то, сейчас не найду автора, высказано предположение в духе духовидцев Психейного Юродома, а именно о том, что явление Христа и/или Сатаны имело место в Москве 20-х годов, ежели не в саму Революцию.У того же Блока в поэме "12" Исус Христос идёт впереди отряда патрулирующего Питер, не то под конвоем, не то свободно на выход из страны. Об этом имели место сплетни в среде бомонда двух столиц, соответственно отразившиеся в литературных трудах.
Отсюда и попытки Блока, Голосовкера, Булгакова - очерёдность по хронологии появления у авторов сюжета размещаю, ибо когда Булгаков начал свой Роман о Пилате, Рукопись Голосовкера уже сожгли.
Почему литераторы предпринимали безнадёжные попытки написать то, что не могло быть опубликовано?"

В пользу предположения о параллельном описании фантомных событий говорит то, что в своих действиях персонажи Голосовкера и Булгакова совершенно различны. Словно видели их разные люди. И в живости, жизнеспособности тоже различны. Иисусу/Ораму Голосовкера никто не верит, да и я бы не поверил, он какой-то полупрозрачный, что ли.
Опубликованная в "Дружбе народов" часть возобновленного Яковом Эммануиловичем текста, озаглавленная “Запись неистребимая (изнанка)”, состоит из четырех эпизодов хождения Исуса по большевистской Москве.
«Выйди же отсюда и узнай: нужен ли Ты сегодня человеку. Пройди по улицам, войди в дома. Испытай и убедись, и испытав и убедившись, возвратись снова ко мне и расскажи мне все, что Ты познал. Я буду ждать тебя здесь…. Иди и помни: только Ты сам…»- так говорит Орам в финале первой части Сожженного Романа Иисусу.

В первом эпизоде “Рассвет ; расстрел” Исус встречается со смертником-анархистом накануне его казни. Предложение Исуса пойти на казнь вместо него обижает анархиста, потому что это он сам жаждет подвига.

Второй эпизод ; “Задарма (“Кафе” на Тверской)” ; посещение Исусом типичного московского кабака времен НЭПа. Двое нэпманов решили развлечься с 11-летней девчонкой; возмущенный Исус требует это прекратить, но его попытки увести девочку наталкиваются на ее презрение. Типа он хочет её задарма, а эти билет в кино обещали.

В третьем ; “На пустыре” ; Исус становится свидетелем изнасилования на берегу Москвы-реки. Он полон решимости помочь жертве, но она тоже отказывается от предложенной помощи, она тут “со своими”.

В четвертом ; “Человек на стене” ; лежат распространившиеся после смерти Ленина слухи, что покойный вождь по ночам гуляет по Кремлевской стене. Этот давайте почитаем чуть-чуть, несмотря на сложность текстов. Ибо по подсчетам историков, всего у стен Кремля покоятся останки 550 человек (включая Ленина), отчего бы не появляться фантомам в оном некрополе?

«Разговоры о явлении человека на Кремлевской стене сперва смутно и шопотно (орфография Голосовкера) сначала возникли в разных уголках Москвы, а затем и в России. Слухи эти разрастались в растерянном и растрепанном виде, как нечто неясное и зыбкое, еще не связанное в легенду и не оплотнившееся в быль: что за человек на стене? кто?
Его имя не произносилось.
Однако как-то само собой постепенно пробивалась в умах молва, что на Кремлевской стене гулял ни кто иной, как «С а м». Так оно и пошло: по Кремлевской стене в полночь гуляет покойный Ленин…»

В центре коллажа - Фра Беато Анжелико. «Красный Иисус». 1450 год

«Под вторую пасхальную ночь, в пору заката солнца, как раз тогда, когда кремлевские окна горят багрянью в том месте, где часовые когда-то впервые увидели покойного Ленина, снова возник на стене ч е л о в е к: на этот раз — человек в белом. Часовые дали тревогу.
— Кто такой? Стой! Куда?
Зарево заката кровавым потоком пролилось на его белую одежду и окровавило ее.
На мостовой Кремля глаза, ноги, винтовки и звуки в горле часовых замерли:
На стене стоял Красный Исус. Он воздел к небу руки в ниспадающих широких окровавленных рукавах: не то будто благословляя кровью Красный Кремль, не то являя ему свою кровь, — и ладони Его были красны. Казалось, что не закат, а эти истерзанные ладони заливают кровью Кремль.
Грохнул как-то само собой выстрел — без прицела. Пуля ударилась об край зубца стены, шаркнула по кирпичу, взбила красную пыль и отлетела рикошетом в сторону. Солнце затмилось грозовой тучей, и закат обернулся мглой. Часовые выскочили на стену. На стене никого не оказалось.
Исус исчез».

На этом и заканчивается восстановленная часть "Записи Неистребимой". Ну, если сравнивать с Булгаковым, то там была стрельба по Коту Бегемоту, страшно комическая. У Блока тоже был выстрел в "Двенадцати", но, слава богу, не в Христа.
Прежде чем завершить посиделки с Голосовкером, всё-таки отмечу одно внутреннее сходство его идеи с Булгаковской:
Именно, Идея и вырезала на своем щите тот девиз — лозунг высшей гуманности:
Ненавидь, если ты человек!
и потребовала от человека воплотить этот девиз в жизнь — но воплотить целесообразно: истребить зло злом.
Вот она, та Идея, которая покорила сегодня человека.
И пришли те, которые эту целесообразность восторженно приняли и стали целеустремительно осуществлять.Так и у Михаила Афанасьевича великолепный Воланд великодушно истребляет зло злом. Или я неправ?
В общем - схожего у Голосовкера с Булгаковым только несгораемая Рукопись да дилемма Иисус-власть:

Вот Иисус. Вот прокуратор. Изложим максимально кратко.

Один поставлен на кресте. Второй представлен был к Звезде.
И сняты тоже были оба, но это разговор особый.
Боюсь - народная молва насчет обоих неправа.
А уж в официальных сводках - там ложь, чистейшая, как водка.

Но дело для меня в другом... Как изложить бы языком
Понятным всем...
Ведь в чем проблема: Вновь Бога с Кесарем дилемма
Пришла в страну без коммунизма, и вот такая, значит, призма:

Вот мы с тобой. Вот новый барин. Но кто нам Возрожденье впарил?
Кто лепит истинку горбатую, что те от бога, кто богатые?

Евангелье от Прокуратора? Есть вывод, но меня не радует...

А ты - кто это прочитал, на чьей ты стороне креста?

3 http://stihi.ru/2021/08/16/1059


Рецензии