К 800-летию со дня рождения А. Невского

 «Повесть о житии и о храбрости благовернаго и великаго князя Александра». Рукопись государственного исторического музея, синодальное собрание,№154.Вторая псковская летопись (около 1486 г.)
Памятник русской литературы 13 в. Рукопись 15 в.
Свободный перевод.
Для детей ср. шк. возраста.


Князь Александр родился от князя великого Ярослава, внука Всеволода
И от Феодосии, дочери князя Мстислава Удалого, по Божьей воле.
Поведаю я  сейчас о его светлой доле.

Господь сказал: «Я ставлю князей, ибо они священны,
И я руковожу делами их и жизнью их одновременно.»

И не было бы без Божия повеления
Князя Александра рождения.

Вот Александр родился, рос, учился божьим законам,
И дал ему Бог силу Самсона, мудрость Соломона
И храбрость, как у царя римского Веспасиана.
А еще был он правдив и не терпел обмана.

Узнали об Александре в далекой Левонии- стране,
И некто слуга божий Андреаш решил на него посмотреть,
И сказал: «Не рассказывайте сказки мне.
Такого человека не было отродясь!
Не может быть таким русский князь!»

А когда увидел, возвратился к своим и сказал:
«Прошел я много стран и видел многие народы,
Но не встречал ни такого царя среди царей,
Ни такого князя среди князей.

Александр-чудо природы!
Он все делает для своего народа.
Умен,  силен и  Богом  одарен.
Скажет слово, и-быть по сему! Это закон.

Нет в мире  сегодня равных ему.
Много он воевал, во всех битвах всегда побеждал.
Князь Александр непобедим.
В мире он такой один.»

Прослышав о таком мужестве князя Александра
Шведский король Эрик ( по прозвищу Картавый)
Подумал и решил: «У меня намного больше сил.
Пойду и землю Александрову завоюю.
Нет мне равных, непобедим в бою я!»

И движимый гордыней и безумием ,собрал он  войско  огромное ,
Превосходящее русских воинов многократно,
И наполнил многие корабли полками своими, наживой влекомые,
И устремился в силе великой к Неве, кипя духом ратным.

Возгордившись, направил послов в Новгород к князю Александру,
Говоря: «Если сможешь, сопротивляйся,
Но лучше на милость мне без боя сдавайся.
Я уже здесь ,и беру землю твою в плен, теперь она моя.
Сопротивление бесполезно. Так решил я.»

Распалился сердцем Александр, услышав эти слова.
Закипела в жилах кровь, кругом пошла голова.
И вошел он в церковь Софии святой,
Чтобы помолиться за землю русскую всей душой.

На колени перед алтарем упал,
Начал со слезами молиться ,и так сказал:
«Боже славный и праведный, великий и крепкий!
Научи  врага бить, как его били наши предки!

Боже превечный, сотворивший Землю и  Небо,
Ты поставил  народам пределы,
Вразуми, как Землю - матушку защитить,
Как  в неравном бою победу добыть?"

Вспомнил он псаломную песнь и так сказал:
«Суди, Господи, обидящим меня и мою страну,
И побори борющихся со мной  оружием и щитом,
И прими мою сторону.
Восстань на помощь, поддержи,
В битве к победе путь укажи!»

Так окончил он молитву.
Она добавила ему сил.
Помолился Александр Спиридону Архиепископу,
А тот благословил его и отпустил.

Александр, выйдя из церкви, вытер слезы
И сказал своей дружине, ободряя ее:
«Не в силе Бог, а в правде,
Не бойтесь шведской угрозы.
Нашего Господа призовем,
Сдержите , друзья, свои слезы!
Пусть идут иные с оружием, а иные имеют еще и коня,
Будем стоять прямо, и  победим. Все сказал я!»

И сказав это, не дождавшись многих войск своих,
Уповая на святую Троицу с дружиной небольшой
Князь Александр пошел на них,
Чтобы принять смертный бой.

Скорбно было слышать, что отец его ,благородный Ярослав Великий,
Не знал ничего о нападении на сына своего.
Не было у Александра  времени послать весть отцу,
Да и трусить князю было не к лицу.

А в это время враги уже приближались ,
И поспешил князь навстречу шведам( Уж больно они зазнались!),
Чтобы встретить врага и победы добиться,
Хотя многие новгородцы не успели к нему присоединиться.

И пошел на них в день воскресения июля 15-го
В день памяти шестисот тридцати святых отцов бывшего в Халкидоне собора
И святых мучеников Крика ,Улиты, Бориса и Глеба,
Веря, что они помогут одержать над супостатом  победу.

Поручил Александр старейшине земли ижорской  язычнику Пелгую
(В святом крещении имя ему дали Филипп)
Выставить морской дозор,
Чтобы вовремя  встретить неприятеля и дать ему достойный отпор.

А надо сказать, что жил этот Филипп богоугодно,
Соблюдая пост в среду и пятницу благородно.
Поэтому удостоил его Бог узреть необыкновенное видение в тот день.
Вкратце от нем расскажу. Картину, открытую Богом Филиппу, вам покажу.

Разведав о силе войска врага ,пошел Филипп навстречу Александру,
Чтобы рассказать о вражеских станах и укреплениях.
И чтобы уведомить князя о вражьих намерениях,
Не спал Филипп всю ночь, думал, как князю помочь.

Стоял он на берегу моря и стерег оба пути,
Чтобы враг незаметно не  смог подойти.
А когда начало всходить солнце, услышал он страшный шум на море
И увидел красавицу-ладью на морском просторе.

А посередине ладьи-святых мучеников Бориса и Глеба.
Стояли они в одеждах багряных,
Держа руки на плечах друг у друга,
Будто ангелы, спустившиеся с неба.

Словно укутанные облаком тумана  гребцы сидели.
Как завороженные на них люди Филиппа глядели.
Враг  же  их не видел,
И ничего дурного не предвидел.

И сказал Борис: «Брат Глеб, вели  грести.
Мы на верном пути.
Да поможем Александру ,сродичу своему.
Не дадим победить его никому!»

Увидев такое виденье
И услышав  такие слова,
Стоял Филипп потрясенный,
Понимая, что Русь всегда будет жива.

А когда приехал князь, и Филипп о виденье ему рассказал,
Он ему на это так отвечал: «Об этом не говори никому.
Об этом известно только нам  с тобой и Богу одному.
Теперь я знаю, когда на них напасть,
Чтобы их одолеть и самим не пропасть.»

После этого напал на них в шестом часу дня неожиданно .
И была сеча великая ,доселе невиданная.
И бесчисленное множество Александр врагов перебил.
И самому королю своим острым копьем на лицо печать возложил.

Здесь же в полку Александровом отличились шесть мужей-храбрецов,
Которые крепко бились вместе с ним, смотря смерти прямо в лицо.

Один-по имени Гаврило Олексич.
Этот напал на судно, где был сам воевода.
Въехал по сходням до самого верху на коне ,
И дрался героически. Такое не увидишь даже во  сне.

А когда враги сбросили его вместе с конем в Неву,
Он с божьей помощью  выбрался оттуда
И снова напал на них, не ожидая помощи ниоткуда.
С самим воеводою крепко бился, и победы добился.

Другой - новгородец ,по имени Сбыслав Якунович,
Не имея страха в сердце своем,
Бился со шведами одним топором.
Многие воины пали от руки его. Он не щадил никого!

Третий-Иаков ,половчанин , ловчий князя, напал на врагов с мечом,
И дрался так, словно ему все нипочем.
Князь его за это похвалил,
И он снова начал рубить врагов,не жалея сил.

Четвертый-Миша,по имени Новгородец,
Пеший с дружиною своей напал на корабли врага,
И три корабля потопил,
Не щадя ни живота своего ,ни своих сил.

Пятый-из младшей дружины, по имени Савва,
Подрубил огромный столб,
На котором держался врага златоверхий  шатер-
Столб упал. Так  был  свершен приговор.


Воины Александра, увидев падение шатра,
Обрадовались и продолжили сражение ,
Уничтожив множество врагов
И покрыв себя вечной славой за их поражение.

Шестой-из слуг его  по имени Ратимир
Бился пешим в окружении многих врагов.
От ран он упал и скончался,
Но бился даже раненый и врагам не сдался.

Об этом сражении слышал я от господина моего Александра
И от тех, кто участвовал в этой сече.
Да будет память о героях вечной!


Случилось в то время чудо дивное, как в древние времена,
Когда пришел царь ассирийский Сенахирим
На святой город Иерусалим, стремясь его захватить,
А жителей его поработить.

Тогда  внезапно появился ангел господень
И 185 тысяч воинов ассирийских перебил.
А утром нашли их трупы,
И царь ассирийский быстро думать об Иерусалиме забыл.

Так же было и после победы Александра, разгромившего шведов.
Ведь сам Бог помог ему  одержать победу.

На другом берегу Ижоры-реки,
Где не могли пройти Александра полки,
Ангел божий великому князю за землю родную бороться помог.
И нашли там потом многое множество мертвых врагов .

А все оставшиеся с позором бежали
И своих погибших  в спешке побросали.
Вражьи корабли  дружина Александра потопила в море,
И князь  возвратился домой с победою вскоре,
Восхваляя и славя имя  Творца.
Я рассказал эту историю, помня завет Александра,
Что надо биться с врагом до конца!

На следующий год после возвращения князя Александра с победой
Пришли опять те же люди от Западной страны,
И построили город на земле Александровой,
И ему об этом поведали.

Князь Александр немедля вышел и срыл город их до основания,
Чтобы навсегда забыли они о его существовании.
А самих их-одних повесил, других с собой повел,
А иных, помиловав, отпустил, ибо был милостив и не зол.

На третий год после победы князя над королем
Пошел он на землю немецкую зимой с войском большим,
Чтобы не похвалялись немцы ,говоря:
«Мы  Александра убьем ,а словенский народ себе подчиним.
Ведь мы уже взяли Псков и тиунов своих посадили.».
Зря они такими хвастливыми были.

Князь Александр тиунов схватил, Псков от плена освободил,
А землю врага захватил и сжег, и пленных  без числа взял, а других убил.
«Кто с мечем к нам придет, от меча и погибнет!»,-
Сказал, как отрубил.

Иные же немецкие города союз меж собой заключили
И решили: «Пойдем, победим Александра
И возьмем его руками.
И будут Александр и дружина его нашими рабами.»

Когда же приблизились враги
И дозорные об этом узнали,
Князь Александр построил полки,
Которые чужеземцев на Чудском озере поджидали.

И пошел  он им навстречу, и покрылось озеро Чудское
Множеством воинов с той и с другой стороны,
И началось страшное сражение.
Силы были равны.

А в это время отец Александра Ярослав
Прислал к нему на помощь младшего брата Андрея
С большой дружиною своею.
И мужи Александровы исполнились духа ратного,
Ибо сердца их были как у львов,
И превосходили  они врагов  силой духа многократно.

И сказали они: «О, княже наш славный и любимый !
Настало ныне время нам положить головы за тебя.
С тобой мы непобедимы!»

Князь же Александр, воздев руки к небу, воскликнул:
«Суди меня, Боже, и рассуди распрю мою с народом велеречивым,
И помоги одержать победу,
И будь милостивым и справедливым!»

И не было у князя другой  заботы. Была же тогда суббота.
И когда взошло солнце, сошлись в страшной сече оба войска.
И раздался страшный треск от ломающихся копий и звон от мечей.
Спасал князь со дружиной своей землю родную от захватчиков-дикарей.

И будто замерзшее озеро ожило и двинулось,
Не было видно льда, ибо покрылось оно кровью.
Воины  Александровы в этом бою все были герои!
Очевидец мне рассказал, что видел воинство божье,
В помощь князю с неба вовремя пришедшее.

И обратились враги в бегство, хоть некуда было там бежать,
И были они беспомощны и уже не могли воевать.
А воины князя били их и секли.
Для победы они не жалели сил , делали все,  что могли.

Здесь же прославил Бог Александра перед всеми полками,
Как Иисуса Наввина у Иерихона в Палестине  с божьими трубачами.
А того, кто говорил: «Поймаем Александра руками»,-
Передал  Бог ему:  «Что с ними делать ,решайте сами!»

И не нашлось никого, кто мог бы воспротивиться князю  в битве,
Все были или пленены, или убиты.
А  Александр со славной победой домой возвращался,
И радости  великой вместе со дружиною предавался.

И шло многое множество в войске его тех,
Оборванных и босых,
Кто «божьими рыцарями» себя называл,
А теперь лишь о спасении мечтал.

И когда подошел князь к городу Пскову,
Игумены и попы в ризах с крестами
И весь народ встречали его  такими словами:
«Хвала тебе, славный князь, за победу над врагами!»

О, неразумные псковичи!
Если забудете о своем предательстве
И забудут об этом ваши дети, внуки и правнуки,
То в памяти народной останетесь предателями, как те иудеи,
Которых Бог освободил из египетской неволи,
Накормил в пустыне манною и жареными перепелами,
А они , забыв о божьей помощи , решили, что освободили себя сами.

И прославилось имя Александра по всем странам,
И до моря Египетского, и до гор Араратских,
И по обе стороны моря  Варяжского, и до великого Рима...
Все народы уважали его, ибо был он непобедимым.

Но в это время умножился народ литовский
И начал разорять волости Александра.
Он же, выехав на них, стал их избивать,
Чтобы неповадно им было на чужое добро посягать.

Случилось однажды ему выехать на врагов,
И за один выезд побил он семь вражьих ратных полков.
Многих тогда взяли в плен, над их «силой и удалью» насмехаясь,
А слуги князя привязывали литовцев к хвостам коней, чтоб не зазнавались.

И стали литовцы бояться имени его с тех пор,
И никогда не нарушали больше мирный договор.

В то же время был некий великий сильный царь в Восточной стране,
Которому Бог покорил многие народы от востока до запада,
И который не потерпел поражения ни в одном сражении, ни в одной войне.

Он, прослышав, что Александр столь славен и храбр,
Отправил к нему гонцов  и сказать приказал:
«Александр, Бог многие народы мне заставил подчиниться,
Ты один не хочешь моей силе покориться.

Если хочешь землю свою уберечь,
Немедля приходи, чтобы увидеть славу царства моего
И пользу для себя извлечь.».

Князь же Александр пришел во Владимир
После смерти отца своего с войском большим.
Был грозен и страшен приход его, с ураганом сравним.

И о приходе князя весть до самого устья Волги промчалась,
Память об этом событии там до сих пор осталась.
Стали жены моавитские пугать детей своих, говоря:
«Александр-князь идет, всех нас в полон заберет!»

А он  в это время
Задумал поехать к царю в Орду.
Благословил его епископ Кирилл,
И поехал Александр, чтобы отвести от княжества беду.

Увидев князя русского , царь Батый подивился
И своим вельможам сказал:
« Нет князя, подобного ему, правду мне говорили».
Воздал Батый Александру достойные почести, и слуги  его отпустили.

Но потом разгневался царь Батый
На младшего брата князя Александра-Андрея.
И послал воеводу своего Невруя разорить землю Суздальскую
И  уничтожить всех, никого не жалея.

После Невруева нашествия князь великий Александр
Города отстроил, церкви восстановил,
Людей разбежавшихся домой возвратил.
О таких, как Александр, пророк Исайя говорил:

«Князь хороший- храбр, приветлив, кроток, Богу подобен,
Не ищет богатства и не чуждается праведной жизни,
Поэтому ему и угоден.

Сирот и вдовиц по правде судит.
Милость, а не злато любит.
Добр к домочадцам своим и гостеприимен к приходящим из других стран,
Но не терпит предательства и не прощает обман.»

Бог Александра богатством и славою наделил,
И продлил лета его,дав ему много сил.
А когда пришли к нему послы от Папы из великого Рима
(Рим тогда был непобедим),
Говоря: «Папа наш так сказал:

«Слышал я ,что ты князь достойный и славный и что земля твоя велика,
Вот я и прислал тебе от двенадцати кардиналов
Двух умнейших-Галда и Гемонта, чтобы ты послушал
Их учение о Законе Божьем , данное нам на века.»

Князь же Александр, посоветовавшись со своими мудрецами,
Написал ему ответ, так говоря:
«Прислали вы своих людей к нам зря.
От Адама до потопа, от потопа до разделения народов,
От смешения народов до Авраама,
От Авраама до прохода Израиля сквозь Красное море,
От исхода сынов израилевых до смерти  царя Давида,
От начала царствования Соломона до Августа царя,
От власти Августа и до Христова рождества,
От рождества Христова до страдания и воскресения Господня,
От воскресения же Его и до восшествия на небеса,
От восшествия на небеса до царствования Константинова,
От начала царствования Константинова до первого собора,
От первого собора до седьмого-обо всем этом мы хорошо знаем
И от вас учения не принимаем,
Так как свое имеем  и его почитаем.»

И послы возвратились восвояси ни с чем.
Так Рим потерял над князем власть совсем. 
А дни жизни его навсегда в истории остались
И  в великой славе приумножились и нам достались.

Александр любил и почитал  иереев и монахов ,и людей именитых,
И нищих, и епископов, и Митрополита,
И слушал их, как Христа самого.
За это за все и любили его.

В то самое время было большое насилие от иноплеменников:
Сгоняли христиан, велели им ходить в походы
Для покорения других народов.

Князь великий Александр  к царю поехал,
Чтобы отмолить людей от той беды,
А сына своего Димитрия послал на  страны Западные
Для  ведения войны.

И все полки послал с ним вместе с ближними домочадцами своими,
Говоря им: «Служите  всей жизнью своей, как Богу, сыну моему.
Уважайте и подчиняйтесь ему, как мне самому!»

Пошел князь Димитрий с большим войском,
И пленил землю немецкую, город Юрьев взял,
И возвратился к Новгороду со множеством пленников,
И с добычею большою. Радовался народ ,и Димитрия восхвалял.

Отец же его, великий князь Александр, возвращаясь от иноплеменников,
Остановился в нижнем Новгороде, и здесь был недолго здоров.
А дойдя до Городца, разболелся совсем и, ревнуя Господу крепко,
Стал монахом , принял схиму и ангелом стать был готов.

И так, Господу дух свой передав ,месяца ноября
В 14  день-день памяти святого апостола Филиппа,
С миром скончался,  с земной жизнью распрощался,
И в Божьем царстве оказался.

О, горе тебе, бедный человек!
Как сможешь описать ты кончину своего господина?
Как не выпадут вместе со слезами твои зеницы?
И как не разорвется сердце от  твоего плача и горя  без границы?

Отца человек может оставить., а доброго господина
Невозможно покинуть, ибо, если бы мог, и в гроб бы с ним лег!
Митрополит  же Кирилл говорил:
«Дети мои, солнце земли Суздальской зашло. Тяжкое время  пришло.

Увы! Не найдется ни один подобный ему князь!»
А иереи, дьяконы, черноризцы, нищие и богатые-
Все люди говорили: «Уже погибаем, без хозяина остаемся!
Закатилось навсегда наше солнце!»

Настал день печали всенародной. Тело его ко граду Владимиру понесли.
Митрополит же с чином  церковным ,вместе с князьями и боярами
И всем народом со свечами и кадилами в Боголюбове его встретили
И в церковь Рождества святой Богородицы занесли.

И положено было тело его святое в великой  Архимандритье
В день памяти святого отца Амфилохия месяца ноября в 23 день.
Земля содрогнулась от криков, плача и стонов, каких еще не бывало.
Так Русь святая своего любимца провожала.

И случилось тогда чудо чудное ,диво дивное.
Когда положено было тело святое в гроб,
Севастьян- эконом и Кирилл -Митрополит
Грамоту духовную вложить в его руку хотели,

Но от увиденного обомлели:
Он сам протянул руку и взял грамоту из рук Митрополита, как живой.
И объял их ужас, и едва отступили они от гробницы,
Где обрел он вечный покой.

Так прославил богоугодника своего князя великого Александра,
Бог наш во веки веков.
Вечная ему слава и народная любовь.
                Аминь.




                ПРИМЕЧАНИЯ

«Житие А.Невского» создано в начале 80-х гг.13 века. Отобранные автором факты из жизни князя искусно объединены. Сам автор был скорее всего владимирским монахом, ранее принадлежавших к числу домашних слуг князя.

Князь Александр.  А.Невский(род.ок.1220 г.) был сыном новгородского, киевского и владимиро-суздальского князя Ярослава Всеволодовича и внуком великого князя владимиро-суздальского Всеволода Юрьевича Большое Гнездо. Прославился как выдающийся полководец. Одержанные им победы на Неве-в 1240 г.(после этой битвы Александра стали называть Невским) и на льду Чудского озера 5 апреля 1242 г. имели большое историческое значение для всей Руси.
Александр стал ,вероятно, почитаться как святой впервые в стенах Владимирского Рождественского монастыря, где он был похоронен в 1263 г.

Феодосия.  Мать А.Невского, возможно, была дочерью князя Мстислава Удалого. Умерла в !244 г. Похоронена в Новгородском Юрьевском монастыре.

Самсон.  Один из героев Ветхого завета-богатырь и судья.

Соломон.  Согласно Библии сын Давида ,обладал великой мудростью, составил книги «Притчей» и «Премудростей».

Веспасиан.  Римский император (69-79 гг.)Прославился как полководец.

Эрик Эриксон (Картавый).  Шведский король римской веры. Все воинские дела он поручал своему зятю Биргеру, который отправился в 1240 г. в поход на Русь.

Церковь Софьи.    Собор св.Софии в Новгородском кремле. Основан в 989 г.

Архиепископ Спиридон.   Новгородский Архиепископ с 1229 по 1249 г.

Кирик и Улита.  Сын и мать, по церковному учению, христианские мученики(3-начало 4 века).

Князья Борис и Глеб.  Сыновья князя Владимира, убитые 24 июля 1015 г. по приказу своего брата Святополка Окаянного. Канонизированы  в1072 г., Борис и Глеб считались  военными. покровителями Русской земли.

Пелгуй.  Ижорская земля находилась на юге от Невы, ижорские карелы находились в подчинении у Новгорода, а их верхушка приняла христианство.
Пелгуй-Пелгусий-Филипп-родоначальник рода Пелконен.

Латиняне-в данном случае шведы, финны, норвежцы, находившиеся в войске ярла Биргера.

Возложил печать на лицо.  Князь Александр ранил ярла Биргера копьем в щеку. Автор «Жития», рассказав об этом, намекает на обычай древних римлян ставить знак собственности-клеймо на  лицо своего раба, и тем самым дает понять, что предводитель «римлян» попал в положение раба.

Сенахирим. По Библии 13-й иудейски царь; это событие произошло в 740 г. до  н. э.

Немцы захватили Псков в 1241 г. из-за измены некоторых псковских бояр во главе с посадником Твердилой Иванковичем.

Тиун.  нем.Судья.


Ярослав.  Ярослав Владимирович Мудрый, одержавший победу в 1019г. на реке Альте над Святополком Окаянным, убийцей Бориса и Глеба.

Сеча великая-Ледовое побоище.

Иисус Наввин.  Ветхозаветный пророк, преемник Моисея.

Иерихон-город и крепость в Палестине. По предавнию, стены Иерихона пали от звука труб Иисуса  Наввина.

Море Египетское.  Часть Средиземного моря, прилегающая к Египту.

Море Варяжское.  Балтийское море.

Царь в Восточной стране.  Хан золотой орды  Батый, у которого Александр был в 1246 году.

Жены моавитские.  Моавитяне-племя, происходившее от Моава, сына Лота, и жившее на востоке от Иордана и Мертвого моря.
Этим библейским именем автор «Жития» называет татар.

Невруй.  В действительности ханом Золотой орды был тогда уже не  Батый, а Са После Невруева нашествия князь Александр поехал в  Сарай  к Сартаку и получил от него ярлык на великое княжение Владимирское.

Послы от Папы.  Вероятно, имеется в виду посольство от римского Папы Иннокентия 4 (1243-1254 гг.),посылавшего  князю Александру Ярославичу во Владимир двух легатов Галда и Гемонта с предложением перейти в католичество. Папским легатам пришлось ни с чем вернуться в Рим.

Авраам.  Согласно Библии, праотец еврейского народа, живший, вероятно,в 3 тысячелетии до н.э.

Август.  Римский император Октавиан Август( 9 г.до н.э.-14 г.до н.э.)

Константин.  Константин Великий, властитель  Западной и Восточной империи (306-337 гг.)

Первый  собор. Первый вселенский собор был в Никеи в 325 году, седьмой-там же в787 году.

Димитрий.  В 1262 г. князю Димитрию Александровичу было всего 9 лет.
Войском же командовали его дядя-князь Ярослав Ярославич Тверской, полоцкий князь Товтивилл и князь Константин Ростиславич.
Всё повествование «Жития» о походе на Юрьев в 1262 году написано с явной тенденцией изобразить Димитрия достойным воспреемником великокняжеского стола своего отца.

Апостол Филипп.  По преданию проповедовал в Скифии в 1 в. н. э.

Митрополит Кирилл.  Киевский и Владимирский Митрополит.

Церковь Рождества.  Рождественский богородицкий монастырь во Владимире, основанный в 1191-1192 гг., считался до 1561 года первым монастырем Руси, «Архимандритьей великой».

Амфилохий.  Епископ Иконийский (4 в.)

Севастьян.  Рассказ о посмертном  «чуде» с душевной грамотой-запись устной легенды, бытовавшей во Владимирском Рождественском монастыре.
Митрополит Кирилл умер в 1280 году, а его эконом Севастьян, видимо, принимал участие в создании и распространении этой легенды.

АРХИМАНДРИТИЯ — старший и важнейший монастырь в некоторых экономически и политически развитых древнерус. городах (епархиях) XII XIV вв., настоятель которого носил титул архимандрита, возглавлял монашество этого города и имел определенные права вне своего монастыря.

Дьякон.  др.гр.Служитель.1-я низшая степень священства.

Иерей.   др.гр. Жрец. 2-я степень православного священства.
              Рукоположенный священник, пресвитер.

Епископ.  др.гр. «Надзирающий».3-я степень высшей степени священства.

Архиерей.  др.гр. Верховный жрец. (общее название для высших чинов духовенства-епископ, архиепископ, митрополит)Первосвященник, главный священник, главный  иерей.

Митрополит.  др.гр. Высшее почетное звание православных епископов. Второй по старшинству после Патриарха.

Патриарх.  Высшее духовное лицо, глава православной церкви.


Рецензии