Потребление или потребительство?
Сегодня часто в адрес молодёжи можно услышать упрёк от старшего поколения, мол, после распада СССР выросло общество потребителей. Причём в слово «потребитель» вкладывается крайне негативный смысл: даже обидный термин придумали – «потреблятство». Многие не задумываются о разнице между терминами «потребитель» и «потребительство». Давайте разберёмся.
Разве при советской власти мы не были потребителями? Или мы уже забыли, как в советских СМИ назывались товары для людей? А назывались они ТНП. Заглянем в энциклопедию: товары народного потребления — товары, предназначенные для продажи населению с целью личного, семейного и домашнего использования для удовлетворения материальных и культурных потребностей. Вы поняли? Не только материальных потребностей, но и культурных. Что же в этом плохого? Товары делились на две группы – «А» и «Б». «А» - для производства других товаров, «Б» — товары, предназначенные для личного потребления.
И что случилось? В советской экономике производству средств производства (группа А) и производству вооружений уделялось первостепенное внимание, а товаров народного потребления (группа Б), несмотря не постоянно декларируемой «постоянной заботе о повышении благосостояния советских людей», — остаточное. В результате этого возникали «диспропорции между производством средств производства и производством товаров народного потребления».
Характерным для СССР являлся дефицит потребительских товаров для населения. В сентябре 1985 года компартией и правительством даже была принята «Комплексная программа развития производства товаров народного потребления и сферы услуг на 1986—2000 годы».
Но, увы! Опоздали власти с программой. Надоело народу жить в вечном дефиците и в каких-то невероятных доставаниях. Результат известен – дефицит исчез, а вместе с ним исчезла и страна советов. Но возникла другая проблема – неслыханное расслоение общества. И тут не могу не вспомнить братьев Стругацких: «Без искусств и общей культуры государство теряет способность к самокритике, принимается поощрять ошибочные тенденции, начинает ежесекундно порождать лицемеров и приспособленцев, развивает в гражданах потребительство и самонадеянность».
Так чем же отличается потребление от потребительства?
А вот чем: человек с рождения естественный потребитель и, естественно, вынужден потреблять то, что дают ему родители. Однако на определенном этапе созревания личности, в гармоничном варианте развития, должно происходить отделение от родителей и взятие ответственности за свою жизнь на себя. У человека с потребительским мышлением этого не происходит, а если и происходит, то не в полной мере.
Каков вывод? Давайте не будем валить всё в одну кучу.
Итак, что такое «потребление»? Это естественный процесс. Без этого не прожить. Производители имеют стимул совершенствовать и создавать новые товары и услуги, что способствует прогрессу в целом. Высокие стандарты потребителя являются стимулом для зарабатывания денег и, как следствие, упорной работы, продолжительной учёбы, повышения квалификации. Потребление способствует снижению социальной напряжённости. Мотивы потребления и поведения смягчают национальные и религиозные предрассудки, что способствует снижению экстремизма, повышению терпимости. Кроме того, человек в обществе потребления, как правило, менее склонен к риску.
А теперь взглянем, что такое «потребительство» - это демонстративное, показное, престижное, статусное потребление. «Показуха» — непреодолимое желание что-либо покупать без необходимости, расточительные траты на товары или услуги с преимущественной целью продемонстрировать собственное богатство, стремление только к удовлетворению своих потребностей. Основные потребительские установки: выдвижение на первый план «я хочу» и «мне должны», причём должны все и сразу.
Основные проблемы потребительского отношения к жизни, заключаются в недостатке самодисциплины, непонимании причинно-следственной связи. А потому, чтобы человеку выйти из потребительского стереотипа мышления, нужно развивать самодисциплину.
Теперь сами решайте, что вам ближе по духу – потребление или потреблятство.
Свидетельство о публикации №121081405787