Похвала родному слову - 4. Все ещё вступление

Да, мы начали серию публикаций по программе школы - "Родной язык".

Я делаю эту серию для своих детей. поэтому пробегусь по страницам учебника.

Но все еще - вступление.

Вот, в Литинституте известна такая байка - реальный случай.

Давным-давно пригласили читать лекции одного очень, очень уважаемого профессора, старенького и очень хорошего. Уговорили - нести знания студентам о языкознании. Учёный согласился.

И вот он читает лекции, студенты слушают. Все довольны.

проходит осень.

Наступает зима.

Студенты слушают, старичок читает, лекции интересны, всё хорошо.

Наступает сессия - экзамен по языкознанию.

Довольные студенты идут сдавать любимый предмет.

И вот тут администрации стало плохо, потому что пришедший старичок закричал: "Как - экзамен? Почему? Я ведь только начитал своим студентам введение!"

Он не начал даже первой лекции - так, как он ее мыслил, конечно.

Другое дело - что он уже дал массу знаний и студенты соображали в пределах целого курса.

И были готовы сдать весь курс, который, собственно, по учебному плану и заканчивался экзаменом.

И больше к языкознанию студенты не возвращались.

Администрации стало плохо, а старичок расстроился.

Но Литинститут, который возник в Москве чудесным образом, таким же образом умеет находить выход там, где есть только вход.

Деканат объявил студентам: "Вы прослушали курс "Введение в языкознание", сегодня сдаете зачёт по этому предмету. Потом будете изучать само языкознание, но это будет тогда, когда сдадите "Введение".

Довольные, утучненные знаниями студенты - сдали.

После каникул счастливый учёный стал читать вожделенный свой предмет дальше, и, чтобы совсем уж всё было хорошо, написал курс "Введение в языкознание".

Вот, вводил, вводил и ввёл новый предмет в сетку расписания.

Так вот и я никак не могу в начале лекций перейти к сути - долго "раскачиваюсь", но за это время все же даю знания, не так ли? Просто говорю вокруг да около...

Ну да ладно.

В продолжение мысли из предыдущей публикации - как описывать вокруг да около нечто эфемерное, чтобы всё было по факту плотно и конкретно.

А вот так, как это мог Георгий Иванов - ИвАнов, так мы ставили ударение, когда говорили о нем. А как поэту не говорить о нем? Невозможно. Вот как он сказал о другом поэте:

Мелодия становится цветком,
Он распускается и осыпается,
Он делается ветром и песком,
Летящим на огонь весенним мотыльком,
Ветвями ивы в воду опускается...

Проходит тысяча мгновенных лет
И перевоплощается мелодия
В тяжёлый взгляд, в сиянье эполет,
В рейтузы, в ментик, в "Ваше благородие",
В корнета гвардии - о, почему бы нет?...

Туман... Тамань... Пустыня внемлет Богу.
- Как далеко до завтрашнего дня!..

И Лермонтов выходит на дорогу,
Серебряными шпорами звеня.


И ни разу не произнес в этом волшебном тексте того слова, о чем написано  стихотворение.

А вы угадаете это понятие?


Рецензии