Символы и реальность Эссе

СЕРГЕЙ  НОСОВ

СИМВОЛЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

   Мы мыслим символами.
   Каждый из нас имеет в своей голове целый набор разнообразных символов, на которые он опирается не только в своем мышлении, но и в своих желаниях надеждах и в захватывающих его чувствах.
    Это конечно же не только пресловутые секс-символы так или иначе проникающие в чувства и воображение каждого современного человека, будь он мужчина или женщина.   
       Это и символы смерти - например тот же образ старухи с косой, олицетворяющий издавна безжалостно разящую (скашивающую) людей смерть.
        Это и символы красоты, в особенности чарующей женской красоты - образы Венеры. Афродиты и между прочим юной Мадонны с ребенком в живописи Эпохи Возрождения.
         Ведь Мадонна Рафаэля - это конечно же не просто образ матери (хотя она и изображена на живописном полотне с ребенком). Это образ юной женской красоты, утонченной и вечно женственной, который наделен сильнейшим эмоциональным воздействием на человека и на весь окружающий человека мир.
       С глубокой древности существует фаллическая символика, которую древние наделяли магической силой - силой творчества жизни.
        С древности существует и властная символика Плодородия и Плодоношения -  культ Каменных баб в частности, которые до сих пор встречаются в наших российских (а прежде скифских) степях.
        Реальный мир вне ярких символов человек воспринимает очень поверхностно. Этот мир не запечатлевается в сознании человека надолго, его реалии кажутся незначительными, преходящими и быстро забываются.
         Как к своей неуничтожимой опоре тянется сознание человека во всем и всегда к явной и скрытой символике - за нее держится, ее использует в работе ума, ею увлекается и наслаждается в потоке живых чувств.
         Это властно сказывается и на восприятии человеком искусства.
           Есть такая старая детская шутка. Назови домашнюю птицу без раздумий - курица. Назови русского поэта без раздумий - Пушкин.
             И можно же продолжать эту игру до бесконечности.
              Назови великого русского полководца - Суворов. Назови великого русского композитора - Чайковский.
               Автоматизм срабатывает в сознании любого русского при быстром ответе на такие вопросы. И за этим автоматизмом скрывается устойчивая и властная символика в сознании человека.
               Лучшим поэтом он действительно считается у нас  Пушкина. Лучшим русским полководцем - Суворов. Лучшим русским композитором - Чайковский.    
               Образы этих деятелей культуры и истории как бы окаменели в сознании русских людей. И их уже из сознания русского человека не выбросить никакими силами, никакой критикой поэзии Пушкина, побед Суворова и музыки Чайковского.
              Попасть в обойму таких символических деятелей, которым поклоняются люди в твоей стране (а желательно и в мире в целом конечно же) - заветная мечта каждого амбициозного деятеля искусства, чувствующего что он обладает действительно большим талантом и создает действительно выдающиеся произведения.
                Можно много написать хороших и очень хороших вещей в литературе, в поэзии и прозе и даже в эссеистике и публицистике, и остаться в ней по настоящему незамеченным.
              Потому что твой образ-символ в литературе и в сознании людей не кристаллизовался. Потому что твое творчество никакую значимую и яркую символику не олицетворяет и не отображает.
               Возьмем близкий нам пока пример - фигуру академика Дмитрия Сергеевича Лихачева.
              Он жил в эпоху когда «связь времен» в России прерывалась - большевики безжалостно стирали русское прошлое, внушали народу наивную веру в химеры нелепого счастливого будущего, историческая Россия до трагического 1917-го года была поруганной и растоптанной.
                И  академик Лихачев олицетворял собой не утраченную до конца в России связь времен - он был символом этой связи времен, очень важной в последние десятилетия его жизни. Важной на самом деле и сейчас.
                Ничего по настоящему гениального академик Лихачев не написал.
                Он не был гениальным ученым и гениальным деятелем культуры. Но он гениально почувствовал свое время, свою роль в истории - и остался в истории в итоге.
                Именем академика Лихачева называют ныне проспекты, скверы и улицы. Хотя никто и не знает толком - да что же он написал.
                Академик Лихачев олицетворял и до сих пор олицетворяет в России связь времен - это главное в его судьбе и в его исторической роли.
                И каждый деятель литературы и искусства должен найти символическое воплощение своей роли в культуре - без этого все его творчество, при всех достоинствах, пропадет и для современников и тем более для истории.
                Например Блок был певцом Вечной Женственности. Отблеск  Вечной Женственности ощутим на всем творчестве Блока (вспомним его знаменитую «Незнакомку»).
                Но потом Блок стал певцом исторической катастрофы - сначала надвигающейся, а впоследствии и реальной.
                Истерический восторг от этой катастрофы воплощает собой полубезумная поэма Блока «Двенадцать», которая или точнее мистические «вихри» которой и свели Блока в конце концов в могилу.
                Но Блок ясно чувствовал символику своей судьбы и своего времени. И поэтому и остался в истории.
                А вот Волошин например, что бы он ни писал о Революции, эту символику своего времени  не чувствовал.   
И что бы он там, кипя страстями на бумаге, не сочинял в своем Коктебеле до и после революции 1917-го года - исторического значения это уже не имеет.
               Деятель искусства должен знать «алгебру своего времени», должен понимать свое место в этом времени - и тогда его творчество превратится в символ. И этот символ запомнят и его современники и его потомки.
                И творчество такого человека, если у него есть великий талант – сохранится в копилке культуры на долгие века.

                ---------------------------------------------

 


Рецензии