Конкурс на досуге - 68. Задание!
Продолжим тему плодов, и в частности яблок, но несколько в другом направлении, и даже неожиданном...
Объявляется тема 68 конкурса на досуге:
• Ab ovo usque ad mala - ОТ ЯИЦ ДО ЯБЛОК
_________________________________________________________
"От яиц до яблок", или с начала до конца.
Обед у древних римлян обычно начинался с яйца и заканчивался фруктами.
Выражение Ab ovo usque ad mala (или ед. ч. - ad malum) могло употребляться как в значении "от начала до конца обеда", так и в более общем значении;
АВ OVO USQUE AD MALA (лат. «с яйца», точнее «от яйца до яблок»). Выражение, употребляемое в переносном смысле для обозначения того, что данный вопрос рассматривается с самых своих истоков, т.е. с начала до конца. Выражение АВ OVO USQUE AD MALA впервые употребленное в одах римского поэта Квинтия Горация Фракка. Выражение «От яйца до яблок» происходит от обычая римлян подавать яйца к началу трапезы, как с символа «начала жизни», а яблоки – к ее концу, на десерт. Римляне придавали началу трапезы особый статус и символический смысл: яйцо связывалось с успешным начинанием нового дела.
Квинтия Горация Фракк (лат. Quintus Horatius Flaccus) - 8 декабря 65 до н. э., Венузия — 27 ноября 8 до н. э., Рим) — древнеримский поэт «золотого века» римской литературы.
Гораций, "Сатиры" 1, 3, 1-8:
;mnibus h;c viti;m (e)st cant;ribus, ;nter am;cos
;t nunqu(am) ;nduc;nt anim;m cant;re rog;ti;
;niuss; nunqu;m des;stant. S;rdus hab;bat
;lle Tig;llius h;c. Caes;r, qui c;gere p;sset,
S; peter;t per am;citi;m patris ;tque su;m, non
Ou;cquam pr;ficer;t: Si c;llibu;sset ab ;vo
;squ(e) ad m;la cit;ret: "I; Bacch;e!" modo s;mma
V;ce, mod(o) h;c reson;t quae ch;rdis qu;ttuor ima.
Общий порок у певцов, что в приятельской доброй беседе,
Сколько ни просят их петь, ни за что не поют; а не просят -
Пению нет и конца! - таков был сардинец Тигеллий.
Цезарь *, который бы мог и принудить, если бы даже
Стал и просить, заклиная и дружбой отца ** и своею.
Все ни во что бы! - А сам распоется - с яиц и до яблок
Только и слышишь: "О Вакх!" то высоким напевом, то низким,
Басом густым, подобным четвертой струне тетрахорда ***.
(Перевод М. Дмитриева)
Но есть и устойчивый фразеологический оборот, составляющий часть цитаты Горация:
Ab ovo!
Начнемъ ab ovo (иноск.) — съ самаго начала. /А. С. Пушкинъ. Родословная моего героя./
«Начнем «ab ovo»», - написано в «Родословной моего героя», и биография начинается, как говорится, от самого корня. «Аб ово» — латинское выражение, в переводе на русский язык означает «от яйца». Вторая часть поговорки «до яблока» (Usque Ad Mala) со временем отпала, а первая «от яйца» (Ab Ovo) довольно долго жила в речи разных народов.
С похожим значением «аб ово» вошло и в современный международный лексикон: «начало биржевой деятельности после предыдущей неудачной биржевой деятельности после предыдущей неудачной сессии».
Отношение к яйцу как к прообразу, к символу рождения отразилось в обычаях многих народов. У славян яйцо ассоциировалось с плодородием земли, с весенним возрождением природы.
Есть свидетельства, что славяне расписывали яйца еще в языческие времена, выражая свои представления о вселенной. Писанки приносили в дар богам и дарили друг другу в первый день нового года и в день рождения.
С распространением христианства у расписных яиц появилось новое значение - яйца стали атрибутом главного религиозного праздника - Пасхи, символизируя воскресение Христа.
Фактически получается, что дословно «от яйца» на Руси символизирует начало жизни.
И ещё... можно вспомнить и наше выражение, передающее смысл "С самого начала": танцевать от печки!
Фразеологический оборот "танцевать от печки" (или плясать от печки) многозначен. Основное его значение — ‘начинать какое-либо дело заново, повторяя его с самого начала’. Выражение употребляется применительно к ситуациям, когда для достижения какой-либо цели нужно вновь последовательно совершить определенные действия, начиная с самого простого. Пример: Чтобы разобраться в новой теме, пришлось танцевать от печки — вдумчиво перечитывать ранее пройденный материал.
Все чаще в речи танцевать от печки значит просто ‘начинать какое-либо дело’ (начинать не повторно, а вообще).
_____________
И в заключении для настроения приведём стихи слепого поэта, который сердцем чувствовал глубоко то, что иногда сложно высказать словами, а он говорил, хотя сегодня некоторые называют его поэзию пренебрежительно асадовщиной ... Посудите сами, насколько хорошо подходят его стихи к нашей теме конкурса, не обращая слишком большого внимания на примитивность рифм:
Эдуард Асадов — Начало: Стих
Говорят, что конец — всему делу венец.
Так на свете всегда бывало.
Только мне, как ни дорог порой конец.
Все же чаще важней начало.
Нет в году многоцветнее ничего,
Чем сирень и начало лета.
Ну а в сутках мне, право, милей всего
Утро. Алая песнь рассвета.
Где-то в дачном поселке вдруг выйдешь в сад
И зажмуришься в восхищенье:
Брызги солнца, немыслимый аромат
И стозвонное птичье пенье!
И, куда ни пришлось бы порой идти,
Лишь в начале любой дороги,
Не заботясь еще о конце пути,
Окрыленно шагают ноги.
И приятельский пир за любым столом
Где-то в комнате или в зале
С ровным строем приборов и хрусталем,
С первым тостом и первым хмельным огнем
Тоже лучше всего вначале.
Через час — ни веселья, ни красоты,
Все смешается в тарараме:
Лица, рюмки, закуски, слова, цветы —
Все в табачном дыму и гаме!
А любовь? Если в небо взлетят сердца
От сплошного хмельного буйства,
Ах, как редко умеем мы до конца
Сберегать и слова и чувства!
Мы черствеем, мы стынем от серых слов,
Будто трепет свой растеряли.
Нет, простите, товарищи, но любовь
Все же чаще хранят вначале!
И уверен я, счастье бы долгим стало
И не знали тоски сердца,
Если б в жизни мы часто, ища начало,
Не спешили достичь конца!
***
Друзья, а вам есть что сказать на эту тему? Напишите лучше признанного в советское время поэта, любимого многими...
***
Друзья, не будем узко подходить к раскрытию темы. Возможно, эту тему вам захочется раскрыть совсем в другом ракурсе. Уходим от банальности и штампов! И ещё... Мы пишем не по отмашке, а по вдохновению: широко, свободно выражая то, что хотим передать. Ведь вы чем-то наверняка хотели поделиться. И это лишь действительно только повод - буквально ли, косвенно, вы коснётесь заданной темы и с какой стороны. Не в этом суть. Главное, чтобы вас поняли и поверили. Завоёвывайте внимание вашего читателя, применяя все средства! А может быть просто будьте с нами, не волнуясь - поймут ли вас. Не это главное... Рабочая обстановка при подаче заявок приветствуется, ведь только так можно помочь друг другу. А если кто не хочет воспринимать замечания, есть один хороший способ на Стихи.ру: "Спасибо за Ваше мнение". Зато будет понятно, почему Ваше произведение кому-то не пришлось по душе, что смутило. Хотя мы оцениваем достоинства, но иногда недостатки и недочёты, мешают восприятию. К примеру, нарушение принятой в начале формы - сбивает, если не сделано специально в угоду раскрытия смысла. И такое бывает...
Очень надеемся на продолжение творческой атмосферы сотрудничества, как всегда!
И у вас это хорошо получается! Не подведите и на этот раз. Не обижайтесь друг на друга. Не закрывайтесь... Не забывайте благодарить друг друга за оказанную помощь.
_________________________________
Итак, стихи принимаются согласно правилам, изложенным здесь: http://stihi.ru/2020/04/30/7894
Допустимый объём СТИХОТВОРЕНИЯ: от 8 до 30 (+2 в крайнем случае) строки!!!
6 стоп максимум - длина строки. Стихотворный размер - ЛЮБОЙ!
Обязательно ознакомьтесь! Сроки сжатые!
Напоминаю, что ведущая может отказать в приёме стихов, если они нарушают выше указанные правила. И ещё... ожидается уважение к личности ведущей. Организация конкурса - вид добровольной деятельности в помощь поэтам, и участие в нём тоже добровольное дело. Хамству здесь не место - ни в общении, ни в поэзии, тем более! Помните об этом, пожалуйста. Любые провокации будут пресекаться без особых пояснений. Нет времени на это! И ещё, помните, что наш проект по сути Блиц. Не время для задержек, проволочек, излишних выяснений и тем более обид!
Размещаем свои варианты в рецензиях открытым текстом до 10.00 воскресенья!!! После будет объявлено голосование.
Приводите, пожалуйста, в рецензиях полный развёрнутый текст произведения.
Публиковать ваш текст на своей страничке пока не следует. Вы успеете это сделать после завершения конкурса, в котором предстоит ещё работать над текстом. После того, как его примет ведущая, править текст будет невозможно. А до этого - пожалуйста, правьте, подсказывайте друг другу, помогайте, но учтите, что у всех разный опыт и мнение по разным вопросам. Взаимопонимания всем!
Можете редактировать свои тексты. В процессе редактирования любая критика не только возможна, но и желательна. А во время голосования она будет в запрете! Всему своё время! Помните об этом. Критика самого голосующего, его мнения будут во время голосования в запрете тоже. Произведения критикующих будут сниматься с конкурса! Помните и об этом! Но при работе над текстами - ЛЮБАЯ критика - это благо для автора!
Голосование будет проходить в условно-анонимном режиме.
Данная (приёмная) статья будет временно удалена до окончания голосования.
Времени на голосование будет дано 2-е суток!
Приём до 24.00 субботы!!! Но если надо, можно продлить приём до утра. Подсказывайте, у нас семеро одного ждут!
Иллюстрация: художник Анри-Гораций Ролан Делапорте, или де Ла Порт, родился около 1724 года в Париже, где и умер 23 ноября 1793 г .
Ведущая и автор проекта конкурса Татьяна Игнатова
Свидетельство о публикации №121081300442
Сначала не было тебя
И жизнь текла легко и просто:
Вставало солнце, всех любя,
А по ночам сияли звезды.
Твой взгляд нашел меня - без виз,
Опали детские пелены
И счастье устремилось ввысь,
Казалось - вырвалось из плена.
Мир заискрился новизной,
Но в этой странной круговерти
Горчат все радости порой
Рябиной в яблочном десерте.
Марина Любая 17.08.2021 20:46 Заявить о нарушении