Особая степень свободы - 19
или приглашение к размышлению)
«Дух мой чистый, ты гость в моем теле земном…»
(Омар Хайям)
* * *
Ей хотелось и она старалась каждый день в рабочее
время сделать по порученным делам много, чтобы
вечером быть дома. Она работала напряженно
не только из-за того, что была трудоголиком,
и не только из-за того, что ее дома ждал сын,
а потому что вечером ей был так необходим
кусочек времени для размышлений, потому что
за этими делами были судьбы живых людей
и еще какие судьбы!
Параллельно с расследованием Грэта активно
участвовала в заседаниях комиссий по борьбе
с пьянством, по делам несовершеннолетних,
выступала на различных собраниях, родительских,
комсомольских, партийных, хотя была беспартийной,
исполкомах.
Вдобавок к этому она проводила беседы
со старшеклассниками, жильцами общежитий
и читателями библиотек, а после работы в кинотеатре,
перед показом остросюжетного детектива, выступала
перед зрителями.
После выступления знакомая администраторша
уговаривала ее:
- Останьтесь, посмотрите фильм. Там такие актеры
и кино интересное.
Но она уходила, ей было не до кино.
Иногда притормаживая на минутку, чтобы, как
говориться, перевести дух, она задавала себе
вопрос: Нужно ли быть такой активной?
Уменьшится ли общество зло от ее такой бурной
деятельности? И вообще, может бросить эту
ужасную неженскую работы и уйти, например,
в суд или в адвокаты? Ее давно туда зовут…
И не получив от себя никакого ответа, она снова
уходила с головой в эту круговерть, как будто
опасалась, что от ее даже минутной остановки
колесо государственной машины сразу забуксует!
И все же, когда она начинала чувствовать,
что заработалась и что нужно сделать небольшую
остановку, он позволяла себе эту передышку.
Во время короткого отдыха Грэта не шла к друзьям,
так как у них бы свои дела и свои заботы на работе,
дома, в семье.
Она давно уже поняла, что на этом свете просто
и беззаботно никто не живет. Чаще люди жили сложно,
беспокойно, а порою и суетливо. А ей как раз
хотелось хоть на какое-то время отдалиться,
уйти от всего этого.
Знакомые и друзья были, в общем-то, люди неплохие,
но когда Грэта появлялась в их компании, кто-нибудь
из незнакомцев обязательно ее узнавал. В маленьких
городках всегда такое случается.
Начинались расспросы о работе, о происшествиях: кто,
кого, когда и где, за что избил, ограбил, или убил.
И пошло-поехало. Вечеринка плавно превращалась
в ток-шоу, где все задавали вопросы, а отвечать
на них почему-то должна была только она.
Или еще «лучше»: начинали у нее выяснять, почему
милиция плохо работает? Люди разряжались, а у нее
получался не отдых, а отчет о проделанной работе,
причем она почему-то должна была отвечать
за милицию всей республики.
Гости развлекались, отдыхали, переключались
на другие темы. Потом вставали из-за стола и весело
скакали, прыгали под музыку. А Грэту уже ничего
не веселило.
Она сидела, смотрела на всех и размышляла. Неужели
им мало детективных романов и кино. Неужели они
все такие любопытные? Зачем они так усиленно
интересуются работой следователя? Ведь она
же в гостях не расспрашивает врача или учителя,
или продавца об их работе? Неужели им не о чем
больше говорить? И вообще нужен ли ей такой отдых?
В компании милиционеров было еще круче! Здесь были
все свои и говорили только о работе! Но в другом
ракурсе: у кого больше нагрузка, у кого ответственнее
и сложнее работа, у следователей или у сыщиков?
Или у участковых инспекторов? Кого из них начальство
больше уважает? Кому-то дали премию или звание,
а кого-то почему-то обидели, обошли…
Ей это было не интересно.
Танцевать с чужими мужьями в присутствии их жен
в любой компании для нее было рискованно. Тут же
начинались «разговоры»: Почему он именно к ней
подошел?.. Почему она именно его пригласила
на дамский танец? Как они танцевали! Тут что-то не то…
Да что там компания. Как-то возвращаясь с обеденного
перерыва, Грэта догнала идущего в отдел сотрудника,
капитана милиции, с которым давно и дружно работала,
и, шутя, взяла его под ручку. Весело разговаривая,
они прошли буквально десять метров, потом она
его отпустила и они дошли до работы рядом, без «подручки».
На другой день она услышала разговор, что якобы этот
капитан разводится с женой.
Поэтому, чтобы милицейские жены не волновались, Грэта
почти не ходила в гости к коллегам, несмотря на их
настойчивые добрые приглашения.
Она не развлекала себя просмотром телефильмов, хотя
по телевизору показывали, вроде все как положено
в цивилизованном обществе: кино – реклама – кино.
Но это было уже не то кино, которое она когда-то искренне
любила. Почему-то на всех каналах демонстрировали почти
одни детективы с участием одних и тех же актеров.
Ей порою казалось, что все общество превратилось
в огромную детективную контору, в которой все
расследовали, обсуждали чужие поступки, искали
следы преступления, свидетелей, виновных…
В этих бесконечно длинных кино-сериалах все участники
были главными, все были личностями, но не было образов
и не было героя, с которого хотелось бы брать хороший
пример, не за кого было болеть и переживать.
Артисты со стандартной внешностью играли и бизнесменов,
и жестоких наемных убийц, и хитрых мошенников,
и суровых судей, и умных адвокатов, и ловких журналистов,
и простых обывателей.
Именно играли, а не создавали характеры, и поэтому
многие участники кино-шоу для нее были однотипны, ибо
они были похожи на живых манекенов с кукольными лицами!
Двигались и одевались они одинаково, говорили одинаковые
слова, глупо и тупо шутили.
Она считала, что актеры играют поверхностно, а сюжет
надуман и размыт, она никак не могла уловить главной
идеи современных сериалов.
А ведь каждый человек имеет неповторимый характер,
собственный сложный внутренний мир, свое поведение.
Это было ее твердое убеждение.
Известных актеров она уже не узнавала. Их неповторимые лица
зачем-то были спрятаны под толстым слоем косметики.
И двигались они, по ее мнению, как-то неуверенно, будто
под ногами не было прочной опоры. Их тело изо всех сил
старалось, играло роль, а душа была где-то в стороне
и совсем не работала. Поэтому такая игра артиста,
по ее мнению, становилась фальшивой и неинтересной.
Смерть человека, коварство и предательство и даже
любовь с неприкрытой страстью на экране – не потрясали ее.
Все выглядело как обычный будничный эпизод.
Впрочем, целовались молодые актеры довольно умело
и соблазнительно. Вся технология любви в в современном
кино демонстрировалась искусно и подробно.
Кинофильм уже не был для Грэты, как раньше, подобием
загадочного кубика Рубика, который, если постараться
и хорошенько подумать, то можно собрать в единое целое,
получив большое удовлетворение для души.
Новое кино было для нее каким-то непонятным ярко
разукрашенным уродливым многогранником, который
невозможно собрать в определенную гармоничную фигуру.
В перерывах между сериалами как всегда шла громкая
яркая реклама, что ее тоже не увлекало, так как реклама
настойчиво предлагала приобрести ненужные ей вещи.
Часто вместо кино на телеэкране для зрителей устраивали
азартные игры. И тогда ей казалось, что все общество
превращается в огромный игровой клуб. Но ей не хотелось
играть, ей хотелось просто жить и быть собой.
Она видела и ощущала, как из реального общества
вырастает новая жизнь, которая в общем была неплохой,
но она чуяла, что-то происходит не так, как
хотелось бы.
Новая жизнь ей казалась тоже искусственной и как
всегда в чем-то очень несправедливой. Ей очень
хотелось считать, что она ошибается в своих размышлениях
и предчувствиях. Как и большинство людей она очень
желала жить в справедливом благополучном обществе.
ПРОДОЛЖЕНИЕ следует…
=Тина (Танзиля) АНСАРОВА
-----------
Начало СМ Сборник "Особая степень свободы"
Свидетельство о публикации №121081303987