Выбирая жизнь

Гений и злодейство, увы, часто не только вполне «совместные» вещи, но и не разделимые.  Примерам несть числа. И оправданиям этих злодейств – тоже числа нет, и  все оправдания – в факте творчества.  Как заметил гениальный соотечественник Кайботта, «что одному  –  могилы своды, другому  –   жизни светлый дар».  И   с этим  не поспоришь.  Все мы знаем, как убивает тьма и злоба.   И как устаёшь от её агрессивных или подспудных проявлений.   Нелегко  примириться  со злом, даже когда оно исходит от человека талантливого.  Однако  есть счастливые исключения. 

В роскошном букете французских живописцев эпохи импрессионизма особняком стоит имя  Гюстава Кайботта,  который был неповторимым  художником и прекрасным человеком. Состоятельных людей было много и  в ту пору,  но альтруистов и меценатов – крайне мало. Кайботт  был не просто меценатом, он  помогал своим коллегам на разных уровнях,  особенно много – Клоду Моне  (и   –  такой вот парадокс судьбы:  Моне прожил 86 лет, а Кайботт – 45).  Гюстав Кайботт  был  коллекционером, филателистом, строил яхты, выращивал  цветы (очень любил орхидеи)   и умер  во время работы у себя в саду. Рисовать начал с 12 лет, как художник проявился достаточно поздно, но сумел стать  ни на кого не похожим. По удивительно  глубокой  перспективе,  особой цветовой гамме,  произвольным эмоциональным  усечениям   и  наклонному ракурсу  Кайботта  можно узнать сразу.  С импрессионизмом  его роднила  любовь к  ускользающим мгновениям жизни,  с реализмом  – чувство  правды,   а в своей манере  художник  оставался поэтом повседневности, вне всяких направлений.   

Как художник,  он имел возможость не  беспокоиться  о  продаже собственных картин.  Как коллекционер   завещал свою огромную коллекцию живописи из полотен выдающихся  современников  французскому правительству с пожеланием  разместить  её  в   Лувре  и Люксембургском дворце. Душеприказчиком Кайботта был Огюст Ренуар, но даже он не  смог убедить правительство  в необходимости разместить все картины в соответствии с завещанием, в результате 38 картин были размещены в Люксембургском дворце, а  большинство оставшихся работ приобрёл   Альберт  Барнс,  и в настоящее время они находятся  в Филадельфии. Но  в музее Орсе можно увидеть 40 работ самого Гюстава Кайботта –  дивного человека  и тонкого художника, выбравшего  светлые дары жизни.


Рецензии

Завершается прием произведений на конкурс «Георгиевская лента» за 2021-2025 год. Рукописи принимаются до 24 февраля, итоги будут подведены ко Дню Великой Победы, объявление победителей состоится 7 мая в ЦДЛ. Информация о конкурсе – на сайте georglenta.ru Представить произведения на конкурс →