Бог пошутил в очередной раз - так... -..

                "Зачем нам Рубанович номер два,
                если у нас есть Рубанович номер один?".

                (Из письма Александра БЛОКА поэту Андрею БЕЛОМУ
                в котором речь шла о том, что БЛОК предпочитает стихи
                молодого Мандельштама поэтическим опытам Ильи Эренбурга,
                которого ему накануне хвалил Андрей Белый).
               


Творец всего живого, -
При всей своей
Серьёзности
И грозной мощи
Не прочь, порою,
И пошутить.

И в результате,
Видимо,
Спонтанно у него
Возникшего желанья
Пошутить -
У классика
Поэзии
Серебрянног века, -
У русского
И православно-верующего
Александра Александровича
БЛОКА,
Не жаловавшего
По точно
Не установленной
ЛиЧнОй причине
Евреев*,
Единственным
Прямым потомком
Оказался
Галахический еврей, -
(по матери еврейке,
 Надежде Александровне Нолле, -
жене друга поэта, -
литературоведа-критика
Петра Семёновича Когана)*, -
Алесандр Петрович Нолле, -
Успешный
Советский спортивный
Очеркист и новеллист,
Да переводчик,
Публиковавшийся
Под ПсевдонИмом
Александр КУЛЕШОВ,
В общем, -
Человек порядочный
Хоть вынужденный,
Да и приспособившийся
Жить по принципу -
"В чужом монастыре живешь, -
 Псалмы его поешь"
Под мантру:
"Хочешь жить, -
 Умей крутиться,
 Жить хочешь
 ХоРоШо, -
 Умей крутиться
 ХоРоШо".


* - См. приведенное ниже Приложение.

ПРИЛОЖЕНИЕ,

Наум Вайман.
Сайт "Сноб"
15 июля 2018 Г., 13:26

               
                ЭТНИЧЕСКИЕ КОРНИ Александра БЛОКА.

        https://snob.ru/profile/30619/blog/139980#gsc.tab=0


         Давно меня смущает крамольная мысль о сомнительном характере этнического происхождении великого русского поэта Александра Блока (по отцу, по матери происхождение безупречно!).

         Впервые она пришла мне в голову, когда я рассматривал одну из его молодых фотографий, где он показался мне поразительно похожим на еврея: копна курчавых, темных волос, крупный прямой нос с легкой горбинкой, припухлые веки, разрез глаз, высоченный лоб, тяжелый подбородок, да и весь абрис лица, удивительно похожий на одного близкого мне человека… Конечно, аргументы типа "похож на еврея", "еврейская фамилия" (Блок-Блох – еврейского происхождения, но может быть и немецкой), или его яростный антисемитизм, так похожий на антисемитизм "обращенных", вынужденных всем вокруг доказывать, что "они не", мало убедительны (хотя, на мой взгляд, черты лица – печать самая верная и неизгладимая).

         Однако кое-какие полупризнания можно найти в текстах поэта.

         В поэме "Возмездие", а она, как известно, о том, что сын спешит в Варшаву, застать в живых умирающего отца (точно по биографии Блока), уже во вступлении поэт называет себя звеном "длинного  рода;  ОТ  НЕГО ТОЖЕ, - (как и от отца, названного демоном, – выделено мной), - не останется, по-видимому, ничего,  кроме  искры  огня,  заброшенной в мир, кроме семени, кинутого им в страстную  и  грешную ночь в лоно какой-то ТИХОЙ и ЖЕНСТВЕННОЙ ДОЧЕРИ ЧУЖОГОо НАРОДА", - (выделено мной). Уже в самом тексте поэмы сказано:

                Отец в гробу был сух и прям.
                Был нос прямой – а стал орлиный.


         Таким же крючковатым стал и нос Блока на смертном одре (см. известные фотографии).

         У славян такого носа быть не может, но может быть у немца.

         Согласно биографии поэта, написанной его теткой Марией Бекетовой, отец его, юрист, проживший всю жизнь в Варшаве, был родом из приблудных немцев:

       "Фамилия Александра Александровича Блока – немецкая.
        Его дед по отцу вел свой род от врача императрицы Елизаветы
        Петровны, Ивана Леонтьевича Блока, мекленбургского выходца и
        дворянина, получившего образование на медицинском факультете одного
        из германских университетов и прибывшего в Россию в 1755 году"[1].

         Но в поэме Блока есть и более существенные "намеки":

                Сын окрестил отцовский лоб,
                Прочтя на нем печать скитальцев,
                Гонимых пО-миру судьбой...    

          Конечно, и среди немцев попадались скитальцы, но все же немца никто не назовет принадлежащим к племени "скитальцев, гонимых по миру судьбой", да еще с соответствующей печатью на лбу, это больше похоже на евреев…

          Далее, описывая в поэме жизнь отца, Блок решительно называет роковое имя этого племени:

                Сей Фауст, когда-то радикальный,
                "Правел", слабел... и ВсЁ забыл;
                Ведь жизнь уже не жгла – чадила,
                И однозвучны стали в ней
                Слова: "свобода" и "еврей"...

          То есть отец, забыв "ВсЁ", - (выделено у Блока курсивом), - забыл и то, что он еврей.

          Как иначе можно понять эти строки? И не случайно слова "свобода" и "еврей" рядом, в связке…

          И наконец, в раннем (1902 года) стихотворении «Religio» поэт называет себя "я – черный раб проклятой крови".

          Блок вообще был одержим манией испорченной крови. Это можно, приписать и модной в ту пору идее общего вырождения (декаданса), но строка

                "Я был в Египте лишь рабом"

в стихотворении "Клеопатра" все же невольно увлекает в сторону еврейской истории…

                Я был в Египте лишь рабом,
                А ныне суждено судьбою
                Мне быть поэтом и царем!

          Да вот и мать сына БЛОКА, - галахического еврея Саши, -
Надежда Александровна НОЛЛЕ, еврейка, - жена известого критика Петра Семёновича КОГАНА, друга Александра БЛОКА, в своих воспоминаниях о Блоке  написала[2]:

            "В августе 1920 г. я поехала в Петербург и прожила там до конца
           сентября...

             Однажды после обеда, в прохладный осенний вечер, мы вышли с
           Александром Александровичем прогуляться и направились к Летнему
           саду...

             И вот в этот вечер Блок поведал мне о том, что тяжким бременем
           долгие годы лежало на его душе и темной тенью стлалось над
           светлыми днями его жизни.

             Рассказывать об этом я не считаю себя вправе, ибо дала слово
           Блоку никогда и никому об этом не говорить<...> В конце сентября я
           уехала" (обратно в Москву, к мужу).

             Блок в письме Надежде Александровне 8 января 1921 г.: "Жалейте и
           лелейте своего будущего ребенка; если он будет хороший, какой он
           будет мученик, - он будет расплачиваться за все, что мы наделали,
           за каждую минуту наших дней.
                Преданный Вам Александр Блок".
                Личная подпись выделена самим автором, -
           как бы задокументирована.


                В общем, суд итсами.

[1] - Мария Андреевна Бекетова, "Александр Блок. Биографический очерк"
"В августе 1920 г. я поехала в Петербург и прожила там до конца сентября...

   Однажды после обеда, в прохладный осенний вечер, мы вышли с Александром Александровичем прогуляться и направились к Летнему саду...

   И вот в этот вечер Блок поведал мне о том, что тяжким бременем долгие годы лежало на его душе и темной тенью стлалось над светлыми днями его жизни.

   Рассказывать об этом я не считаю себя вправе, ибо дала слово Блоку никогда и никому об этом не говорить<...> В конце сентября я уехала" (обратно в Москву, к мужу).

   Блок в письме Надежде Александровне 8 января 1921 г.: "Жалейте и лелейте своего будущего ребенка; если он будет хороший, какой он будет мученик, - он будет расплачиваться за все, что мы наделали, за каждую минуту наших дней.
     Преданный Вам Александр Блок".
     Личная подпись выделена самим автором. Как бы документирована.
 
 В общем, судите сами.

[1] - Мария Андреевна Бекетова, "Александр Блок. Биографический очерк"
[2] - "Александр Блок в воспоминаниях современников" (М. "Худ. лит.",
      1980, т. 2), с. 366.


                12 августа 2021-го года.


Рецензии