Чёртова фита история фонетической эфы
бы разность нравственных потенциалов – не появился бы ток общественной морали. И мораль отсчитывают не от высот добродетели, а от глубин негодяйства!
...
Расширь эфы на два волоска."
("Визит к Минотавру", по мотивам А. и Г. Вайнеров)
Фертъ и фита — одна сатана
Организация речи изначально поделила все звуки на шумы и голос, сделав эго прибежищем первого, а душу — второго уровня. Голос — это свободное течение воздуха через систему связок и артикуляции, согласные, это обязательно преодоление, сопромат, анатомии и себя. В сочетании их является слово, не всегда подвластное пониманию на уровне фонетики, а порой и лексики даже. Слова — это энергетические вихри, носящиеся по столетиям и держащие время на поводках своих эмоций.
В языке, как и в социуме, есть коренные народы, но есть и пришлые. Это обогащение происходит при обращении к важной информации или источникам других языковых групп. В русском языке первоначально звук "ф" служил для передачи звука [ф] (глухой зубно-губной) для передачи заимствований и будучи близким по уровню влияния и использования с фитой (;). Позднее, при оглушении в некоторых словах [в] в [ф], звук стал появляться в славянских лексемах, иногда заменяя не только этот звук, но и сочетание [ХВ].
Кириллическая (22 по порядку) и глаголическая (23) "ф" имеют один источник — греческую букву "фи" с числовым значением 500. Греки в свою очередь звук и букву скопировали из системы общения финикийцев, а те, по одной из версий, у египтян. Считается, что это один из самых древних символов солнца и колеса — крестик в круге из финикийской буквы тет.
В первом варианте шрифта гражданского алфавита в 1707 году этот звук не интегрировали в общую систему, была только фита. Вторая версия в 1710 году восстановила использование ферта и указала различия использования фиты и ферта.
Ферт — в старославянском и церковно-славянском фрътъ или фертъ не имеет объяснений с точки зрения этимологии, и считается, что он возник как звукоподражательный вариант изображения некоторых звучаний животного происхождения (фырканье лошадей- "ф-р-р").
Семантика этого значения, по аналогии с ощущением чувства пренебрежения и господства, связывала восприятие с фертом через фразеологизм того периода "ходить фертом", буквально "руки в боки", подбоченясь, быть горделивым и самодовольным ухарем и щеголем.
Примерами наиболее распространенных заимствований в русском,где сегодня звучит буква "ф", можно назвать такие языки, как греческий (катастрофа), латинский (федерация), немецкий (картофель) и нидерландский (флаг) и еще полтора десятка. Позднее, ассимилировав в новой матрице слов, звук стал постепенно осваиваться и преобразовываться, научившись создавать собственные слова в языке славянской группы.
Но самыми древними в пласте русской лексики являются именно звукоподражательные и эмоциональные фреймы (междометия), возгласы или восклицания:
-фррр;
-уф;
-фу;
-фи...
Эта близость фонемы к эмоции сделала ее заложницей восприятия. В сети гуляет несколько версий о том, почему в русском к этому звуку такое непростое отношение. Вот краткие синопсисы некоторых историй фонемы.
"Звук" интернационала языковых систем
1. И в глаголице, и в кириллице у фиты и ферта было разделение смыслов. Если первый по аналогии с активной мужской энергией обозначал достаточно выраженные эмоции и чувства — гордость, силу, защиту своих прав (так как это было с образным наполнением почти всех букв "аз", "буки", "глаголь"), то мягкая и слабая в позиции энергии фита, больше символизировала явления, связанные с природой и рядовыми бытовыми проявлениями. Эта синергия в последствии передалась звуку, который сегодня обозначает символ "Ф".
2. Из-за неприязненного отношения к событиям, зачастую сопровождавших звук, он стал вместилищем и проводником не очень приятных эмоций. Отношение к "Ф" было негативным, что сделало ее малоупотребительной. Процесс ассимиляции с греческими текстами, привел ее обратно в русскую азбуку, но в лексиконе русского она так и не сыграла свою сольную партию, и большинство слов в толковых словарях языка содержат либо иностранные кальки, либо заимствования. Так она стала неким "каналом Босфор", который наполнял словарные акватории системы из других языковых групп.
3. Существует конспирологическая версия, которая рассказывает о ситуации, чем-то напоминающей месть Пандоры или Ириды. Считается, что букву "Ф" для греческого алфавита вместе с некоторыми другими. придумал некий Маламед, которому Гомер в своей эпопее про Троянские яблочные войны не нашел места и не создал его образ. Сам Маламед был участником и героем реальной Троянской войны.
Генитальный страх и стыдливое
4. В одном из выставочных залов музея автора "Пиковой дамы" проходила экспозиция из Греции "Искусство островов Эгейского моря". На ней была плита с надгробия V века до н.э. На ней были изображены в виде буквы "Ф" мужские и женские гениталии, где ось имела значение фаллоса, а боковые овалы — женский орган ("фулфу"). Так в те фремена была обозначена буква "фи" в период ведущего фаллического культа.
По мнению языковедов древнегреческого, чтобы культ фаллоса не подавлялся женской энергетикой и буква "Ф" не фонила дважды в названии женского органа, была придумана специальная буква ; (тета). Такая близость и открытость в интимной сфере для скрытной русской ментальности была неестественна, и это тоже сильно повлияло на использование и отношение к этой букве.
5. По мнению одного из популяризаторов русской лингвистики и истории языка, Льва Успенского, звук "Ф" древние предки русичей считали почти неприличным и старались избегать его употребления в устной речи. Это наложило отпечаток и на словообразование и на лексикон, почти не содержащий исконных русских слов с этой фонемой.
6. Многие языковеды считают, что звук существовал давно-давно в праязыке, а позднее в русском претерпел ментальное забвение, но о том, что так было, на их взягляд свидетельствуют "некоторые фонетические переклички". Ну, например в английском и русском устойчивые сочетании позиций, где английская "f" повторяет русскую "п".
Такие слова в адаптированном варианте это флот/плот, first /перст, первый; flame/пламя.
7. Еще одна из версий о перипетиях "ф" в русской ментальности, касается буквы "тэта", которую придумали греки, чтобы не портить фаллический культ женскими символами. Этот звук тета (фита в древнеславянском) произносился с придыханием, которое в романском ответвлении закреплено в сочетании "th".
А вот "фертъ" вообще не имел обозначения в речи того периода, он не произносился, не выделялся, поскольку и не было таких понятий в языке, где бы этот звук был необходим.
Исследователи объясняют такое пренебрежение к фонеме тем, что этот звук сильно напоминал последний выдох или вздох умирающего. Именно с этого звука начинается древнегреческое определение, обозначающее смерть и традиции, связанные с ней, это слово — танатос. Это слово греки часто фиксировали на "шарах" выбора, где принималось на суде коллегиальное решение о том, что делать с провинившимся. Слово "танатос" на черепках было приговором к смертной казни. Символика этого знака очень проста, "О" обозначает он, а "-" в центре этого овала означает минус, нет или землю. Вместе это сочетание несло смысл "ему — земля", "он — нет", "ему умирать". Именно этот мотив, смерти и умирания надолго задвинул букву "ф" в запасники использования в речевой практике русского.
Если версия со смертью понятна, и объясняет реакцию русичей, то речь о "стыдливости" коммуникационной системы, опутавшей весь мир матами генитального свойства, не очень вписывается в понимание такого ухода от "Ф".
Еще несколько негативов: кукиш, босота и артикуляция
8. Некоторые историки и лингвисты считают, что отрицательная мотивация, тормозящее проникновение фонемы в русский, лежит еще в одной, почти бытовой плоскости. "Ф" символически напоминал неприличный жест, одновременно являющийся и оскорблением, и аллегорией грубой мужской силы. Речь идет о фиге, дуле, кукише.
9. Из личных ассоциаций и наблюдений, этот звук появляется непроизвольно при некотором нетрадиционном использовании речевого аппарата в быту, при охлаждении пищи, сдувании пылинок и тушении огня. Поток ветреного воздуха, выходящий свободно без препятствий, если прислушаться, звучит почти как "чистая "ф". Такое попутное фоновое сопровождение важных жизненных процессов: питание и охлаждение еды от состояния кипятка до комфортного уровня потребления, прекращение горения и очищение ткани от пыли, — могли стать причинами того, что человек опасался лишний раз использовать почти рефлекторное звучание в системе осознанной речи. Он опасался, что через слова может утратить эту сакральную связь с огнем, водой и материей.
10. К началу XVII века, после привыкания к букве, некоторые исконные русские слова стали претерпевать экспансию с ее стороны. Наиболее заметно это проявилось в явлении перехода сочетания согласных "ХВ" в "Ф":
- Хведор/Федор;
- конхвета/конфета;
- хворточка/форточка;
- хвонарь/фонарь;
- хвакты/факты;
- хванера/фанера.
А в украинской мове это явление имело более распространенный характер и сочетания "ХВ", естественные для этого языка, дольше не сдали позиции: "бухвет", "хвабрика","хвигура".
Образованные круги после экспансии художественного языка в простую речь в период расцвета русской классики использовали уже растиражированный вариант буквы "ф". Произношение "хв" вместо нее считалось принадлежностью к низшему социальному уровню и звалось просторечием.
11. Некоторые лингвисты считают, что наряду с уже названными проблемами, значительную роль в чужеродности буквы сыграло то, что не все могли произносить внятно этот звук. Поскольку он не обладал характеристиками частотного употребления, это, видимо отразилось и на формировании речевого аппарата. Поэтому, некоторым приходилось учиться произносить звук, приблизительно так, как ставить голос.
12. Собственные наблюдения. Случайно или нет, но вымещение звуком "Ф" сочетания "ХВ" совпало с церковным сакральным сокращением "Христова Воскресения". Даже если расценивать этот факт, как явление случайное, хотя мне кажется, что в нем есть свой смысл, пока не хочу его раскрывать, это не конспирология, а банальное сочетание энергий, то даже и на подсознательном уровне, где восприятие и тоньше, и чище, эти изменения с "ХВ" на "Ф" имели некоторое влияние на формирование ментальности русского мира.
Купленная за Pedigree любовь
13. Собственное наблюдение. В общении с животными, одомашненными и полюбившимися человеку, он предпочитает контактировать с ними на своем языке. Речь идет о собаках. Все рядовые команды: "сидеть", "место", "рядом", "ко мне", "домой", "лежать", "след", — неплохо вписаны в обычный человеческий лексикон. И только две из них, связанные транзакцией оппозиции — "запрет на действие" ("фу") и "разрешение агрессии" ("фас"), имеют подражательный способ формирования. Они более соответствуют не словам, а междометиям, смысловым единицам, имеющим синергию только в эмоциональном, а не содержательном плане. И здесь опять появляется сложная "ф", пропитанная негативом веков.
Так, в человеческом понимании звучание "фу", зачастую непроизвольно вырвавшегося восклицания, имеет устойчивую негативную окраску, как резонанс на неприятные переживания или проекции. Очень часто его произнесение сопровождается идеомоторикой измененной мимики лица, которое называют маской отвращения или неприязни.
Слово же "фас", в человеческом лексиконе прописано лишь в связи с командой к питомцу, которая является разрешением для направленной агрессии на другое лицо или животное. Присутствие в обеих командах начальной "ф", фонетически и исторически неплохо продолжает линию особого негативного отношения носителей русского языка к этому звуку. Такое его применение по отношению к животным, доказавшим свою лояльность человеку, говорит о том, что на звуковом уровне (волной) можно передавать не только содержание, но и эмоцию, чистую эмоцию без смысла, как это отразилось в этих двух командах.
Причем, сделав запретительным приказ "фу" для существа, не обладающего сознанием, человек как бы косвенно сгрузил в его проекцию все свои негативные эмоции, которые были или могли бы проявиться в транзакции реакции отторжения, сопровождаемой этим кратким эмоциональным возгласом "фу". Так человек в природной интеграции зверей, живущих на волне любви, как и все на земле, попытался переадресовать свой негатив в "агрессию и эго" зверей. Учитывая то, что эта команда обычно произносится в момент человеческого раздражения или желания доминировать, она с каждым разом получает все большее подкрепление негативной коннотации.
Любой запрет, неважно, человеку или зверю, вызывает волну сопромата. Так животные, оприходовав отрицательность человеческих эмоций, стали негласным продолжением войны сознаний, но уже на биологическом уровне. Когда какой-то системе приходится долго терпеть и подавлять свои естественные желания и инстинкты (варианты и ситуации звучаний команды "фу"), это рано или поздно приводит к неконтролируемым выбросам эмоций, энергии.
Будущее за гадёнышами
Такой сюжет получился в истории самых непредсказуемых и еще ждущих своего часа: 22-ой, буквы и звука русского языка — "Ф".
Самым подходящим названием зверя для иллюстрации этой фонемы является маленькая песчаная змейка, эфа, которая очень похожа, то на струю песка в таких же часах, то на изгиб дыма, от костра или сигареты. Но змея настоящая, этот звук вряд ли сможет повторить, у нее своя октава звучания, но чем-то ее шип и это "фэ" напоминают друг друга...
Скрипка, явление более миролюбивое, чем гадюка, но и у нее есть свои обереги, фигурный вырез на ее деке, чем-то напоминающий латинскую "f", тоже называется эфа. В этом есть некая трагическая аллегория, и может быть, предсказание от великих мастеров, Страдивари и Гварнери, творивших в разных ментальных традициях, о том, что любая зависимость может стать укусом змеи. Даже самая красивая...
Хотя, казалось бы, как можно сравнивать хладнокровную плоть эфы, способной за минуту умертвить и проем для звука, по сути, пустоту, из которой сбегает фантастическая музыка. Мастерам за предупреждение спасибо, но, похоже, его никто не услышал...
Две эфы и одна струна...На голове песчаной эфы, ее золотисто-песочного чешуйчатого ковра, можно увидеть белый крестик. В древности крестик звучал иначе, его звали "херик". Измени сегодня одно слово, одно, и у кого-то мир рухнет. Эфа — необычная змея, она не откладывает яйца, в отличие от своих хладнокровных собратьев, а рожает гаденышей, живых змеек.
Теория всего и грубый окрик любимой собаке. Прощай, "фа", а "соль" останется на глубине высохшего Арала. Ведь это музыка песка сделала его таким...
"Я много лет назад понял, что все в мире управляется законами, и волшебный звук скрипки — не более, чем познанный закон. И законов звучания много, но большинства их мы не знаем, а они от этого не перестают существовать..." (А.и Г. Вайнеры "Визит к Минотавру").
Свидетельство о публикации №121081206643