Обретение неба на земле. Мысли Ребе. 4
Если вы исполняете Его волю, потому что видите в ней смысл, какое отношение это имеет к Нему? Вы исполняете свою волю. Вы снова в тюрьме.
-- 188
Человек должен гореть - огнем алтаря, сжигающим эго внутри, приближая животное начало к Б-жественному.
Большое эго горит с шумом.
Маленькое эго горит тихо.
-- 189
Ничтожность - посредник, через которого движется вся Энергия сверху вниз и снизу вверх.
Внизу, в человеке, чувство ничтожности превосходит эго. Наверху ничтожность превосходит все границы
и места.
Ничтожность внизу сливается с ничтожностью наверху, замыкая Небо и землю в вечном объятии.
Вот почему Б-га можно найти среди истинно смиренных.
-- 190
Мы пленники, потому что изгнали нашего Б-га.
Пока мы ищем Б-га, бросив созданный Им мир, нам не найти Его по-настоящему.
Пока мы убеждены, что мир - это место, откуда следует бежать, не будет для нас истинного освобождения.
Полное освобождение наступит, когда, открыв глаза, мы увидим, что здесь есть все.
***
Это здесь, внутри.
Все здесь внутри.
Но "я" тве
рдо охраняет ворота.
-- ПРАВДА
Вначале люди смотрели на мир и удивлялись. Потом стали понимать, что могли. Но удивление сохранялось и росло. Постепенно люди поверили в то, что могут понять все, а недоступное пониманию просто неверно - и оно не существует. И тогда удивление угасло.
Все это - преамбула к тому, как Ребе подходил к истине. Он отвергал мысль, что истина является таковой, если она поддается пониманию. Некоторые люди называли лампочку Эдисона мистификацией, тогда как Менло-Парк купался в ее свете; кто-то сочинял тезисы, доказывающие, что человек не может летать в машине, в то время как братья Райт уже пять лет демонстрировали это публично. Эти люди не были умнее ученых XVIII века, которые выбрасывали метеориты из музеев, утверждая, что камни не падают с небес, потому что их там нет.
Истина есть нечто, найденное вами, чему вы отдались бы. Часто она предстает в таком виде, что вы скорее оттолкнули бы ее, отказались бы принять ее своим умом. Истина приходит откуда-то издалека, куда вам не добраться. Но как только она признана вами - да, это несомненно истина - вы должны поручить каждой клеточке своего мозга понять ее, переварить. Начните с удивления, с пустоты, откройте глаза и уши тому, что говорит вам мир.
-- 191
Вводить в заблуждение мир - одно дело, обманывать же самих себя - не большое достижение. Ты глупец, если хочешь одурачить себя, это понятно всем.
-- 192
Как считают многие, чтобы познать истину, вы должны превратить камни в пыль, передвинуть горы, перевернуть весь мир. На самом деле Истина означает: суметь говорить искренне с Б-гом, изучать Тору, понимая - в этом заключено нечто Б-жественное, помогать другим от всей души. Истина познается в мелочах.
С другой стороны, чтобы убрать гору необходимо некоторое количество динамита и несколько бульдозеров. А для того, чтобы совершить какую-нибудь мелочь, может потребоваться целая жизнь работы над собой.
Делайте, что можете: учитесь, молитесь, размышляй-те, совершенствуйте себя; вы уже знаете, как это делать, и Он поможет, чтоб ваши дела находились в согласии
с Истиной.
-- 193
Существует много видов правды. Есть правда для всякого создания и для каждой частицы вселенной - ибо каждый отражает своего Создателя по-своему.
Искать правду значит больше, чем искать собственную правду. Это значит найти правду, годную для вас и для других, сейчас и всегда, здесь и везде, для тела и для души, для древнего мудреца и несмышленого ребенка.
Чем выше правда, тем
меньше у нее границ.
-- 194
Баал-Шем-Тов учит: есть две дороги.
1. Б-жественно всё.
2. Всё Б-жественно.
Б-г там, где эти дороги сходятся.
-- 195
Б-жественно всё - это дорога Авраама.
Авраам понял, что есть Реальность за пределами любой другой реальности. Всё перед ней кажется несуществующим. Поэтому он разбил идолов и объявил всем людям во всех странах, что есть только Один.
Всё Б-жественно - дорога Ицхака.
Ицхак видел, что мир на самом деле Б-жественен. Поэтому он копал колодцы и в земле, и в людях, выкопал и выбросил тьму, нашел в каждой вещи Б-жественные искры.
Ицхак боролся с тьмой.
-- 196
В каждой дороге есть то, чего не хватает другой.
Если Б-жественно всё, туда включена даже тьма. Но мир не изменяется, ибо тут нет мира, есть только Б-жественное.
Если всё Б-жественно, вы преобразуете мир, откапывая и отбрасывая тьму, отыскивая искры Б-жественного. Но тьма остается нагроможденной снаружи.
Дорога Яакова означает: найти То, Что Является Всем в каждой вещи, и принести То, Что За Каждой Вещью во всё. Он знал Б-га, который одновременно вне и внутри. Для Яакова тьма - тоже свет.
-- 197
Все, что существует, - это Он и вы.
Остальное - лишь передатчик.
Все, существующее в вашем мире, определяется вашим отношением к связи с вашим Творцом. Одно из трех: или это
1. Связь, за которую надо держаться.
2. Отталкивание, которого следует избегать.
3. Нейтральная почва, которая ждет, чтобы вы превратили ее в связь.
Но того, что не является частью вашего замысла, не будет в вашем мире.
-- 198
Все, существующее в вашем мире, - это ваш Творец и вы. В мире вашего ближнего все, что существует, - его Творец и он. И мир его столь же несомненен, как и ваш.
В мире коровы - только ее Творец и она. Так и с насекомым, с растением, даже со скалой.
Каждое сознание образует мир, и каждый мир верен. Осознание этого факта также является частью вашего мира. Осознание того, что в мире других вы - только помощник, передатчик, с помощью которого они связываются с Б-гом. И теперь вы знаете, как войти в их мир.
***
Где находится центр вселенной?
Каждый - центр целого мира.
-- 199
Мир - место постоянных перемен и беспокойства. Каждая точка времени отличается от точек до и после. Каждая точка в пространстве - это целый мир со своими условиями и обстоятельствами, мир частиц, постоянно мчащихся в кажущемся беспорядке.
Взгляните на собственную жизнь. Вы делаете много вещей без всякой видимой связи между ними.
Внутренний мир - состояние, в котором все ваши частицы, все аспекты вашего дня движутся в одном направлении.
Если у вас есть цель, вы спокойны.
-- 200
Высшая молитва - молитва ребенка.
Вы молитесь какой-то возвышенной концепции - Бесконечного Света или Сущности Бытия, или...
Но у ребенка нет никакой концепции. Существует просто Б-г.
***
Утром, когда вы открываете глаза, вы - новорожденное дитя. Тогда и там вы встречаетесь с Б-гом лицом к лицу.
Но как только вы пробудились, начинает работать ваш мозг. Старайтесь сохранить ребенка в душе.
-- 201
Свет был скрыт. Но не его Источник. Источник Света повсюду.
-- 202
Есть Б-г, открытый индукцией, и есть Б-г дедукции, и есть нечто вдали от всего этого.
Вы смотрите на мир, видите жизнь в нем и приходите к выводу, что в Создании заключена гармоническая сила.
Вы смотрите на мир снова и понимаете, что у Творца не было никаких ограничений - Он должен быть Бесконечным Б-гом - и решаете дедуктивно, что Б-г вдали от всех вещей, известных вам.
Но обе дороги определяют Б-га по вещам, которые вы знаете либо находите в них Его, либо решаете, что Он не является ничем из них и пребывает вдали от всех. Больше ничего разум постичь не может. Он, разум, может вечно пытаться и проникать все выше, но никогда не достигнет Его.
Однако глубоко внутри вы сознаете, что есть Существо, в котором невозможно определить, что в нем имеется или чего в нем нет.
Как сказано в Зогаре: "Никакая мысль не уловит Его. Но Он пойман внутренними струнами души".
-- 203
Острый ум найдет истину для себя.
Смиренный ум найдет истину выше себя.
Истина - собственность не интеллектуала, а того, кто знает, как убежать от собственного "я".
-- 204
Многие вещи представляются верными разумом, окончательная же проверка истины производится здесь, на земле.
-- 205
Никто не может заявить, что достиг абсолютной истины, пока существует некто, не достигший ее.
Абсолютная истина - это неограниченный свет, и если это так, то как он может сиять одному и не сиять другому?
-- 206
Рабби Гилель из Парича говорил: "Не люблю глупцов, но кое-кто, не будучи очень умен для себя, находится ближе к истине".
-- 207
Важное поучение Баал-Шем-Това:
Будь простым, серьезным и распространи эту простоту на все, что ты делаешь. Простота - хранилище для Б-жьего простого Единства.
-- ВЫСШАЯ ЖИЗНЬ
Первоначально эта глава называлась "После жизни". Но автор наткнулся на ответ Ребе студенту, спросившему, что такое "После жизни". Ребе сказал, что такого понятия нет: жизнь не кончается, она продолжается в высшей форме.
-- 208
Мы не говорим, что некто "пойдет на небо". Мы говорим, что это "дитя грядущего мира". Небо - это не место, куда вы идете. Это нечто такое, что вы несете с собой.
-- 209
Рабби Йоханан бен Заккай, мудрец Талмуда, который плакал на смертном одре, объяснил своим ученикам, почему он плачет:
- Я не знаю, по какой дороге меня возьмут.
Вероятно, он раньше не задумывался над этим.
Некоторые люди постоянно беспокоятся, что с ними произойдет в конце. Рабби Йоханан был слишком занят мыслями о том, что надо делать теперь и здесь. До самого последнего момента...
-- 210
Все в Ребе было чистейшей добротой. Даже его представление об аде (по-еврейски "геином") было добрым и великодушным, насколько это возможно.
Люди неверно представляют себе Ад. На самом деле - это нематериальное место, где есть все, что и в нашем мире, но существует оно бесконечно. Так, за чем бы вы ни гнались в нашем мире, вы будете гнаться и в бесконечности.
Это Ад.
-- 211
Эпоха "После жизни" - очень разумное, естественное следствие хода вещей. В конце концов ничто не исчезает, даже тело только преобразуется в землю. Но ничто не теряется.
Личность также никогда не теряется - она возвращается к своему источнику.
Если душа во время своего пребывания здесь привязывается к материальному миру, должно быть мучительно отрываться, чтобы вернуться назад. Если же она только странник, постоянно связанный со своим источником, возвращение домой - только блаженство.
-- 212
Как учит Баал-Шем-Тов, в Небесном суде никто не может судить вас за то, что вы делали, пребывая на земле. Как это происходит? Вам показывают чью-то жизнь - все ее достижения и все провалы, верные решения и дурные поступки - потом спрашивают: "Так что следует сделать с этим человеком?" Вам надо вынести свой вердикт, который принимается, после чего выясняется, что этот некто - вы. Конечно, тот, кто склонен судить других не очень строго, определенно выиграет. Лучше уже сейчас учесть это.
Мы - единое целое
-- 213
Я предложил свою руку, пять пальцев, и вы протянули свою. Вместе у нас десять пальцев; это - рукопожатие. Мы с вами только частицы единого целого, когда не вместе.
-- 214
Мы все - частицы великих душ, и те души - частицы еще более возвышенных душ, и так оно продолжается, пока все не приблизятся к первоначальной душе. Душе Адама.
Никто из нас не завершен. Никто не стоит на своих. То, чего не хватает одному, дополняет другой. Кому-то не хватает чего-то, у кого-то избыток этого.
Только вместе мы можем достичь единства. Только вместе мы способны предстать перед Тем, Кто Над нами.
-- 215
Алтер Ребе писал: "Все души - едины. Только тела разделяют нас. Тот, кто ставит тело выше духа, никогда не испытывает настоящей любви или дружбы".
-- МЫ - ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ
-- 216
Мы едины в своей сущности и в своем характере. В своей сущности все мы - одна душа, из одного источника.
В своем характере все мы дополняем друг друга, никто не завершен, каждый вносит то, чего недостает другому, каждый добавляет штрих к совершенству другого.
Подобно грандиозной мозаике-загадке мы соединяемся, чтобы составить единое совершенное целое.
Никто из нас не совершенен без всех остальных, и все другие не совершенны, если не хватает одной индивидуальной личности.
-- 217
Однажды, придя домой, я обнаружил, что дети забрались на чердак через отверстие в потолке. Это им запрещалось, так как представлялось небезопасным. Но прежде чем что-либо сказать им, я посмотрел на них и подумал. Их было четверо. Сколько потребовалось труда, чтобы двое подняли третьего, четвертый держал стул, на котором те стояли. Тогда я понял то, что не раз слышал от Ребе:
Отец смотрит на играющих детей с любовью и готов простить им все. Лучше гармоничный своевольник, чем унылый тихоня.
Это относится к Отцу Всех Нас.
- Лучше пусть бросят меня, чем друг друга, - говорит Он.
-- 218
В свои последние годы Ребе каждое воскресенье стоял часами, чтобы принять тысячи людей, евреев и неевреев, выстраивавшихся в очереди за его благословением. Он внимательно глядел каждому в глаза, часто улыбался, иногда отвечал на вопрос или давал совет. Каждый получал от Ребе доллар на доброе дело по своему усмотрению.
Зрелище было невероятное. Очередь двигалась, и Ребе все больше оживлялся, словно получал от этих людей новые силы.
Много часов спустя, когда очередь подходила к концу, Ребе спрашивал своего секретаря: "Никого больше нет?"
Однажды перед Ребе предстала старая женщина, которая передвигалась в очереди вместе со скамейкой, принесенной ею из дома.
- Ребе! Я моложе вас... И все это время сидела... А вы здесь приветствуете каждого стоя... Посмотрите на себя!
Ребе улыбнулся:
- Когда считаешь бриллианты, не устаешь.
***
Алтер Ребе как-то спросили:
- Что больше - любить Б-га или своего брата-человека?
- Любить человека, - ответил он, - потому что тогда вы любите того, кого любит ваш Любимый.
-- 219
Помните, что доверяете Б-гу. Когда дела идут неважно, говорите себе, что в сущности, все к лучшему, и радуйтесь тому, как добр к вам Б-г.
Если же трудности возникают у других, советовать им радоваться беде не следует. Сокрушайтесь вместе с ними, молитесь за них, делайте для них все, что в ваших силах, и только потом можете посоветовать им довериться Б-гу.
***
Молодой художник, который несколько лет страдал от депрессии и внутренней борьбы, пришел к Ребе, чтобы рассказать ему о себе. Ребе слушал историю неудачника, ежеминутно вытирая пот со лба.
-- 220
Не расстраивайтесь из-за лицемерия других, из-за собственной несостоятельности. Наша жизнь движется по холмам и долинам - духовное становление человека не происходит гладко.
Но добро, которого достигает каждый, вечно, так как оно соединяется с Источником Всех благ, Источником бесконечным и постоянным. С другой стороны, падения преходящи и поверхностны, они - мимолетные тени облаков, пятна на одежде, которые нужно удалить.
-- 221
Рабби Акива учил любить ближнего, если потребуется - отдать за него жизнь. Но его учеников поразила эпидемия за то, что они не относились друг к другу с уважением. Как это могло произойти?
Бывают моменты, когда любовь способна погубить. Вы любите кого-то настолько, что не позволяете ему свободно дышать. Он должен вести себя так, как вам представляется лучше для него, вы не терпите, чтобы он сколько-нибудь отклонился от истины, какой видите ее вы.
"В конце концов, - думаете вы, - я должен сделать для него то же, что сделал бы для себя".
Но подлинная любовь оставляет место для того, кого вы любите.
Как указал Гиллель старший: "Не делайте другому того, что ненавистно вам".
Лучше всего любовь выражается не в том, что вы делаете или говорите, а в том, чего вы не делаете и не говорите.
-- 222
Тот, кто поглощен собой, стремится заполнить все пространство вокруг себя, не оставляя места ни для кого другого. Он ненавидит тех, кто пользуется какой-то частью пространства, презирает их и может подыскать причины этому, но причины - не главное.
Это - беспричинная ненависть, она стала основанием для нашего изгнания. В ней корень зла. Уравновешивается и исцеляется она любовью и добротой.
-- 223
Кто-то написал Ребе о том, что, исполняя служебные обязанности, он очень обидел одного из своих помощников, настроил его против себя.
Ребе посоветовал этому человеку:
Заставьте себя полюбить своего сослуживца, и его раздражение исчезнет само собой.
-- 224
Довольно известный раввин пожаловался Цемаху Цедеку, что никто не считается с его мнением, а коллеги топчут его ногами.
Цемах Цедек удивился:
- Кто же велел вам так широко располагаться, что куда бы люди ни ступили, они не могут не наступить на вас?
-- 225
Цемах Цедек велел одному человеку стать луком.
Тот переходил из города в город, распространяя хасидское учение. Но однажды остановился и заявил, что шумиха насчет его талантов ему надоела. Теперь он решил работать над собой, чтобы избавиться от своих недостатков.
Цемах Цедек не выразил сочувствия этому человеку и посоветовал ему стать луком. Учите других тому, чему должны учить! - добавил Ребе.
***
Почему луком? Лук кладут в кастрюлю не для того, чтобы его ели, а только для придания вкуса курице или бульону. Подобно луку, следует пожертвовать своим личным ростом, чтобы другие могли расти.
Это и есть рост.
-- 226
На первых этапах жизни нужно учиться быть себе хозяином. Главная и трудная перемена наступает, когда вы берете на себя ответственность за семью. Тогда собственное благополучие должно быть отодвинуто на второй план. Но в конечном счете то, что лучше для родных, для семьи, окажется лучше и для вас.
-- 227
Ответ тому, кто написал, что намерен заботиться о своем эго в ущерб общественной деятельности:
А бывает ли эго без активной деятельности? Лучше надменный деятель, чем эгоцентричный бездельник.
-- 228
Люди недооценивают терпимость. Последняя состоит не в том, чтобы, наблюдая, как кто-то действует во вред себе, говорить, что не следует вмешиваться в чужую жизнь. Это безразличие, апатия. Если вы видите, что человек, который вам дорог, выбрал для себя неправильный путь, вы должны сделать все возможное, чтобы свернуть его с этого пути.
Терпимость - это когда вы видите его ошибки во всей наготе, но они ни на йоту не уменьшают вашего уважения к нему и вы с ним навсегда.
И если вы не понимаете, как можно ожидать от себя такого парадокса - порицать и уважать одновременно, разрешите спросить, сами вы ошибок никогда не делали?
И разве не уважаете себя?
И если можете допускать парадоксы в отношении себя, распространите такую привилегию и на других.
-- 229
Пока вы не увидите в человеке добро, вы не сможете помочь ему.
-- 230
Если вы порицаете своего брата, а он вас не слушает, виноваты в этом вы: слова от сердца входят в сердце.
Свидетельство о публикации №121081205971