Легенда о Водосборе
Аквилегия - Aquilegia, водосбор, орлик - семейство лютиковых. Кусты компактные, высотой 40 - 80 см. Листья зеленые, небольшие, разрезные. Цветки диаметром от 3 до 8 см, расположены в верхней части куста, пониклые, на длинных цветоножках, колокольчатые, с длинными шпорцами или без них. Окраска - белая, желтая, розовая, оранжевая, красноватая, голубая, синяя, фиолетовая, как правило, 2 - 3-цветная. Водосбор - изящное растение, радующее нас в живой природе и способное украсить самый изысканный цветник. Ботаническое название составлено из латинских слов aqua - вода и lego - собирать. Те венчики, чьи головки опущены вниз, воду не удерживают. Поэтому часть знатоков уверена, что название происходит от aquila - орёл, т. к. соцветие включает лепестки, напоминающие шпоры, которые ассоциируются у некоторых людей с когтями хищных птиц. Отсюда пошло и имя «орлик». Народное название «водосбор» следует из того, что после дождя или обильно выпавшей росы, венчики набирают в себя воду почти до краёв. Народные названия из разных стран. Их много:
1. В Германии водосбор именуют «туфельками эльфа», в Англии и США - «голубкой» (columbine).
2.В американском штате Колорадо аквилегия является официальным символом. Однако, в США она признана символом женской супружеской измены. И если муж от жены получил букет из водосбора, возможно, это намёк на её неверность.
3. Для норвежцев средневековья аквилегия была символом богини любви и плодородия Фреи.
4. А ещё люди раньше верили, что львы едят эти цветы весной, чтобы стать сильнее, поэтому водосбор именуется «Травой Льва» или «Чаем Льва».
5.Водосбор любит селиться в гористой местности, поэтому его прозвали «Горный Колокол».
6. Англичанам точащие шкорцы напоминали собрание людей, поэтому там растение прозвали «Домом Встреч» - meeting House.
7. В Австрии появилось название «Пять Птиц Вместе» - что означает число его лепестков.
8. Во многих странах водосбор считался символом глупости, а его шпорцы ассоциировались с колпаком шута с бубенцами. И если кому-то презентовали такой букет, то намекали о глупости человека. А если дарили не зная об этой символике, то получателя ждало невезение.
9.Христиане любят водосбор. У них это цветок Святого Духа, а лепестки символизируют святые дары. Христиане величают это растение «цветочком туфелек Девы Марии».
10. Кельты (древнегерманцы) считали, что водосбор помогает найти путь в иной мир.
Одно время водосбор символизировал соблазн, вожделение, измену, поэтому эти цветы дарили куртизанкам.
Всего насчитывается до 120 видов аквилегии или водосбора, произрастающих в Европе, Азии, Северной и Центральной Америке. Многие из видов особенно декоративны, около 35 видов введены в культуру. В Европу цветок завезен в 1640 году из Северной Америки и окрещен водосбором за то, что после дождей и обильной росы набирает воды полные венчики. Научное наименование водосбора - Аквилегия.
Родиной растения является Северная Америка, а в Европу оно попало в 1640 году. По-научному оно именуется «аквилегией». Цветоводы издавна украшают им свои сады, называют это растение орликом, колоколом, сапожками, голубками.
Цветение наблюдается с мая по июнь. Расцветка венчиков разнообразная - синяя, фиолетовая, красная, белая. Есть очень красивые сорта растения, цветы которых напоминают экзотических бабочек.
Применение.
Используются водосборы во всех видах цветочного оформления: в групповых посадках или одиночных кустах, на рабатках, в миксбордерах, бордюрах, у воды на горках; низкорослые виды используются в контейнерах, а высокорослые - как срезочные. Декоративность создается не только за счет оригинальных цветков, но и красивых листьев.
Медоносные пчёлы берут пыльцу с тех видов или садовых сортов водосбора, у цветков которых короткий шпорец. Цветки с длинным шпорцем выделяют больше нектара, но пчёлам удаётся добыть его только после того, как основание шпорца будет прокусано шмелями.
По причине отсутствия достоверных данных о химическом составе аквилегии, ее используют исключительно в средствах народной медицины. Лечебные свойства водосбора здравоохранением РФ официально не признаются. Его применяют для лечения различных недугов в восточной, тибетской и монгольской медицинах.
Одно из не слишком романтичных народных имён водосбора связано с легендой.
Тот край уснувших деревень,
Лесов, ромашковых просторов.
Сюда сползает в полдень тень,
Без всяких - яких уговоров.
Бегут размеренные дни,
Над местностью, над понизовью.
Сен-Сирк*, да просто ЛапонИ*
Зовут все местные с любовью.
Для всех открыты здесь дома.
За стол с прилежностью посадят.
Приветят путника всегда,
И погостить потом оставят.
Все ладом вроде, но взгляни,
Ту благодать я всё ж нарушу.
И вот об этой Лапони
Пойдет сегодня сказ, послушай…
Представьте дом большой, друзья,
Из бревен сложен, леснь** крутая
А в нём жила одна семья,
Семья, ну очень непростая.
Портрет супруги – звать Мари,
Кругла, в обхват бочонок пива,
В ней словно чёрт сидит внутри:
Скандальна дама и сварлива.
С утра проснувшись, ну орать:
«Ей, Николя! Всё спишь, бездельник!», -
И дальше так его, чрез мать,
Что уши вянут в оскорбленьях…
Теперь портретик Николя,
Обычный вообщем - то мужчина,
К труду приучен, как заря
Идёт на пашню важно, чинно.
Достаток в доме есть, полно,
Припасы все, одёжа справна,
Но вот жена Мари – давно
Ворчит, ведёт себя безнравно.
Чего не сделал – в нос щелчок,
Да побольней, чтоб было звонко.
И муж не выдержал упрёк –
Решил уйти от вздорной жёнки.
Прознав об этом в день Мари,
Сон потеряла, ведь любила.
По-своему, как не смотри,
Лет двадцать в браке с ним прожила.
И поутру она пошла
к своим соседям, те приветны:
«Есть лекарь на краю села,
Сходи к нему, он даст советы!
Не будь при этом ты горда,
С ним посоветуйся по чести.
Наказ, коль даст – прими тогда,
Исполни в точности, без лести!»
Там, где река больших ладей
волною строй гоняет чинно.
Жил славный травник, чародей
Он - ученик УиттерИнга***.
Все понял – дама не права,
Мари сам принял благосклонно.
Стал говорить он с ней сперва,
Быть может где-то и шаблонно:
«Он разрешит меж вами спор,
Цветок есть, дама, в красной коже,
Зовётся просто ВОДОСБОР!
Тебе в беде твоей поможет.
Срывай в июле цвет, суши,
Чай завари, коль злость вдруг вспыхнет.
Ты в рот бери, пить не спеши,
И все в тебе само утихнет.
А злобу ты гони взашей!
И жди – утихнут ваши войны,
Настанет мир в твоей душе,
И станет вообщем - то спокойно»
«Исполню всё!» - и вышла вон,
«Семья важна, она – спасенье»,
Мари отвесила поклон
Здесь в благодарностью за ученье.
Из ВОДОСБОРА в эту ночь.
Чай заварив, себе в опеку
Мари исполнила точь-в-точь
Всё, как учил французский лекарь.
Не ждал, не ведал он сие
Вернулся вскоре муж, смутился,
И воцарился мир в семье.
Так Николя к ней воротился…
Так в благодарность с этих пор
Здесь избежали мы разводов,
Растёт красавец ВОДОСБОР
В деревне этой в огородах.
С утра со шпорцами вплетут
За красоту в венок пред свадьбой.
Его привычно там и тут
зовут давно «сварливой бабой».
Приветит пчёл любимых рой,
Любой цветник собой украсит.
«Орёл» в соцветье – облик твой,
О, ВОДОСБОР – ты жизни праздник!
*) Сен-Сирк-Лапопи - коммуна (деревня) в департаменте Ло, расположенная на реке Ло в 25 километрах восточнее Каора (центра департамента). Она находится на скалистом плато, возвышаясь на 100 метров над долиной реки. Сен-Сирк-Лапопи входит в ассоциацию «Красивейшие деревни Франции», благодаря чему ежегодно принимает до 400 тысяч туристов. Средневековая деревня Сен-Сирк-Лапопи, расположенная в самом сердце Регионального природного парка Косс-дю-Керси, считается одной из самых красивых во Франции. Старинная французская деревня Сен-Сирк-Лапопи обладает несравненным шармом благодаря её замечательной архитектуре и местоположению. Это живописное поселение возведено на скалистом выступе, нависшем на высоте более ста метров над широким изгибом реки Лот. В средневековые времена деревня Сен-Сирк-Лапопи имела важное стратегическое значение. Её история отмечена территориальными и религиозными конфликтами, которые потрясали страну от средневековья до эпохи Возрождения. Население Сен-Сирк-Лапопи составляло тысячу человек во время Французской революции, а теперь здесь проживает всего чуть более двухсот жителей. Однако деревня остаётся очень посещаемым туристами местом, которые ценят её аутентичность и историческое наследие. До Сен-Сирк-Лапопи можно добраться по дороге, которая извивается между небольшими дубовыми рощами, типичными для пейзажей Лота. В конце поворота перед вами возникает деревня. Она хорошо заметна благодаря своей башне-колокольне и отвесной скале, возвышающейся над рекой Лот. В X веке здесь был возведён первый замок, который в XIII веке заменили более современной крепостью. Замок был воздвигнут на средства известной феодальной фамилии Lapopie (Лапопи), которой скала обязана своим названием. Он находился рядом с замком другого влиятельного семейства: Cardaillac (Кардайяк). В настоящий момент от этих укреплений остались одни лишь руины. Теперь на месте замков расположена смотровая площадка, оснащённая схемами ориентирования на местности. Вы можете полюбоваться отсюда самым красивым панорамным видом на долину реки Лот.
**)леснь - здесь сокращенно, лестница, лесенка
***)В 1775 году английский врач и ботаник Уильям Уиттеринг провел исследование чая, состоявшего из более чем 20 трав, которым пользовалась одна ведунья от водянки, и признал, что входящая в его состав наперстянка является единственным ценным компонентом. Он установил, что наперстянка помогает при сердечной слабости, приводит к уменьшению отеков тканей. Своими изысканиями Уиттеринг дал толчок, необходимый для того, чтобы народные знания в области трав проникли в медицинские круги. Но, несмотря на это, химические препараты считались все-таки эффективными и проверенными, поскольку их состав был доподлинно известен и их можно было точно дозировать. В 1775 году Уизеринг открыл дигиталис — сердечное средство, которое было оценено Боткиным как самое драгоценное, которым когда-либо обладала терапия.
Свидетельство о публикации №121081201139
Евгения Грекова 2 23.11.2021 01:20 Заявить о нарушении
Игорь Апрельский 24.11.2021 05:59 Заявить о нарушении