Венок Сергею Есенину

       
           Шел Господь пытать людей в любови, выходил он нищим на кулижку.
           Старый дед на пне сухом в дуброве жамкал деснами зачерствелую пышку.
           Увидал дед нищего дорогой, на тропинке, с клюшкою железной,
           И подумал: «Вишь, какой убогой, знать, от голода качается, болезный».
           Подошел Господь, скрывая муку: Видно, мол, сердца их не разбудишь...
           И сказал старик, протягивая руку: «На, пожуй маленько крепче будешь».

           Это стихотворение написано Есениным в 1914 году. Нищий старик делится с Богом, не зная - Кто перед ним... Сюжет потрясает простотой и уникальностью. Тема сострадания и милостыни  часто вплетается в стихи  великого русского Поэта Сергея Есенина. И разве  можно говорить о том, что он был неверующим в Бога - человеком? Нет.  Нельзя.
           Судьба Есенина, пожалуй, самая роковая страница в русской поэзии. Столько написано литературы о нём! Тома... И  всегда приводятся строки о том, что он, якобы, разочаровался в Вере. А вот этому разрешите - не поверить! И мне хочется сказать несколько слов в защиту Есенина, как глубоко верующего в Бога человека, сказать коротко и ясно. И напомнить  некоторые его стихи о принадлежности к Небесному Гражданству. Есенин стоял у самого жерла революции, но верил ли он в неё? На мой взгляд - нет. Впечатление, что писал он под каким-то давлением...

Благоволите: "Баллада о 26-ти":

Коммунизм –
Знамя всех свобод.
Ураганом вскипел
 Народ.
На империю встали
 В ряд
 И крестьянин
 И пролетариат.
Там, в России,
Дворянский бич
 Был наш строгий отец
 Ильич.


И вот:

Ходит странник по дорогам,
Где зовут его в беде,
И с земли гуторит с Богом
 В белой туче-бороде.

Говорит Господь с престола,
Приоткрыв окно за рай:
— О, мой верный раб, Микола,
Обойди ты русский край.

Защити там в чёрных бедах
 Скорбью вытерзанный люд.
Помолись с ним о победах
 И за нищий их уют.

Ходит странник по трактирам,
Говорит, завидя сход:
— Я пришёл к вам, братья, с миром —
Исцелить печаль забот.

Ваши души к подорожью
 Тянет с посохом сума.
Собирайте милость Божью
 Спелой рожью в закрома.



         Первое написано разумом. Второе - душой. Оно как молитвенный выдох человека, обретшего на земле свое счастье пропитанного любовью к России, которая по выражению Иоанна Кронштадтского есть подножие престола Божия.
         Любовь к Родине, к своему народу, евангельскую любовь к ближним Есенин пронес через всю жизнь, через трагические для нашего Отечества годы, когда в России полыхала братоубийственная гражданская война и лилась кровь русских людей, воевавших друг против друга. Страданиями, враждой и озлобленностью была тогда переполнена наша земля. И среди сонма признанных и новоявленных поэтов, вовлеченных в политические споры и распри, голос Есенина призывал всех к христианскому примирению:
         Не губить пришли мы в мире,
         А любить и верить!
         За Есениным стоят миллионы таких же, как он, безымянных «Есениных» — его братья по духу «соучастники-жертвы» революции. Феномен же Есенина состоит в том, что благодаря православному мировоззрению, которое тогда еще не было утеряно в русском народе, он соединял два полюса искаженного и раздробленного революцией русского сознания и православия, между которыми, казалось бы нет ничего общего.
         В предреволюционное время его стихи читали и крестьяне и дворяне, Царица Александра Федоровна, Царевны и Великая Княгиня Елизавета Федоровна, а после революции — большевистские вожди: Ленин, Троцкий, Свердлов, Дзержинский, Киров.
        «На любви к Есенину, — писал Г. Иванов, — сходятся и шестнадцатилетняя комсомолка и пятидесятилетний белогвардеец».
         Да и сегодня Сергей Есенин объединяет расколотое по экономическому положению и политическим взглядам русское общество своим творчеством, поэзией, о которой сказал когда-то В. А. Жуковский, что она (Поэзия): «Есть Бог в святых мечтах Земли!"

Душа грустит о небесах,
Она не здешних нив жилица.
Люблю, когда на деревах
 Огонь зеленый шевелится.

То сучья золотых стволов,
Как свечи, теплятся пред тайной,
И расцветают звезды слов
 На их листве первоначальной.

Понятен мне земли глагол,
Но не стряхну я муку эту,
Как отразивший в водах дол
 Вдруг в небе ставшую комету.

Так кони не стряхнут хвостами
 В хребты их пьющую луну...
О, если б прорасти глазами,
Как эти листья, в глубину.

Это стихотворение было написано в 1919 году.



О, Матерь Божья!

О Матерь Божья,
Спади звездой
 На бездорожье,
В овраг глухой.
   
Пролей, как масло,
Власа луны
 В мужичьи ясли Моей страны.
   
Срок ночи долог.
В них спит твой сын.
Спусти, как полог, Зарю на синь.
   
Окинь улыбкой Мирскую весь
 И солнце зыбкой К кустам привесь.   
И да взыграет
 В ней, славя день,
Земного рая Святой Младень.
   ( 1920 год)

     Родина!

Я люблю тебя, родина кроткая!
А за что — разгадать не могу.
Весела твоя радость короткая
 С громкой песней весной на лугу.

Я люблю над покосной стоянкою
 Слушать вечером гуд комаров.
А как гаркнут ребята тальянкою,
Выйдут девки плясать у костров.

Загорятся, как черна смородина,
Угли-очи в подковах бровей.
Ой ты, Русь моя, милая родина,
Сладкий отдых в шелку купырей.

   ( 1918 год)


             Инок
 Пойду в скуфейке, светлый инок,
Степной тропой к монастырям;
Сухой кошель из хворостинок
 Повешу за плечи к кудрям.
Хочу концы твои измерить,
Родная Русь, я по росе
 И в счастье ближнего поверить
 На взбороненной полосе.
Иду. В траве звенит мой посох,
В лицо махает шаль зари;
Сгребая сено на покосах,
Поют мне песни косари.
Глядя за кольца лычных прясел,
Одной лишь грезой мыслю я:
Счастлив, кто жизнь свою украсил
 Трудом земного бытия.
С улыбкой радостного счастья
 Иду в другие берега,
Вкусив бесплотного причастья,
Молясь на копны и стога.



 
            Душа.

Душа грустит о небесах,
Она не здешних нив жилица.
Люблю, когда на деревах
 Огонь зеленый шевелится.

То сучья золотых стволов,
Как свечи, теплятся пред тайной,
И расцветают звезды слов
 На их листве первоначальной.

Понятен мне земли глагол,
Но не стряхну я муку эту,
Как отразивший в водах дол
 Вдруг в небе ставшую комету.

Так кони не стряхнут хвостами
 В хребты их пьющую луну...
О, если б прорасти глазами,
Как эти листья, в глубину.

Это стихотворение было написано в 1919 году.

...На шелковом блюде
   Опада осин,
   Послухайте, люди,
   Ухлюпы трясин.

Ширком в луговины,
Целуя сосну,
Поют быстровины
 Про рай и весну.

Я странник убогий,
Молюсь в синеву.
На палой дороге
 Ложуся в траву.

Покоюся сладко
 Меж росновых бус;
На сердце лампадка,
А в сердце Исус.

‹1915›


            Через множество препятствий и искушений шел сберегший в себе детскую душу Сергей Есенин к Богу, однако его жизнь оборвалась слишком рано - в тридцать лет. Но в трагической смерти Сергея Александровича явно виден Божий Промысел, уготовавший поэту мученическую кончину, благодаря которой по утверждению святых отцов Православной церкви прощаются человеку его тяжкие грехи перед Господом. " Друг мой! Прозревшие вежды - закрывает лишь только смерть!"

            Он в своих стихах часто писал о смерти. «Поэту необходимо думать о смерти, и только памятуя о ней, поэт может особенно остро ощущать жизнь», - говорил он.Многие литературные критики в постоянном памятовании Есенина о смерти видели склонность поэта к депрессиям, считали, что это памятование отравляет его жизнь. Но так думать могут лишь неверующие люди. «Помни о конце своем» - говорится в Евангелии.

           Святитель Феофан Затворник Вышенский еще в конце ХIХ в. писал: «Напрасно думают, будто память смертная отравляет жизнь. Не отравляет, а научает быть осторожным и воздерживаться от всего, отравляющего жизнь. Если бы мы больше помнили о смерти...»

           В 1915 г. молодой, задорный, полный жизненных сил Сергей Есенин написал строчки, ставшие пророческими:

          " И меня по ветряному свею, по тому ль песку, поведут с веревкою на шее полюбить тоску".



             Глубоко грешный ( как и все мы!) в своей земной жизни Сергей Александрович Есенин, не устоявший в ней против окружавших его суетных соблазнов, вопреки их тлетворному влиянию сохранил совесть, эту последнюю искру Божию в своей душе, сохранил ее вместе с верой в "Светлого Спаса и Пречистую Матерь Его»!
 


Рецензии
Как по мне, так можно сказать, что это тянет на литературное исследование... Спасибо, Ниночка, за труд и прекрасное изложение материала. Храни Вас Господь!

Шолом Ицко   11.08.2021 08:01     Заявить о нарушении
Спасибо милая!
С пожеланиями благ!

Нина Богданова   11.08.2021 13:40   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.