Венок Сергею Есенину
Шел Господь пытать людей в любови, выходил он нищим на кулижку.
Старый дед на пне сухом в дуброве жамкал деснами зачерствелую пышку.
Увидал дед нищего дорогой, на тропинке, с клюшкою железной,
И подумал: «Вишь, какой убогой, знать, от голода качается, болезный».
Подошел Господь, скрывая муку: Видно, мол, сердца их не разбудишь...
И сказал старик, протягивая руку: «На, пожуй маленько крепче будешь».
Это стихотворение написано Есениным в 1914 году. Нищий старик делится с Богом, не зная - Кто перед ним... Сюжет потрясает простотой и уникальностью. Тема сострадания и милостыни часто вплетается в стихи великого русского Поэта Сергея Есенина. И разве можно говорить о том, что он был неверующим в Бога - человеком? Нет. Нельзя.
Судьба Есенина, пожалуй, самая роковая страница в русской поэзии. Столько написано литературы о нём! Тома... И всегда приводятся строки о том, что он, якобы, разочаровался в Вере. А вот этому разрешите - не поверить! И мне хочется сказать несколько слов в защиту Есенина, как глубоко верующего в Бога человека, сказать коротко и ясно. И напомнить некоторые его стихи о принадлежности к Небесному Гражданству. Есенин стоял у самого жерла революции, но верил ли он в неё? На мой взгляд - нет. Впечатление, что писал он под каким-то давлением...
Благоволите: "Баллада о 26-ти":
Коммунизм –
Знамя всех свобод.
Ураганом вскипел
Народ.
На империю встали
В ряд
И крестьянин
И пролетариат.
Там, в России,
Дворянский бич
Был наш строгий отец
Ильич.
И вот:
Ходит странник по дорогам,
Где зовут его в беде,
И с земли гуторит с Богом
В белой туче-бороде.
Говорит Господь с престола,
Приоткрыв окно за рай:
— О, мой верный раб, Микола,
Обойди ты русский край.
Защити там в чёрных бедах
Скорбью вытерзанный люд.
Помолись с ним о победах
И за нищий их уют.
Ходит странник по трактирам,
Говорит, завидя сход:
— Я пришёл к вам, братья, с миром —
Исцелить печаль забот.
Ваши души к подорожью
Тянет с посохом сума.
Собирайте милость Божью
Спелой рожью в закрома.
Первое написано разумом. Второе - душой. Оно как молитвенный выдох человека, обретшего на земле свое счастье пропитанного любовью к России, которая по выражению Иоанна Кронштадтского есть подножие престола Божия.
Любовь к Родине, к своему народу, евангельскую любовь к ближним Есенин пронес через всю жизнь, через трагические для нашего Отечества годы, когда в России полыхала братоубийственная гражданская война и лилась кровь русских людей, воевавших друг против друга. Страданиями, враждой и озлобленностью была тогда переполнена наша земля. И среди сонма признанных и новоявленных поэтов, вовлеченных в политические споры и распри, голос Есенина призывал всех к христианскому примирению:
Не губить пришли мы в мире,
А любить и верить!
За Есениным стоят миллионы таких же, как он, безымянных «Есениных» — его братья по духу «соучастники-жертвы» революции. Феномен же Есенина состоит в том, что благодаря православному мировоззрению, которое тогда еще не было утеряно в русском народе, он соединял два полюса искаженного и раздробленного революцией русского сознания и православия, между которыми, казалось бы нет ничего общего.
В предреволюционное время его стихи читали и крестьяне и дворяне, Царица Александра Федоровна, Царевны и Великая Княгиня Елизавета Федоровна, а после революции — большевистские вожди: Ленин, Троцкий, Свердлов, Дзержинский, Киров.
«На любви к Есенину, — писал Г. Иванов, — сходятся и шестнадцатилетняя комсомолка и пятидесятилетний белогвардеец».
Да и сегодня Сергей Есенин объединяет расколотое по экономическому положению и политическим взглядам русское общество своим творчеством, поэзией, о которой сказал когда-то В. А. Жуковский, что она (Поэзия): «Есть Бог в святых мечтах Земли!"
Душа грустит о небесах,
Она не здешних нив жилица.
Люблю, когда на деревах
Огонь зеленый шевелится.
То сучья золотых стволов,
Как свечи, теплятся пред тайной,
И расцветают звезды слов
На их листве первоначальной.
Понятен мне земли глагол,
Но не стряхну я муку эту,
Как отразивший в водах дол
Вдруг в небе ставшую комету.
Так кони не стряхнут хвостами
В хребты их пьющую луну...
О, если б прорасти глазами,
Как эти листья, в глубину.
Это стихотворение было написано в 1919 году.
О, Матерь Божья!
О Матерь Божья,
Спади звездой
На бездорожье,
В овраг глухой.
Пролей, как масло,
Власа луны
В мужичьи ясли Моей страны.
Срок ночи долог.
В них спит твой сын.
Спусти, как полог, Зарю на синь.
Окинь улыбкой Мирскую весь
И солнце зыбкой К кустам привесь.
И да взыграет
В ней, славя день,
Земного рая Святой Младень.
( 1920 год)
Родина!
Я люблю тебя, родина кроткая!
А за что — разгадать не могу.
Весела твоя радость короткая
С громкой песней весной на лугу.
Я люблю над покосной стоянкою
Слушать вечером гуд комаров.
А как гаркнут ребята тальянкою,
Выйдут девки плясать у костров.
Загорятся, как черна смородина,
Угли-очи в подковах бровей.
Ой ты, Русь моя, милая родина,
Сладкий отдых в шелку купырей.
( 1918 год)
Инок
Пойду в скуфейке, светлый инок,
Степной тропой к монастырям;
Сухой кошель из хворостинок
Повешу за плечи к кудрям.
Хочу концы твои измерить,
Родная Русь, я по росе
И в счастье ближнего поверить
На взбороненной полосе.
Иду. В траве звенит мой посох,
В лицо махает шаль зари;
Сгребая сено на покосах,
Поют мне песни косари.
Глядя за кольца лычных прясел,
Одной лишь грезой мыслю я:
Счастлив, кто жизнь свою украсил
Трудом земного бытия.
С улыбкой радостного счастья
Иду в другие берега,
Вкусив бесплотного причастья,
Молясь на копны и стога.
Душа.
Душа грустит о небесах,
Она не здешних нив жилица.
Люблю, когда на деревах
Огонь зеленый шевелится.
То сучья золотых стволов,
Как свечи, теплятся пред тайной,
И расцветают звезды слов
На их листве первоначальной.
Понятен мне земли глагол,
Но не стряхну я муку эту,
Как отразивший в водах дол
Вдруг в небе ставшую комету.
Так кони не стряхнут хвостами
В хребты их пьющую луну...
О, если б прорасти глазами,
Как эти листья, в глубину.
Это стихотворение было написано в 1919 году.
...На шелковом блюде
Опада осин,
Послухайте, люди,
Ухлюпы трясин.
Ширком в луговины,
Целуя сосну,
Поют быстровины
Про рай и весну.
Я странник убогий,
Молюсь в синеву.
На палой дороге
Ложуся в траву.
Покоюся сладко
Меж росновых бус;
На сердце лампадка,
А в сердце Исус.
‹1915›
Через множество препятствий и искушений шел сберегший в себе детскую душу Сергей Есенин к Богу, однако его жизнь оборвалась слишком рано - в тридцать лет. Но в трагической смерти Сергея Александровича явно виден Божий Промысел, уготовавший поэту мученическую кончину, благодаря которой по утверждению святых отцов Православной церкви прощаются человеку его тяжкие грехи перед Господом. " Друг мой! Прозревшие вежды - закрывает лишь только смерть!"
Он в своих стихах часто писал о смерти. «Поэту необходимо думать о смерти, и только памятуя о ней, поэт может особенно остро ощущать жизнь», - говорил он.Многие литературные критики в постоянном памятовании Есенина о смерти видели склонность поэта к депрессиям, считали, что это памятование отравляет его жизнь. Но так думать могут лишь неверующие люди. «Помни о конце своем» - говорится в Евангелии.
Святитель Феофан Затворник Вышенский еще в конце ХIХ в. писал: «Напрасно думают, будто память смертная отравляет жизнь. Не отравляет, а научает быть осторожным и воздерживаться от всего, отравляющего жизнь. Если бы мы больше помнили о смерти...»
В 1915 г. молодой, задорный, полный жизненных сил Сергей Есенин написал строчки, ставшие пророческими:
" И меня по ветряному свею, по тому ль песку, поведут с веревкою на шее полюбить тоску".
Глубоко грешный ( как и все мы!) в своей земной жизни Сергей Александрович Есенин, не устоявший в ней против окружавших его суетных соблазнов, вопреки их тлетворному влиянию сохранил совесть, эту последнюю искру Божию в своей душе, сохранил ее вместе с верой в "Светлого Спаса и Пречистую Матерь Его»!
Свидетельство о публикации №121081007595
Шолом Ицко 11.08.2021 08:01 Заявить о нарушении