Рецензия на публикацию Павел Черкашин Крайняя мера

Уж очень интимная тема. Чувственная. Одновременно интригующая,
с лёгким оттенком детектива. Прозаическая миниатюра.

Идентичность литературного героя и автора текста оставим за кадром. Будем говорить
от имени некого сына, вполне успешного и состоявшегося.
Есть и альтернативная сюжетная линия - сын не с совсем сформировавшейся мерой
ответственности перед родителями. Но это уже будет совсем не наша история.

Текст мал, да удал. Незаконченный сюжет.
- Может специально автор оставил читателю место и время для размышления -
а подумать есть о чём.
- Может не захотел, чтобы мы видели реакцию сына на мамины слова.
Читатель только может вообразить - каждый свою сцену встречи и разборки.
В миниатюре своя. Даже можно предположить какая.

Я попробую порассуждать над проблемой, потому как она очень уж распространённая
среди многих и многих нас, простых, но очень, кажется нам, занятых детей.

Итак. "Крайняя мера" Павел Черкашин.
Эпиграф "Смотри в корень" (Козьма Прутков)

"Домик окнами в сад, там, где ждёт меня мама
Где качала мою по ночам колыбель".. Братья Радченко.

Начнём с домика. Мама автора живёт в далёком таёжном краю, в глуши. Явно она далеко не молода и в гости к сыну наведывается редко, если вообще наведывается.
Сын живёт на городах и давно. Причём, город от тайги на расстоянии "полстраны". Не ближний свет, согласитесь.
"Где качала мою по ночам колыбель" - конечно, мама - дённо и нощно. Кто-то скажет это крест материнский. Да - крест.
Но все мы, женщины, несём его по-разному. Мама Алексея (дадим такое имя литературному образу) с честью несла и воспитала хорошего сына:
Он имеет хорошую профессию, воспитан. Настоящим человеком вырос сын.
Оговоримся. Не был у матери четыре года. Откладывал. Находил причины. Будем надеяться,
что очень веские. Не будем судить, ибо не имеем права, не зная глубины вопроса.

Вырос. Вылетел из гнезда. Опустело оно. Мать состарилась.
А старость, что младость. Тоскует, где-то излишне эмоционально.
Вспомните кадры из фильма Василия Шукшина "Калина красная". Старый дом. Окно и
лицо старушки через стекло. Я только о самом факте ожидания сына матерью.
Смотрит вдаль и неистово верит, что дождётся.
К слову, в этом кадре все женщины земли русской - преданные своему материнскому инстинкту.

А теперь к интриге. Телеграмма.
Простая русская женщина. Вдали от цивилизации. Наверное, не видевшая кутерьмы городской и напряжённости ритма. От простоты душевной "обманула", соврала во благо. Может кто-то текст приукрасил на почтамте.
Доверилась телефонистке, или оператору связи. Искренне верила, что сын поймёт. подоплёку в тексте.

А теперь встанем на место Алексея.
Представили себя. Каждый, думаю, среагировал бы подобным образом. Шок и марш бросок в дорогу..
Что чувствовал, пока добирался - можно только догадываться. Взрослая личность, богатое воображение, вина перед матерью с невозможностью попросить прощения.

Конечно, четыре года - это срок. Конечно, непростительно долго собирался сын к матери.
Может это божий промысел и он устроил такую репетицию герою. Телеграмма и марш бросок. И раздумья в пути, как терзание - наказание.
Не будем говорить прописных истин. Останемся со своими мыслями наедине
.
Автору же "Крайней меры" Павлову Черкашину скажем спасибо за напоминание не повторять. а лучше не провоцировать близких на подобные деяния.
С уважением Валентина.


Рецензии