Стихотворение месяца 100 -обзор Е. Толоконниковой

Друзья мои, поздравляю всех с юбилейным конкурсом «Стихотворение месяца»!
Я не большой мастер писать обзоры, поэтому укажу на ошибки, которые бросились в глаза. Надеюсь, мои замечания будут конструктивными. Я старалась быть не очень строгой, двойки не ставила.
Всем – хорошего настроения и лёгкого пера!

1. "Божий дар"

Бог не даёт нам счастье в полной мере.
Не ведаем мы это до поры.
Тому, кто поклоняется Венере,
Меркурий не пошлёт свои дары.

Всегда хотим, чтоб в жизни было краше.
Одним давай покой, другим почёт.
И как бы ни была до верха чаша
Всегда чего-нибудь не достаёт.

Имея всё, бродя по кущам рая,
Мы пленники желанья и мечты.
Но чем мы больше что-нибудь желаем,
Тем дальше от заветной высоты.

Довольствуйся тем, что послал Всевышний,
На прочее не скашивая глаз.
Бог скуп на то, что почитает лишним,
Но дарит щедро важное для нас.

Не стоит реагировать на тени,
Когда придёт пора подбить итог.
Счастливым может быть лишь тот, кто ценит,
То, что послал ему сегодня Бог.
*****
Вспомнилась поговорка – «Не путайте божий дар с яичницей».
Не обижайтесь, автор, но поэзии тут мало, стилистика хромает.
«Всегда хотим, чтоб в жизни было краше»,
«И как бы ни была до верха чаша» - разве так говорят?
Строка «Довольствуйся тем, что послал Всевышний» поломала ритм, а слова
«На прочее не скашивая глаз» - так и вижу Савелия Крамарова в «Неуловимых мстителях», он там мастерски косит глазом. Простите мне это сравнение.
«Не стоит реагировать на тени» - о каких тенях идёт речь?
Оценки – 3/3.
---------------

2. "Железновокзальное"

Рельсы, а под ними шпалы
Жизнь на краю вокзала.
Просвистит о чём-то скорый,
Прогрохочет товарняк.
Осыпаются иголки
С новогодней жёлтой ёлки.
Осыпаются иголки
Под ноги немых бродяг.
Где-то там за семафором
Неизвестный новый город,
Неизвестный полустанок,
Неизвестная страна.
И шумят, шумят безбрежно
Поезда, их голос нежный
Раздаётся повсеместно.
Вы куда? А вы куда?

Рельсы пляшут, пляшут шпалы.
О любви сыграй нам малый.
У твоей шальной гитары
Есть ещё немало струн.
Малый, парень беспокойный,
Одинокий, непристойный.
Он живёт в лучах вокзала,
Вечно весел, вечно юн.
И бегут, бегут куда-то,
Бесконечные закаты,
И спешат, спешат куда-то
Пассажиры в поездах.
Рельсы стонут, плачут шпалы
Жизнь нас с тобой связала.
Жизнь много рассказала
О, не выпавших слезах.
*****
Трижды «жизЫнь» - это перебор для восприятия.
«О, не выпавших слезах» - запятая не нужна.
А в целом, есть настроение. Вокзал – это всегда интересно. И ритм хороший.
Оценки – 3/4.
---------------

3. "Диссидент"
 
Эти двое подходят, зовут по имени,
А я почти не дышу.
Лежу на снегу с тремя пулевыми,
Слушаю белый шум.
 
Первый говорит: проверь документы,
Вряд ли, конечно, но...
Второй говорит: все данные верные,
Неверных нам не дано.
 
Первый вздыхает: а с виду приличный,
С виду как мы – человек.
Второй достаёт мой февральский больничный,
Рвёт и бросает в снег.
 
Первый возится, ищет мешки для трупов,
А находит пакет "Ашан".
Второй говорит: вот я тут подумал, –
У нелюдей есть душа?
 
Я смеюсь, плююсь чем-то вязким и красным,
Душа, говорю, – в раю.
А тело здесь, тело хочет туда же,
Да товарищи не дают.
 
Ладно, товарищи, выдыхаю хрипло,
Отнесите меня к врачам.
Выживу – сделаю прививку от гриппа,
Торжественно обещаю.
*****
Я сейчас начну задавать глупые вопросы и высказывать свои предположения. Читаю: диссидент – лицо, отколовшееся от господствующего вероисповедания, вероотступник; инакомыслящий. Так его застрелили за то, что он не хотел делать прививку? Оригинально!
Мне стихотворение понравилось, запомнится. И рифмы хорошие, неточные, но хорошие ;
Оценка – 4/5.
---------------

4. "Поверь"

Жара!..  От мира отрешение,
Прохлада в наших отношениях,
Придирки к каждой ерунде –
Одно спасение в воде.
И водоёмы на Руси
Полны, как банки иваси.
 
Печёт!..  И даже на мгновение
Горячих тел прикосновение
Не топит между нами лёд –
Всё только лишь наоборот.
И мы, как худшее из мер,
Включаем кондиционер.
 
Горим!..  Горят леса дремучие,
А где-то ливни ходят тучами,
И льёт желанная вода,
Но, почему-то, не туда!
Зря Гомо Сапиенс полез
Ломать естественный процесс!
 
Поверь!..  Всё скоро образуется,
Умоются дождями улицы,
И птиц осенний перелёт
Все "на круги своя" вернёт.
Ты постучишься тихо в дверь,
А я заждался там... Поверь!
*****
Я бы назвала стихотворение «Горим» или «Жара». Ведь речь об этом. «Поверь» - звучит малоубедительно и (лично у меня) не вызывает всплеска эмоций. А вот строки:
«Горячих тел прикосновение
Не топит между нами лёд…»
«Горим!..  Горят леса дремучие,
А где-то ливни ходят тучами,
И льёт желанная вода…»
я считаю самыми удачными.
«Полны, как банки иваси» - правильно сказать: «Полны, как банки с иваси».
Или хотя бы «Полны, как банки «Иваси».

От рифмы «мгновение – прикосновение» надо избавляться, «отрешение – отношениях» звучит несколько лучше, но тоже не очень.
Оценки – 3/4.
---------------

5. "Чудо ночь"

Где разросся барбарис, обитает джин Борис.
Там, в кустах лежит кувшин, из него выходит джин.
Собирает как пьянчужка, кислых ягод в свОю кружку. Кислые ягоды

Давит сок, и пролезает в щёлочку под Вашу дверь,     вашу с мал.буквы
На подушку проливает этот сок. Пойди, проверь -
Кровь ли это или сок? И чей длинный волосок

Оказался на подушке? Ночью девочки подружки
Плачут и боятся спать, вдруг кто ночью на кровать
К ним запрыгнет. Хвать за пятку! И утащит не на грядку,

А туда, где барбарис гроздью красною повис.

Тихо тихо наступает чудо-ночь, хвосты комет
В темноте прозрачной тают. Им Борис летит вослед...
*****
Вот опять безликое, замусоленное название. А нельзя как-нибудь поинтересней назвать, «Джин Борис», например?
Ошибки:
Строка «Собирает как пьянчужка, кислых ягод в свОю кружку».
Во-первых, собирает кислые ягоды, а не кислых ягод.
Во-вторых, сбой ритма - «в свОю кружку».
«Под Вашу дверь» - «вашу» надо написать с маленькой буквы.

А вот про пятку понравилось. В общем, неплохая страшилка, динамичная, только надо доработать.
Оценки - 3/4.
---------------
 
6. "Ослиный марш"
 
Благословенье девушки с веслом
Да будет на тебе, идущий лесом,
Привычно марширующий ослом
За лёгким флёром дымовой завесы.
Да снизойдёт на скудные мозги
Либидоносца – ласковое слово,
И облаком кусачей мелюзги
Накроет предвкушение иного,
Иллюзия, фантазия, пример
Отчаянной и гибельной сансары.
Ты обнулил усталый шагомер
И снова приготовился к удару
На подступах к ночному фонарю,
Едва успев сказать "благодарю".
*****
Двоякое ощущение от прочитанного. С одной стороны тема затронута серьёзная, но с другой – для неподготовленного читателя не совсем понятная. Специально заглянула в гугл, чтобы разобраться.

Санса;ра (странствование») — круговорот рождения и смерти в мирах.
Сансара — одно из центральных понятий в индийских религиях. Например, в философской школе адвайта-веданты индуизма, а также в некоторых направлениях буддизма сансара рассматривается как результат неведения в понимании своего истинного «Я», неведения, под влиянием которого индивид или душа принимает временный и иллюзорный мир за реальность вообще.
Не думаю, что это всем известный факт. Было бы проще сделать ссылку под стихотворением, тогда читатель мог бы в полной мере насладиться вашим произведением.

Что касается техники. Ритм неплохой, но рифмы всё больше грамматические. В целом же – интересно и небанально.
Оценки – 3/4.
---------------

7. "Мой грозный и плаксивый век"

Мой грозный и плаксивый век,
я – человек, я не решаю: быть
или не быть, и есть ли прок.
Не ангел век – не демон человек.
И кто никто, а кто пророк
укажет Бог: даст случай – доли срок.
Я – человек, дитём рождён;
сто лет в один кулак – век сотворён.
Мы, мироздания венцы,
иль наглецы-глупцы – жрецы-слепцы?..
Коль путь святой – благой и век.
Без Бога времена... и человек
мирок духовной нищеты
в желаниях телесной наготы
средь извращённой красоты.
Спаси нас,  Боже!.. Одержимы, мы...
Но – в жизни человек и век
едины, и духом неделимы:
культура человека – век;
рождает вехи века  – человек.

И всё же... Храни нас, Боже,
и осужденьем истин не топи.
Прости, мой век – негож раздор:
спалён наш кров... осталась кровь, позор
и боль за преданных детей.
Любовь по свету памяти идей
спешит к мечте в прошедший век –
нет мены ценностей в ответ на чек
из тридцати греха монет.
Лобзаний славы клич, властям сонет!..
На три дуката сласти путь.
Как отвернуть, иль окунуться в муть?..
Страсть оголяет век в ночи,
а утром люду жуть и... боль в груди,
сопят на лавке у печи.
От пасти века – власти, человек
по краю пропасти, по лжи
вслед шарику Его любви бежит,
спасает верой кочки-дни,
а вехи века точки на пути.
Куда же страждущим идти?!
И невдомёк, чуток встать на носок,
чтоб  заглянуть за бугорок,
найти дар Бога – духа поворот.
Узреть!..  Молитву шепчет рот...
Услышит, отзовётся ль в сердце, Бог?
И  пламенем свечей, мигнув,
пространство искривилось Именем;
Он, в отражении очей.

Не поленилась, посчитала, сколько раз в стихотворении встречается слово «век» - вышло одиннадцать раз. Проверьте, если не лень, может быть, я что-то пропустила.
Думаю, автор хотел выразить что-то главное для себя, но ему это не удалось. Увы!
Оценки – 3-/3.
---------------

8. "Фиговый листок"

Мои друзья не раз пытались
Инжиром накормить меня.
Я оставляла их в печали,
С конфетками уединясь.

Инжир, смоковница и фига.
На вкус – да так, ни то ни сё,
Ну, сладкий, цвет почти индиго.
Быть может, в книжке повезёт?

Прочла, увидела, вкусила.
Спасибо вам, мои друзья!
И, хоть лечебная в нём сила,
Но это пища не моя...

А вот листочки просто прелесть:
Резные "пальчики" - ажур!
И как те грешники сумели
Под ними спрятать наготу?

Не скрыли, связь с Творцом разрушив.
Открытость стала наготой.
Прикрыть пороки в наших душах
Не может фиговый листок.
*****

Иронично, улыбнулась в конце. Пальчики-ажур – понравились.
«Быть может, в книжке повезёт?» - какая-то незаконченная фраза.
Оценки – 3/4.
---------------

9. "Артист"

На подмостках жизни бренной
Я свою играю роль:
То властитель я вселенной,
То Шекспировский король,
 
То гуляю по танцполам,
То стремглав бегу к врачу,
То опять зажгу глаголом,
То, как мумия, молчу.
 
И талант, что дан мне Богом,
Никому я не отдам.
Устаю вот понемногу
Соответственно годам.
 
Но рождённый оптимистом,
Спотыкаясь на бегу,
Продолжаю быть артистом
И играю, как могу.
*****
Вроде бы ничего особенно, а прочла с интересом. Верю в оптимизм автора и солидарна с ним. Нигде не споткнулась. Вот над рифмами надо бы поработать. Они всё больше грамматические, это упрощает стихотворение.
Оценки – 4/4.
---------------

10. "Сопровождающий"

Суетность аэропорта,
В сумочке есть адресок.
Это таксист? Беспокоило что-то
И щекотало висок...
*
Снова запахло палёным,
Это не просто таксист.
Еле внушил: "Посмотри, он же стрёмный,
В тачку к нему не садись!"
Кто отпускает красивых
В дальний, неведомый путь?
Вот прилетела, родных упросила,
Взрослости хочет хлебнуть.
 
Ангел вздохнул облегчённо,
Был бы земным – закурил.
Так утомляет сегодня девчонка,
Кофточка – белый акрил.
Нужно терпенья набраться,
Столько всего впереди!
Не объяснишься с дурёхой на пальцах,
Бойся, смотри и веди...
 
Вот подходящий автобус,
Та остановка и дом.
Это общага, облупленный корпус,
Полный комплект – от и до.
Что ж, неплохая квартира,
Аура добрая тут,
Только не время отстёгивать крылья,
Надо лететь в институт.
*****

Без комментариев. 3/3.
---------------

11. "Здесь"

От звука до небес - ни слов, ни вёрст,
Семь раз отмерь - к полудню заживёт,
Растёт трава и вздрагивают сливы,
Усталый вечер - и ползком и вплавь,
А после ночь - прозрачнее стекла -
Вдоль города скользит неторопливо.
Приходят (и проходят) день и год,
Уже не можешь вспомнить ничего,
И кудри подозрительно седеют...
Замерзшая звезда в моем окне,
Вчера - дожди, потом - жара и снег,
А послезавтра - снова понедельник.
*****

Неплохо. Есть и настроение, и поэзия.
Оценки – 4/4.
---------------

12. "Письмо Греке"

Не войдёшь в одну и ту же душу,
не войдёшь в одну и ту же реку
дважды, дорогой и милый Грека.
Может, это даже и не нужно?
 
Ты поедешь в Грецию на виллу,
будешь есть там гречневую кашу
и почти забудешь о вчерашнем
раке, что свистит в горах тоскливо.
 
А когда прибудешь восвояси,
сунешь осторожно в реку руку,
рачью не забыв ещё науку,
приплывёт какой-нибудь карасик.
 
Вроде не расстроишься о том, но
спросишь всё же: "Где зимуют раки?"
Вдруг потрёшь невидимую рану,
и рука заноет вновь – фантомно.
*****
Грека – Греция – гречневая каша – это хорошо. Такая себе ни на что не претендующая зарисовка, вызывающая улыбку. Лучше, чем заумные размышления с размахом непризнанного гения.
Оценки – 4/4.
---------------

13. "Перламутровое"

Каждый несёт свой будильник внутри,
Бомбочка тикает в каждом,
И мал-помалу к заветному "пли"
Каждый приходит однажды.

Эх, заглушить бы тот секундомер
И позабыть про концовку,
Снова как в детстве на птичий манер
Жить беззаботно и ловко.

Самозабвенно себя растворив
В крепком житейском растворе,
Пусть чередует прилив и отлив
Жизни безбрежное море.

И не узнав, что отмашка дана,
Кутаясь в нежное утро,
Песенку спеть, пробудившись от сна,
И улететь в перламутры.
*****

Было бы неплохо так легко и радостно закончить свой жизненный путь. Но хорошо бы, чтобы часики тикали подольше. Идея с тикающей бомбочкой-будильником мне понравилась, а вот рифмы – нет, очень простые.
Оценки – 3/4.
---------------

14. "Козлёночек"

Когда мне стукнет шестьдесят
(а для мужчины это — возраст),
то буду грузен, лысоват,
разочарован, нищ и холост.

Случайно забреду на лёд
нежданных чувств под грузом мысли,
и там любовь ко мне придёт,
огрев по холке коромыслом.

Забуду и отца, и мать,
на это чудо в перьях глядя.
Её, наверно, будут звать
Варвара или, может, Надя.

Впрягусь в судьбу, простой ишак.
Она ж, в обличье дьяволицы,
позволит утром натощак
пить воду из её копытца.

Любовь — не зло для дурака.
Познаю я свою природу,
когда появятся рога
не сразу, скажем — за полгода.
*****

А может, и не появятся. И вот ещё вопрос: «Любовь — не зло для дурака», а для умного, зло?
Весело, но несколько цинично.
Оценки – 4/4.
---------------

15. "Соцветие звезды лови ладонями…"

Соцветие звезды лови ладонями
В согретой солнцем заспанной полыни,
Где разнотравье пряное бездонно
с цикадами высоковольтных линий.
 
Фотографируй пижму и цикории,
Лиловые липучие репейники.
Небесные сценарии ускорятся,
Но сохранится, сбудется, успеется.
 
В щелчке смартфона, одиночным выстрелом
Рождаются мгновения под пальцами,
За ними остается только выспаться,
Пока с кустов малина осыпается.
 
Борщевики гигантскими невестами
Снисходят до пиров отважных бражников,
А бывшие и ждущие известия –
Бесцветные, нечеткие, не важные.
*****

Что понравилось: стихотворение образное, с хорошими рифмами, с особенным настроением безмятежности, любви к природе.
Что не понравилось: сложилось ощущение, что порой, уступая оригинальной рифме, автор хитрил со смыслом.
«Где разнотравье пряное бездонно» - вот как это «разнотравье бездонно»?
«Небесные сценарии ускорятся,
Но сохранится, сбудется, успеется» - если это о сценариях, то сохранятся, сбудутся...
Оценки – 4/4.
---------------

16. "Какая прелесть..."

Какая прелесть встретить старость вместе
с той, с кем по жизни был всё время рядом,
с кем и без слов понятны мысли взглядом,
и жизнь месить в одном семейном тесте.

Какая прелесть просыпаться вместе,
и чувствовать тепло, и нежность тела
той, с кем бывало в рай душа летела,
но жизнь течёт и в ней меняет песни.

Какая прелесть веселиться вместе
и наслаждаться внучкой непоседой,
и всей семьёй собраться за обедом,
а после чуть вздремнуть в любимом кресле.

Какая прелесть это слово, вместе,
познать дороги, солнце и ненастье,
и просто жить, ведь жизнь – благое счастье,
любить и верить безо всяких если.
*****
Просто гимн счастливой и долгой семейной жизни! Очень близкое, родное стихотворение, понятное любому человеку.
Чуть-чуть подкачала техника – рифмы слабенькие, «ненастье – счастье» – никуда не годится.
«с кем и без слов понятны мысли взглядом» - что-то не так с этим предложением, оно не закончено, может, перед «взглядом» поставить тире?

Оценки – 3/4.
---------------

17. "В тёплой, влажной траве…"

В тёплой, влажной траве
притаившийся зверь;
путь домой пуповиной отрезан.
Мы пытаемся встать, но опять, и опять
не видать за деревьями леса.
*
Сорок...
Сумрачный лес,
не пройти, не пролезть -
мы болели, любили, но жили.
Только щепки летят в озверевший закат.
Где деревья, что были большими?
*
Надоело людьми?
Не серчайте на мир -
постареет и станет добрее.
По тяжёлой траве к нам идёт человек,
он увидит и лес, и деревья.
*****
Мне не хватило цельности. Вначале появился зверь, дальше о нём ни слова.
«Когда деревья были большими» - все знают, это о детстве. ЛГ задаёт вопрос о больших деревьях в 40 лет, не поздно ли спохватился? Или я что-то не так поняла?
«путь домой пуповиной отрезан» - неудачная фраза, это как?
«не серчайте» - тоже не очень, лучше «не сердитесь».
Оценки – 3/4.
---------------

18. "Июль"

Июль безоблачен и щедр,
жара прогрела сердце города,
Доспехи шерстяных вещей
почти забыли битвы с холодом.
Я в лёгком платьице хожу,
но каждый час страдаю-мучаюсь,
себя в себе не нахожу,
и вижу милого по случаю.
А с кем он, где – уже и знать
не хочется, не надо, лишнее.
Была волшебная весна,
но всё закончилось, не вышло, и
"я ужинаю, извини".
Горчит растерянности кашица.
Но ложка вдруг по дну звенит.
Ведь я его любила, кажется.
*****
Это мне понравилось! Живое стихотворение. Милая, не злобная ЛГ и смотрит на ситуацию философски, вызывает симпатию.
Не одобряю «не вышло, и» - фонетически тяжело произносить, хотя рифма получилась и неплохая.
Ещё одно пожелание, строку «я ужинаю, извини», я бы изменила: «я очень занят, извини»
Оценки – 4/5.
---------------

19. "Боль"

Что боль уйдёт с годами - бред.
Она уходит вглубь.
Храни её остаток лет,
Терзайся, но голубь.
Приходит будничность забот:
Три раза в год цветы
Из года в год, из года в год -
К подножию плиты.
Две рюмки горькие испить
Вдвоём наедине
И вновь понять - не рвётся нить
С той болью, что во мне.

Всё правильно, так обычно и бывает. И никакое время не лечит. Понимаю автора.
Понравились рифмы «вглубь – голубь», «наедине- во мне», остальные - так себе.
Оценки – 4-/4.


Рецензии
//Во-вторых, сбой ритма - «в свОю кружку».//
Это не сбой, это смысловой акцент. Допускаю такое для перебивки ритма и для для украшения стиха. Стих без штришка, что женское лицо без конопушки на видном месте.
Спасибо.

Геннадий Маков   13.08.2021 15:46     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.