3. 1-3. 2 Лайла и Меджнун. Символизм. Гата3 Инайят

3.1. Лайла и Меджнун


Легенда о Лайле и Меджнуне - это история, известная на всем Востоке, и суфийские поэты использовали персонажей Лайлы и Меджнуна, чтобы выразить в этой символической легенде философию любви.

Лейла и Меджнун в молодости были одноклассниками, преданными друг другу. Когда учитель смотрел на грифельную доску Меджнуна, на ней был нарисован рисунок Лайлы. И когда учитель попросил Лейлу прочитать из книги, она повторила имя Меджнун. Разочаровавшись в школе, родителям пришлось забрать их домой. Когда возникли трудности из-за кастовых различий, так что они не могли жениться друг на друге в соответствии с кастовыми идеями, чтобы заставить одного забыть о другом, изменив направление своего ума, кто-то спросил Меджнуна: «Что такого особенного в Лайле, что ты ее так сильно любишь? В мире много других девушек». Меджнун ответил: «Чтобы увидеть Лайлу, ты должен позаимствовать глаза Меджнуна».

С большим трудом люди Лайлы согласились при условии, что Меджнун не покажет себя странным в своей любви, но будет вести себя разумно. В первый день, когда был назначен визит людей Лайлы для встречи с Меджнуном, Меджнун вошел в комнату со своими родителями, которые посоветовали ему вести себя разумно. Случилось так, что в комнату вошла собака Лайлы, которую Меджнун знал много лет. Меджнун ни на мгновение не мог удержать свое достоинство. Он поклонился собаке  и поцеловал ее лапы, и визит обернулся неудачей.

Разочарованные действиями Меджнуна, родители отвезли его в Кабу и сказали молиться так же, как они будут молиться. Он сказал да. Толпа последовала за ним, чтобы узнать, какая молитва состоится. Услышав имя Меджнуна, родители Меджнуна сначала помолились: «Бог забери любовь Лайлы из сердца Меджнуна». Все остальные слушали. Затем они попросили Меджнуна прийти и помолиться, как они. Он сказал: «Получу ли я в таком случае Лейлу, если я помолюсь?» Они убеждали его прийти и помолиться. Он сказал: «Дай мне Бог Лайлу». И все присутствующие сказали: «Аминь».

Когда родители потеряли надежду, они позволили Меджнуну бродить, как он хотел. В конце концов Меджнун прибыл к городу Лайлы и остался за городом в старых руинах, где никто не жил. Уставший, он укрылся там, под этой ветхой крышей. Лейла, узнав, что Меджнун находится недалеко от города, послала часть своей еды секретной служанкой, которая должна была отнести ее Меджнуну. Когда служанка пришла и посмотрела на то место в поисках возлюбленного Лайлы, там было два человека: один худой и сонный, а другой довольно симпатичный. Служанка подумала, что это, должно быть, возлюбленный Лейлы. С корзиной с едой в руке она спросила этого человека: «Вы Меджнун?» - Что ты принесла? он спросил. Она сказала: «Немного еды для Меджнуна». Он сказал: «Я Меджнун, дай мне это». Он был рад принять это и сказал: «Я буду рад получать это каждый день». Итак, Лейла несколько дней голодала, посылая ей еду, и эта еда была передана этому человеку, который на время стал Меджнуном. Однажды Лейла спросила: «Как мой Меджнун?» Служанка сказала: «Он с каждым днем ;;выглядит лучше». Лейла сказала: «Этого не может быть». Служанка сказала: «Конечно, будьте уверены. Он выглядит лучше с каждым днем ;». Лейла сказала: «Сегодня тебе не нужно есть. Возьми нож и блюдце и скажи моему Меджнуну, что мне нужна капля его крови». Когда она пришла, мужчина пришел с тревогой, с нетерпением ждал блюда, но там был нож. Он сказал: «Что это?» Она сказала: «Лейла хочет каплю твоей крови». Сначала он выглядел озадаченным, затем сказал: «Я не Меджнун; возможно это Меджнун, тот, кто сидит в том углу». К тому времени Меджнун настолько похудел; но когда она попросила каплю его крови, Меджнун попытался нанести удар ножом по разным частям своего тела, сможет ли он получить каплю крови и отправить ее Лайле. «Ах, - сказал он, - нет ничего более восхитительного для Меджнуна, чем дать каплю своей крови, когда об этом просит Лейла».

3.2. Лайла и Меджнун (Заключение)


Конец истории Меджнуна состоит в том, что он долгое время сидел в тени дерева и со временем вырос, чтобы стать подобным дереву. Находясь рядом с деревом, его тело и дерево стали одним целым. И когда пришел дровосек и вместо того, чтобы рубить дрова, его топор ударил Меджнуна, Меджнун сказал «Лайла», потому что это была единственная мысль. Лейла, услышав это, когда она на мгновение получила свободу, каким-то образом была привлечена к Меджнуну в его последний момент на земле и позвала его: «Меджнун!» Он ответил: «Лейла». Она сказала: «Я Лейла». Но он сказал: «Я Лейла». Итак, Меджнун упал и умер, и Лейла немедленно последовала за ним.

Путь суфия - это путь преданности, и поэтому Лайла и Меджнун - это символы, которые суфий принимает за Бога и человека. Душе, идущей по пути Бога, не нужно много учиться. То, что он пишет на своей грифельной доске, - это имя Бога, то, что он читает в своей книге, - это Его имя. Это единственное обучение, которое наиболее важно на пути Бога. И никто не может отвлечь разум благочестивых ни на что, каким бы привлекательным оно ни было; хотя он может не найти ни одной причины для своей преданности Богу, он может только сказать: «Чтобы стать любящим Бога, ты должен позаимствовать мои глаза». В то время как люди думают о различиях своих религий и верований, благочестивые кланяются перед самым скромным человеком, как Меджнун собаке Лайлы. А когда разные люди будут молиться за самих себя, то молитва благочестивых - только для достижения присутствия Бога; и поэтому, какой бы ни была его религия, его молитва будет сопровождаться каждой искренней душой. Кроме того, и путь Бога и любви, если они пройдены искренне, потребуют жертвы от начала до конца; и тот, кто не готов к жертве, подобен тому притворному любовнику Лайлы, который был готов к еде, но не хотел страдать. Воистину, кто преследует мир, тот унаследует мир, но душа, преследующая Бога, в конце концов достигнет присутствия Бога.

Но к чему приводит любовь к Богу? Это приводит к тому миру и тишине, которые можно увидеть в жизни дерева, которое приносит плоды и цветы для других и не ожидает никакой отдачи, даже благодарности в ответ. Он служит и не заботится ни о чем другом, даже о признательности. Это свойство благочестивых. И благочестивый человек в конце своего достижения Бога забывает о себе, как Меджнун сказал даже Лейле: «Я - Лейла». А что потом? Вместо того, чтобы человек преследовал Бога, Бог следует за человеком.

Перевод: Садананда Брамхачари


Рецензии