Открытый урок истории

80-е годы 20-го века.Открытый урок истории в одной из школ города N.Тема урока"УСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ В РОССИИ.ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА.КРАСНЫЕ И БЕЛЫЕ".На доске портреты героев гражданской войны и революции а также представителей Белого движения.С одной стороны Чапаев, Щорс, Пархоменко, Ворошилов, Будённый и т.д., с другой Деникин, Колчак, Каппель, Дроздовский и т.д., а также другие неизвестные офицеры.
На уроке присутствовали завуч и представитель ГОРОНО.Молодая учительница Вера Ивановна, а это был её первый открытый урок, увлекательно рассказывала о ходе событий.
- И вот перед вами, ребята,- заканчивая урок сказала она,- Настоящие герои гражданской войны, те кто боролись за счастье трудового народа.
И она показала указкой на портреты красных командиров.
- А вот те, кто им противостоял,- продолжала учительница и указала на лидеров Белого движения и офицеров Белой гвардии.
Вдруг один из учеников поднял руку.
- Ты хочешь что-то спросить, Белов?- поинтересовалась Вера Ивановна.
- Вера Ивановна,- сказал Белов,- Как я понимаю, настоящие герои своей страны это как раз офицеры Белой армии.
- Что?- учительница была в лёгком оцепенении,- Витя, ты что?Почему ты так решил?Какие же это герои?Посмотри на них, это же угнетатели трудового народа.
- Это офицеры Русской армии,- Белов подошёл к доске, взял указку и ткнул в ближний к нему портрет,- Вот это, к примеру, прапорщик Русской армии.
- Бывший прапорщик,- поправила его Вера Ивановна.
- Почему же бывший?- не сдавался Витя,- Самый настоящий.Ведь он не изменил присяге, в которой говорилось, что он должен защищать свою Родину.Он её и защищал.
А бывшие это как раз Чапаев - бывший унтер-офицер,Будённый - тоже унтер-офицер бывший и т.д.
Учительница молчала, не зная что и сказать.Молчали и завуч с представителем ГОРОНО.
- А этот прапорщик,- продолжал Белов,- настолько любил Россию, что оказавшись в Крыму не ушёл заграницу с генералом Врангелем, а остался и решил: будь что будет.
Его утопили в море вместе с двумя сотнями таких же как он офицерами на барже.А звали его Ампилов Сергей Викентьевич.
- Откуда ты это знаешь?- удивилась Вера Ивановна.
- Всё очень просто,- ответил Белов,- Это портрет моего двоюродного прадеда, у нас дома в семейном альбоме есть его фотография.О нём мне рассказывала моя прабабушка.
Бог весть чем бы мог закончиться это разговор, если бы не прозвенел звонок говорящий о том, что урок закончен.
В классе стояла гробовая тишина.Учительница не могла оправиться от шока, завуч и представитель ГОРОНО продолжали молчать.
- Вера Ивановна, звонок,- несмело стали роптать ученики.
- Что?- учительница не сразу отреагировала,- Ах, да, да, конечно, идите на перемену.
Ученики, включая и Витю Белова, не спеша покинули класс.
С задней парты поднялся представитель ГОРОНО и подошёл к учительнице.Вера Ивановна уже представила что ей осталось недолго работать в школе.
- Но я же..,- начала было она, но осеклась, не зная что сказать представителю ГОРОНО.Это был первый её открытый урок, и такой провал - позор!
- А ведь он прав,- сказал представитель ГОРОНО глядя на портреты на доске,- Настоящие герои вот.
И он взяв указку указал на офицеров Белой армии, вздохнул и покинул класс.
Вера Ивановна не могла знать, что у представителя ГОРОНО дед был офицером Русской Императорской Армии, что он воевал в гражданскую войну на стороне Белого движения и погиб где-то на Дону в 1919 году, и что у него в семейном альбоме также хранится похожая фотокарточка.


Рецензии