Таланту А. П. Чехова. Бумажник

   Смирнов, Попов и Балабайкин - три странствующих актёра
шли в одно прекрасное утро по железнодорожным шпалам и нашли бумажник. С утра!
    Раскрыв его, они, к великому своему удивлению и удовольствию,
увидели в нем двадцать банковых билетов,
шесть выигрышных билетов 2-го займа и чек на три тысячи. Вот так улов!
   Первым делом они крикнули «ура», потом же сели на насыпи
и стали предаваться восторгам! – Это же на голову - денежный снег!
Сколько же это на каждого приходится? - говорил Смирнов, считая деньги. - Батеньки!
По пяти тысяч четыреста сорока пяти рублей! Не бумажник, а денежный оберег!
Голубчики, да ведь это умрёшь от таких денег!
   Не так я за себя рад, - сказал Балабайкин, - как за вас, голубчики мои милые.
Вы мне дороже наград!
Не будете вы теперь голодать да босиком ходить. Я и за искусство рад!
Прежде всего, братцы, поеду в Москву и прямо к Айе: шей ты мне, братец, гардероб.
Не хочу пейзанов* играть, перейду на амплуа фатов** да хлыщей***.
Куплю цилиндр и шапокляк**** в гардероб. Для фатов серый цилиндр, восхищал чтоб!
   Теперь бы на радостях выпить и закусить, - заметил jeune premier***** Попов. Да!
Ведь мы почти три дня питались всухомятку, надо бы теперь чего-нибудь этакого. А?
    Да, недурно бы, голубчики мои милые... - согласился Смирнов. -
Денег много, а есть нечего, драгоценные мои.
Вот что, миляга Попов, ты из нас самый молодой и лёгкий, возьми-ка из бумажника рублёвку
и маршируй за провизией, ангел мой хороший. Мы теперь заживём, как короли!
Воо-оон деревня! Видишь, за курганом белеет церковь? Вёрст пять будет, не больше.
Видишь? Деревня большая и ты всё там найдёшь. Купи водки –
бутылку, фунт колбасы, два хлеба и селёдки,
а мы тебя подождем здесь, голубчик, любимый мой, дорогой!
   Попов взял рубль и собрался уходить. Смирнов со слезами на глазах обнял его,
поцеловал три раза, перекрестил и назвал его голубчиком, ангелом, душой очень большой.
    Балабайкин тоже обнял и поклялся в вечной дружбе
и только после целого ряда излияний, самых чувствительных, трогательных,
Попов спустился с насыпи и направил стопы свои к темневшей вдали деревеньке
из нескольких десятков изб, взору родных.
    «Ведь этакое счастье! - размышлял он дорогой. - Не было ни гроша, да вдруг алтын.
 Махну теперь в родную Кострому, соберу труппу и выстрою там свой театр.
Впрочем... за пять тысяч нынче и сарая путного не выстроишь.
Вот если бы весь бумажник был мой, ну, тогда другое дело, построить можно целый Монмартр!
Такой бы театрище закатил, такой, что моё почтение.
Были б деньги и желание да умение!
Собственно говоря, Смирнов и Балабайкин - какие это актёры?
Это бездарности, свиньи в ермолке, тупицы... Они деньги на пустяки изведут, воры!
А я бы пользу отечеству принёс и себя бы обессмертил. Вот это лучшая мысль моя!
Вот что я сделаю: возьму и положу в водку яду. Они умрут,
но зато в Костроме будет театр, какого не знала ещё Россия!
Кто-то, кажется, Мак-Магон,****** сказал, что цель оправдывает средства,
а Мак-Магон был великий человек с детства!
   Пока он шёл и рассуждал так, спутники его Смирнов и Балабайкин сидели и вели такую речь:
Наш друг Попов славный малый, - говорил Смирнов со слезами на глазах, -
люблю я его, глубоко ценю за талант, влюблён в него, но… знаешь ли?
Эти деньги сгубят его. Ах!
Он их или пропьёт,
или же пустится в афёру и себе шею свернёт.
Он так молод, что ему рано ещё иметь свои деньги, голубчик ты мой,
хороший, родной мой...
    Да, - согласился Балабайкин и поцеловался со Смирновым. -
К чему этому мальчишке деньги? Другое дело мы с тобой...
Мы люди семейные, положительные, как никто другой!
Каждый лишний рубль многое  значит для нас с тобой... (Пауза).
Знаешь что, брат? Не станем долго разговаривать и сентиментальничать про него:
возьмем да и убьём его!
Тогда тебе и мне придется по восьми тысяч! - Это чтоб ты сумму на забывал.
Убьём его, а в Москве скажем, что он под поезд попал.
Я тоже люблю его, обожаю, но ведь интересы искусства, полагаю, -
прежде всего.
К тому же он бездарен и глуп, как эта шпала, и таланта у него -  ничего.
    Что ты, что?! - испугался Смирнов. - Это такой славный, честный. Хотя с другой стороны,
откровенно говоря, голубчик ты мой, свинья он порядочная, дурррак, интриган,
сплетник, пройдоха откуда ни погляди - с любой стороны!
Если мы в самом деле убьём его, то он сам же будет благодарить нас, милый ты мой, дорогой.
А чтобы ему не так обидно было, мы в Москве напечатаем в газетах трогательный некролог.
Это будет по-товарищески. Сказано - сделано.  Будет последний эпилог!
   Когда Попов вернулся из деревни с провизией, товарищи со слезами на глазах его обняли,
долго его уверяли, что он великий артист, поцеловали, потом вдруг на него напали и убили.
Чтобы скрыть следы преступления,
они положили покойника на рельсы, чтоб ни у кого не было в смерти от поезда сомнения.
Разделив находку, Смирнов и Балабайкин, растроганные,
говоря друг другу ласковые слова языком восхитительно сказанным,
стали закусывать, в полной уверенности, что преступление останется безнаказанным.
Но добродетель всегда торжествует, а порок наказывается всем сущим.
Яд, брошенный Поповым в бутылку с водкой, принадлежал к сильно действующим! -
Не успели друзья выпить по другой,
как уже бездыханные лежали на шпалах в стороне той лихой.
Через час над ними c карканьем носились вороны, не приносящие никому покой.
   Мораль: когда актёры со слезами на глазах говорят о своих дорогих товарищах,
о дружбе и взаимной «солидарности», когда они обнимают и целуют вас,
то не очень увлекайтесь. Восхваления со слезами всегда не от сердца - для сцены, но не для Вас!
_____
*  пейзан - условно-идиллический образ крестьянина в художественной литературе, живописи, театре.
** фат (от лат. fatuus, fatidus, «глупый, нелепый» через фр. fat, «франт») – театральное амплуа для ролей эффектных, ограниченных и самовлюблённых молодых людей («салонных любовников»). Одна из «ролей с гардеробом», где костюм и аксессуары являются ключевыми элементами образа.
*** хлыщ – (разг., уничиж.)  франтоватый и легкомысленный молодой человек; фат, щёголь. 
**** Шапокляк (фр. chapeau claque, от chapeau [шапо] - шляпа и claque [кляк] - шлепок, удар ладонью) - мужской головной убор, разновидность цилиндра, отличающийся тем, что его можно было компактно складывать.
*****  первый любовник (франц.)
****** Система Мак-Магона - система проведения спортивных турниров, применяемая в основном в соревнованиях по интеллектуальным играм. Разработана игроком в го Ли Мак-Магоном. Система Мак-Магона применяется при проведении турниров, в которых все участники имеют заранее известный рейтинг, отражающий уровень их мастерства. Идея системы Мак-Магона проста: поскольку результаты игр сильных игроков против слабых предопределены, можно не играть первые несколько туров, а просто разделить игроков, чтобы все партии шли между близкими по силе, и выдать сильным игрокам соответствующее количество очков за неизбежные победы над слабыми.
При этом одновременно убиваются два зайца: исключаются из турнира неинтересные «разгромные» партии и уменьшается число туров, необходимое для выявления победителей.  Примерно в XVI веке японцы формализовали методику обучения и ранги игроков, обозначающие их силу в го. 
***** Граф Мари-Эдм-Патрис-Морис де Мак-Магон, герцог де Мажанта (1808 -1893) - французский военачальник (маршал Франции) и политический деятель, сенатор ( 1856 - 1870). По убеждениям монархист, согласился стать временным президентом Франции (Третья республика, 1873-1879 годы), но остался у власти и после принятия республиканской конституции. Звание маршала Франции и титул герцога де Мажанта получил 5 июня 1859 года.
_____
А.П. Чехов. Бумажник.
   Три странствующих актера — Смирнов, Попов и Балабайкин шли в одно прекрасное утро по железнодорожным шпалам и нашли бумажник. Раскрыв его, они, к великому своему удивлению и удовольствию, увидели в нем двадцать банковых билетов, шесть выигрышных билетов 2-го займа и чек на три тысячи. Первым делом они крикнули «ура», потом же сели на насыпи и стали предаваться восторгам.— Сколько же это на каждого приходится? — говорил Смирнов, считая деньги. — Батеньки! По пяти тысяч четыреста сорока пяти рублей! Голубчики, да ведь это умрешь от таких денег!— Не так я за себя рад, — сказал Балабайкин, — как за вас, голубчики мои милые. Не будете вы теперь голодать да босиком ходить. Я за искусство рад... Прежде всего, братцы, поеду в Москву и прямо к Айе: шей ты мне, братец, гардероб... Не хочу пейзанов играть, перейду на амплуа фатов да хлыщей. Куплю цилиндр и шапокляк. Для фатов серый цилиндр.— Теперь бы на радостях выпить и закусить, — заметил jeune premier* Попов. — Ведь мы почти три дня питались всухомятку, надо бы теперь чего-нибудь этакого... А?..— Да, недурно бы, голубчики мои милые... — согласился Смирнов. — Денег много, а есть нечего, драгоценные мои. Вот что, миляга Попов, ты из нас самый молодой и легкий, возьми-ка из бумажника рублевку и маршируй за провизией, ангел мой хороший... Воо-оон деревня! Видишь, за курганом белеет церковь? Верст пять будет, не больше... Видишь? Деревня большая, и ты всё там найдешь... Купи водки бутылку, фунт колбасы, два хлеба и сельдь, а мы тебя подождем здесь, голубчик, любимый мой...Попов взял рубль и собрался уходить. Смирнов со слезами на глазах обнял его, поцеловал три раза, перекрестил и назвал его голубчиком, ангелом, душой... Балабайкин тоже обнял и поклялся в вечной дружбе — и только после целого ряда излияний, самых чувствительных, трогательных, Попов спустился с насыпи и направил стопы свои к темневшей вдали деревеньке.«Ведь этакое счастье! — размышлял он дорогой. — Не было ни гроша, да вдруг алтын. Махну теперь в родную Кострому, соберу труппу и выстрою там свой театр. Впрочем... за пять тысяч нынче и сарая путного не выстроишь. Вот если бы весь бумажник был мой, ну, тогда другое дело... Такой бы театрище закатил, такой, что мое почтение. Собственно говоря, Смирнов и Балабайкин — какие это актеры? Это бездарности, свиньи в ермолке, тупицы... Они деньги на пустяки изведут, а я бы пользу отечеству принес и себя бы обессмертил... Вот что я сделаю... Возьму и положу в водку яду. Они умрут, но зато в Костроме будет театр, какого не знала еще Россия. Кто-то, кажется, Мак-Магон, сказал, что цель оправдывает средства, а Мак-Магон был великий человек.»Пока он шел и рассуждал так, спутники его Смирнов и Балабайкин сидели и вели такую речь:— Наш друг Попов славный малый, — говорил Смирнов со слезами на глазах, — люблю я его, глубоко ценю за талант, влюблен в него, но... знаешь ли? — эти деньги сгубят его... Он или пропьет их, или же пустится в аферу и свернет себе шею. Он так молод, что ему рано еще иметь свои деньги, голубчик ты мой хороший, родной мой...— Да, — согласился Балабайкин и поцеловался со Смирновым. — К чему этому мальчишке деньги? Другое дело мы с тобой... Мы люди семейные, положительные... Для нас с тобой лишний рубль многое уж значит... (Пауза). Знаешь что, брат? Не станем долго разговаривать и сентиментальничать: возьмем да и убьем его!.. Тогда тебе и мне придется по восьми тысяч. Убьем его, а в Москве скажем, что он под поезд попал... Я тоже люблю его, обожаю, но ведь интересы искусства, полагаю, прежде всего. К тому же он бездарен и глуп, как эта шпала.— Что ты, что?! — испугался Смирнов. — Это такой славный, честный... Хотя с другой стороны, откровенно говоря, голубчик ты мой, свинья он порядочная, дурррак, интриган, сплетник, пройдоха... Если мы в самом деле убьем его, то он сам же будет благодарить нас, милый ты мой, дорогой... А чтобы ему не так обидно было, мы в Москве напечатаем в газетах трогательный некролог. Это будет по-товарищески.Сказано — сделано... Когда Попов вернулся из деревни с провизией, товарищи обняли его со слезами на глазах, поцеловали, долго уверяли его, что он великий артист, потом вдруг напали на него и убили. Чтобы скрыть следы преступления, они положили покойника на рельсы... Разделив находку, Смирнов и Балабайкин, растроганные, говоря друг другу ласковые слова, стали закусывать, в полной уверенности, что преступление останется безнаказанным... Но добродетель всегда торжествует, а порок наказывается. Яд, брошенный Поповым в бутылку с водкой, принадлежал к сильно действующим: не успели друзья выпить по другой, как уже бездыханные лежали на шпалах... Через час над ними c карканьем носились вороны.  Мораль: когда актеры со слезами на глазах говорят о своих дорогих товарищах, о дружбе и взаимной «солидарности», когда они обнимают и целуют вас, то не очень увлекайтесь.
_____
*  первый любовник (франц.)


Рецензии