О бедном еврее замолвите слово...

     Витебск - город имперского подчинения. Особенный до самой войны, до исхода евреев в эвакуацию... Но и позднее, до 80-х в нем оставался некий "душок". Я знаю о чем говорю, я родился в Витебске. Витебск - вотчина гигантов-художников, а теперь и великого русского поэта Айзенштадта.
После войны осел в Минске, коему был космически чужд, его сердце - в столицах империи.
В 90-е он проповедовал и вольно толковал поэзию как Талмуд. В поэзии он - ересеарх. Еще - циклоп,ослепленный безвременьем и болезнями.
Он знаком только с Новым Заветом в его народно-легендарным толковании. Где много чаяний за победу добра и попрание смерти.
Бога непрогрешимого и жестокого в утверждении истины видит поэт. Типа санитара в дурке.
Дурка для Айзи (даю позывной в духе контркультуры) и "круг первый", и купель крещения в мятеж. Его религиозный пыл на сам-деле чистое богоборчество, на грани сатанизма. Бог у Айзи - синоним Власти.
Теперь другое. Да он же блестящий верлибрист аж с 1940-го года! Он Хлебникову пара. Верлибр его не заумен, без Бога и натуги. В нем ирония, право насмешки, даримое инакостью.
Где он поднабрался такой крутой европейщины? В витебском педучилище? От однокашников-евреев и евреек? Юная еврейка всегда секс-бомба. И не спорьте! Короче, 20-летний Айзи писал верлибром как мало кто на русском и поныне. Он типа рожденный в верлибре. Для него это естественный поэтический язык.
В минском литархиве его учебники - Цветаева,(и своей судьбой!), Клюев, много европейцев (но только модерн), Пастернак и "оттаявшие". Живая вода поэзии Серебряного века, коей он испил в эвакуации в библиотеке неизвестного посёлка не дала ему сгинуть в пучине госклассицизма. Он - невольник чистого слога.
Он не мог печататься до смуты, не мог быть читаем во время смуты. Тем более в постсмуту, когда и читателя не стало,чуть было не с русским языком и Россией.
Читатель ушел в Сеть за айфоном как за дудочкой крысолова...
Ныне Айзи проходит как Неизвестный поэт. Гордое, надо признать звание - типа Неизвестный солдат. Но пусть не тешится московская литхевра из потомственных моссолитчиков, коих Булгаков обращал в свиней. Несправедливо тайное станет явным. Великий русский поэт еврейского происхождения Вениамин Михайлович Айзенштадт (Блаженный) не сгинет, будет в строю: Хлебников, Цветаева, Клюев, Ахмадулина, Бродский.

Его стихи доступны в книге "Сораспятье" ( спасибог Шевчука). Читается с любого места.С верлибрами потуже. Издана книжонка "Верлибры.Вениамин Блаженный"(Изд-во Новые мехи,Минск,2011). Читайте:

     Я с величайшим удивлением...

я с величайшим удивлением ощупал голову
(так ощупал бы воскресший мертвец...)
подумать лишь:
в ночь сегодняшней свистопляски
у человека осталась нетронутой -
голова!
но,милостивые государи,почему мне так грустно?
почему
у меня ощущение красного помоста?
древнегерманские законы имели специальные правила
для палачей
(кстати,я - еврей)
теперь эти правила усовершенствованы...
милостивые государи,мне грустно потому,
что у меня горячая голова -
сегодня на плечах,завтра - в канаве...
но,ради гуманных чувств к еще не повешенным
висельникам,
не делайте из меня учебного черепа:
я не хочу,чтобы меня подбрасывали в ладонях
и чернильным пальцем ковырялись в глазницах...
я нервный,
я умный,
мне приличествует беззаботная загробная жизнь...
ведь,если меня обидеть,
 я могу...заскрипеть гробовой доской
и этим встревожить моих друзей - червей...
скажу по секрету,
что черви очень и очень ограниченные ребята...
кроме гастрономического запаха
их мало что интересует
но,чудится мне,что я еще жив -
по крайней мере,серые клетки мозга,
пластинчатые кости черепа,соединенные швами,
и прочие вещи,
именуемые мыслящей головой
     1941

     Маленькая кошка.

мы все любили маленькую кошку,
которая жила в мире чудес:
то,что для нас было миром,
было для нее подушкой и ковриком,
а на подушке и коврике
никто не станет играть со смертью
................................
солнечный лучик
интересовал ее не меньше,чем астронома,
но,вопреки всем научным теориям,
она не уступала ему:
- сначала луч,потом кошка...
     нет,сначала кошка,потом луч
.................................
вот почему она била по лучу
               капризной лапкой,
чего,конечно,не станет делать астроном,
               ни я,ни вы
.................................
если бы маленькая кошка
знала хоть сотую долю того,что знаем мы
                ( я и вы ),
она превратилась бы в страшного тигра,
                стерегущего свой помет
.....................................
но она убирала помет
                с невинной сосредоточенностью,
между тем как глаза ее следили за
                летающей паутинкой -
и отыскивали у нее хвост...
...................................
не знаю,чем казались ей люди...
                ...может деревьями,
                может морем;
хотя она и не видела моря...
.................................
когда я садился есть,шевеля губами,
она видела что-то,чего не видел я:
                большие сосцы воздуха...
поэтому она присоединялась к трапезе
..................................
после еды она умывалась ( ритуал обновления )
...................................
...................................
в пустоте неожиданной смерти
она ощутила всё,что ощущаем мы:
неудобство слишком большого тела,
жесткий колючий воздух,
вес и размер предметов
..............................
и их враждебность!
..............................
в глазах её,мучительно слепнущих от света,
                громоздились огромные небоскребы -
и она жалобно мяукала:
погасите свет!
.................................
ибо темнота возвращала ей неведенье
.................................
умирая,
     она на мгновенье постигла связь
     между мраком и светом,
     теплом и холодом,
     жизнью и смертью
..................................
маленькая мертвая кошка...
..................................
..................................
смерть снова отступила от нас
( от меня и от вас ),
но,отступая,унесла маленькое
безжизненное окровавленное тельце
.................................
- и я обвиняю во всём этажи!
.................................
...о,этажи!-
             тяжелые,
             серые,
             каменные этажи,
             раздавившие кошку...
     1954

     В минуту страсти.

...не в интимные отношения вошел я с хозяйкой
                прекрасного тела,-
нет,я зацепил багром плот,
рогатиной поддел медведя,прыгнул с десятиметровой вышки в воду,
взорвал гранатой громоздкий танк...
ибо то,что я ощутил,было до ужаса враждебным,
                сладостным,
     ощутимо попахивающим свежей кровью,-
     может быть,у коршуна с добычей тоже
                "интимные отношения"?..
..................................................
о,стыдливые женщины,знающие своё дело в постели:-
                жертвы или победительницы,
                высасывающие мужскую силу
                как огонь всасывает масло,
                смущенно поправляющие чуть задравшуюся юбку
                и исступленно извивающиеся в минуту,
                которая всё оправдывает,-
                о,усмехающиеся жертвы!..
.........................................................
...победитель "в минуту..." и побежденный "после',-
изумлённо гляжу,как всё возвращается "на круги своя",-
и Женщина становится сукой
     1973

     Смерть и Шагал.

смерть пришла к Шагалу...
- ах,Марк,Марк,-
качала она по дороге головой,-
ни к кому я не шла с такой неохотой
как иду к тебе,мечтательному старику
с детской улыбкой
...................................
конечно,тебе исполнилось девяносто семь лет...
это (прости меня) возраст смерти...
но я и сегодня хотела бы обойти твою мастерскую,
где ты мастеришь из чертей голубей,
из голубей коров,
а из женщин разноцветные фейерверки...
......................................
об этой мастерской мне кое-что известно:
седобородые покойники,
приоткрыв саваны,
прятали в ладошки веселый смешок,-
они не забыли твоей сумасшедшей выставки,
где ты по примеру Господа Бога
или витебского портного
взял длинные портновские ножницы
и испортил ими материал,-
и всё затем,
чтобы бегать вокруг портновского стола,
щелкая теми же разбойничьими ножницами:
- я испортил,я и сошью!
...сошью невиданный лапсердак,
сошью ослино-козлино-звериный мир,
сошью коров,голубей,лошадей...
ибо главное в работе - это марка,
а марка у меня всегда в запасе
( в заднем кармане брюк )...
...итак,приклеем её на лоб Господа Бога Саваофа,
на лоб осла,козла и раввина -
получится Марк Шагал!
...................................
Марк Шагал,
это совсем неплохо,
когда можно выйти из дома
и остановить случайного прохожего:
- скажите,а я похож на клоуна?
..........................................
не бойтесь меня обидеть -
я буду очень рад,если вы скажете,что я
очень похож на клоуна,
ведь при виде клоуна смеются дети -
он наполняет их детские рты крупицами смеха
как птицы клювики птенцов зернышками и червячками...
..................................................
...всё это бормотала смерть -
у неё начались слуховые галлюцинации,-
бормотала,идя к Марку Шагалу и,
бормоча,путала всё на свете,
забывала,кто она - Смерть или Марк,
называла себя Марком,маркой,даже маркитанткой,-
ибо она окончательно запуталась
в поисках собственного имени...
     1985

     Затеряться в межзвёздном пространстве...

затеряться в межзвездном пространстве
поздним вечером,
словно в знакомом переулке
с огромной лужей,куда мочился ты,
пьяный,
с бесшабашной удалью Поля Верлена
.................................
- где мой дом?
где моя ненаписанная поэма?,
где мой мальчик Артюр Рембо?,
где его пьяный корабль?-
ведь в зловонной луже не различишь
даже спичечного коробка,
даже случайной щепки...
     1999
     ***

     Вярлiбры Вянiямiна Айзянштата бяларускай мовай.

   Я з найвялiкшым зьдзьiуленьнем...

я з найвялiкшым зьдзьiуленьнем абмацау галаву
(як абмацау бы уваскрошшы мяртвяк)
уявiць толькi:
у начы сёньняйшай дзiкаскочы
у мяне засталася някранутай -
галава !
але ж, ласкавае спадарства, чаму мне так сумна ?
чаму
маю пачуцьце чырвонага падмосту ?
старыя нямецкiя статуты мелi асобны лад
дзеля ката
(да увагi,я - жыд)
цяперака гэны лад удасканаляны...
ласкавае спадарства, я сумую таму,
што маю калёнаю галаву -
сёньня на плячах, назаутра - у яру...
але, дзеля мiласьцiвых пачуцьцяу да пакуль ня узьдзёрнутых
гiлячнiкау,
ня ладзьце з майго чарапка вучэбную прыладу:
ня жадаю каб яго падкiдвалi у далонях
,зпэцканымi пярсьцёнкамi калупалiся у вачнiцах...
я шалёны,
я разумны,
мне належыць бязтурботнае пазагробнае жыцьцё...
насамрэч, калi мяне засмуцяць,
я здольны ... зашкрыпець труновай дашкой
й тым раз'юшчыць маiх сяброу - выпаузьняу...
зкажу таёмка,
што тыя выпаузьнi занадта абмяжаваныя хлопцы...
апрыч гастранамiчных пахау
iх няшмат што цiкавiць...
але, мнiцца мне, я пакуль жывы -
накрай, шэрая рэчаснасьць мазгоу,
палоскiя косьцi чэрапка, злучаныя швамi,
й iньшыя рэчы
якiя клiчацца разумнай галавой...
     1941

     Маленькая котка.

мы разам шкадавалi маленькую котку,
яркая жыла у дзiуным сьвеце:
тоже, што нам мнiлася сусьветам,
дзеля яе было думкай ды дыванцом,
дык на думцы й дыванцэ
анiхто ня умысьны гулять з сьмерцьцю
....,.............................
сонячны праменьчык
цiкавiу котку больш за зоркаведа,
але сураць усiм навуковым загадам
яна ня саступала яму:
спачатку прамень, потом - котка...
не, адразу котка - потым прамень...
...............................
вось дзеля чего яна лупила па праменьчыку
гульлiвай лапкай,
чаго, бязумоуна, ня муси рабiць зоркавед,
ды ня я, ды ня вы
...................
калi б маленькая котка
ведала хаця б адсотку з таго, што ведаем мы
(я ды вы),
яна апынулася б пачварным тыграм,
сьцерагучым свае сьмецьце
........................
але ж яна прыбiрала сьмецьце
з падманным выглядам,
мiж тым яе вочкi пiльнавалi
лётаючую павуцiнку
ды адшуквалi ейны хвост...
.........................
ня ведаю чым мнiлiся ёй людзi...
...магчыма дрэвамi,
магчыма морам;
хаця ж яна й ня бачыла мора...
.............................
калi я ладзiуся сьнедаць, варуша лупамi,
яна бачыла нешта нябачнае да мяне:
вялiкiя цыцкi паветра...
таму яна далучалася да сьняданьня
...............................
па ежы яна адмывалася (рытуял аднавеньня!)
......................................
......................................
у пустаце нячаканай сьмерцi
яна спытала усё тое, што спытваем мы:
няёмкасьць за вялiкага цела,
жорсткае сьцярнiстае паветра,
вагу ды памеры рэчау
...................
ды iх варожасьць!
...................
у ейных вочках, пакутлива сьлепнучых ад сьвятла,
дыбiлися вялiзныя небадатыкi -
яна жалобна енчыла:
патушыце сьвятло!
................
бо цемра вяртала ёй нявядомасьць
..............................
памiраючы,
яна на ймгненьне зразумела сувязь
памiж цемрай ды сьвятлом,
сьпякотай ды сьцюжай,
жыцьцём ды сьмерцьцю
.....................
маленькая зьмерлая котка
......................
.......................
сьмерць iзноуку адкрочыла ад нас
(ад мяне ды ад вас)...
але, адыходзячы, унесла
маленькае бязжыцьцёвае зкравауленае цельца
.........,.............................
й я аювiнавачваю ва усiм паверхi!
................................
...гэй, паверхi!-
важкiя
шэрыя
каменныя паверхi,
забiушыя котку
     1954

     У хвiлiну гону.

...ня у iнтымныя зносiны увайшоу я з гаспадаркай
шыкоунага цела...
не, я зачапiу гачком байду,
рагацьцем паддзеу мядзьвядзя, скокнуу з шматмятровай
вышцы у ваду,
падбiу гранатай звышцяжкi танк...
бо тое, што я адчуу, было да жаху варожым,
салодасным,
дакранальна падсьмердзяючым сьвежай кроую...
мабыць у каршуна з здабыткам таксама
"iнтымныя адносiны"?
.....................
гэй, саромячыяся кабеты, ведаючыя сваю справу у ложку,
     ахвяры цi пераможнiцы,
     высмоктываючыя мужыцкую моц
     як полымя захапляе масла,
засмучана уладковываючыя трохi уздзёрнутую спаднiцу
     ды раз'юшчана выкручвачыюся у хвiлiну,
     якая усё даруе...
гэй, лыбячыяся ахвяры!
.......................
...пераможца "у хвiлiну..." ды перамоглы "пасля...",
здзiуляна узiраю як усё вяртаецца "да хаты"
й Жанчына робiцца сукай
     1973

     Сьмерць ды Шагал.

сьмерць завiтала да Шагала...
о вэй, Марк, Марк, -
качала яна на падыходзе галавой,-
да нiкога я ня йшла з такой няахвотай
як да цябе, мроячаму старому
з дзяцячай ухмылкай...
.....................
зразумела, маеш дзявяноста сем гадоу...
гэта, прабач, узрост сьмерцi...
але ж я й сёньнi жадала абмiнуць тваю майстэрню,
дзе ты майструеш з чарцей галубоу,
з галубоу - кароу,
а з жанчын ружнакаляровыя агнястворы...
.....................................
аб гэнай майстэрнi мне шмат чагосьцi вядома:
сiвабародыя нябожчыкi,
трохi адкiнуушы саваны,
хавалi у далонячках усьмешкi...
яны памятаюць аб тваёй вар'яцкай выстауцы,
дзе ты па прыкладу Гаспадара Бога
цi вiцябскага крауца
зхапiу доугiя кравецкiя нажнiцы
ды сапсавау йiмi тканiну...
ды усё дзеля таго,
каб лётаць вакол стала,
кляцая кравецкiмi нажнiцамi:
- я сапсавау, я й пашыю!
...пашыю няверагодны лапсярдак,
пашыю асьлiна-казьлiна-зьвярыны сьвет,
пашыю кароу, галубоу, каней...
бо галоунае у працы - гэта марка,
ды марку заусёды маю назапашанай
(у тыльнай кiшенi брук)...
...дарэчы, прыладзiм яе да iлбу Гаспадара Саваёфа,
да iлбу асла, казла ды рабiна -
атрымаецца Марк Шагал!
.......................
Марк Шагал -
гэта зусiм ня кепска,
калi магчыма зыйсьцi з хаты
ды спынiць выпадковага праходжага:
- адкажыця, я нагадваю блазана?
..,...........................
ня шкадуйця мяне абразiць -
буду вельмi удзячны, калi вы запэуняце, што я
нагадваю блазана...
сапрауды, убачыу блазана сьмяюцца дзеткi -
ён поунi йiхнiя дзяцячыя роцiкi драбiнкамi сьмеху
як птушкi дзюбкi птушканят зярняткам
..................................
...гэдак бухцела сьмерць -
у яе пачалiся слыхавыя галюцынацыйi...
бухцела, iдучы да Марка Шагала ды,
бухцеушы, блытала усё на сьвеце,
забывалася хто яна - Сьмерць цi Марк,
клiкала сабе Маркам, маркай, нават маркiтанткай,-
бо яна канчатклва заблыталась
у пошуках свайго имя...
     1985

     Згубiцца памiж зоркамi.

згубицца памиж зорками
зпазьнелай вячорай,
быццам у знаёмым завулку
з вялизнай лужынай, куды ты сцау,
пияны,
з бязглуздай адвагай Поля Вярлена
...............................
- дзе ты, мая хата?
дзе ты, мая няскладзяная паема?,
дзе ты, маё хлапчанё Арцюр Рамбо?,
ды твой пияны карабель?..
бач, у сьмярдзючай лужыне ня увасобиш
ани запалки,
ани выпадковай шчэпки...
     1999

Пераклау Алесь Шалёны. 2021


Рецензии

Завершается прием произведений на конкурс «Георгиевская лента» за 2021-2025 год. Рукописи принимаются до 24 февраля, итоги будут подведены ко Дню Великой Победы, объявление победителей состоится 7 мая в ЦДЛ. Информация о конкурсе – на сайте georglenta.ru Представить произведения на конкурс →