Три формы высшего образования. Мой опыт

       Что я вынесла из своего опыта получения высших образований? Сразу напишу, предвосхищая возможные скептические мысли читателей, что они все мне пригодились и отвечали потребностям моего внутреннего роста и развития как профессионала. 
       Первое – общий, базовый диплом менеджера, с большим набором экономических и юридических дисциплин, который позволяет мне работать практически в любой компании и сфере бизнеса, на госслужбе и не только, в частности, я 12 лет проработала в банках. И если я когда-нибудь решу снова устроиться «в офис», то он мне тоже пригодится.
       Второе образование – психологическое – было получено больше «из любви к искусству», как говорится, «для себя», и оно внесло огромный вклад в мое личное развитие. Бонусом явилось открытие, что «я могу, у меня получается!» быть специалистом и в этом направлении, я действительно могу помогать людям в качестве психолога. Я веду некоторых клиентов, и в будущем рассматриваю возможность преподавания и написания кандидатской диссертации именно по психологии (либо по филологии, пока не определилась).
       Третье высшее – магистратура по педагогике (английский язык) – пожалуй, единственный диплом, который я получаю из практических соображений и, в какой-то степени, «ради корочки». Так как английский я прекрасно знаю и преподаю, но, чтобы устроиться в ВУЗ, СУЗ или школу, требуется именно профильное педагогическое образование. Да и в целом преподавателю иностранных языков не мешает иметь соответствующий диплом. Хотя бы, межкультурную коммуникацию (кстати, такой у меня тоже есть, по профпереподготовке, по французскому).
       Конечно, пока рано делать стопроцентные выводы, так как третье образование я только получаю, но кое-какие заключения для себя уже вынесла. Самая неудобная форма из всех, которые могут быть – дистанционная. Но обо всем по порядку.
       Мое первое высшее образование было очным, бюджетным специалитетом, и это был просто рай. Да, в те времена не всегда так казалось, некоторые вещи откровенно раздражали. Но, в общем и в целом, с высоты прожитых лет, я понимаю, что мой ВУЗ (в то время - Пятигорский государственный лингвистический университет, сейчас ПГУ) и факультет (Госслужбы и управления) дали очень много для расширения кругозора и общего развития, способствовали становлению меня как личности. У нас были прекрасные преподаватели, учебная программа на 80% (а это очень много для ВУЗа) была интересной.
       Еще эта особенная студенческая романтика, когда ты приезжаешь учиться в другой город, обретаешь новый круг общения и новых друзей, а перед праздниками и каникулами предвкушаешь поездки домой – к семье, и встречи с друзьями старыми.
       Плюс мои личные студенческие годы были невероятно насыщенны и увлекательны, как физически в плане учебных, спортивных и досуговых мероприятий, активного времяпровождения и развлечений, так и духовно, и творчески. И это еще у меня с 3 курса была подработка! Конечно, не обошлось без депрессий и экзистенциональных кризисов, но они случаются у 100% моих друзей и знакомых интеллектуального склада и не зависят от формы образования.
       Если меня сейчас читают студенты, мой совет молодому поколению – цените эти годы. Мне очень хотелось поскорее начать работать, и на 3-4 курсах я совмещала. Так вот, если есть возможность этого не делать, не делайте. Я подрабатывала не сколько из материальных соображений, столько из-за того, что мне «не сиделось на месте». Лучше бы я посвятила это время учебе, тот же немецкий как следует выучила, да даже лишний раз на дискотеку сходила! Ещё успеете наработаться (с 23 до 63 как бы 40 лет))), а студенческие годы никто не вернет.
       Для тех, кто только окончил школу, очная форма обучения - лучшая и самая эффективная, которая только может быть. И она идеальна, когда тебе 17,18,19, 20, 21…
       Кстати, это может быть и среднее специальное образование. Более того, скажу, что по нынешним временам сочетание «очный колледж + заочный ВУЗ после», в ряде случаев довольно неплохое решение.
       Но! Учебное заведение должно быть хорошим, а специальность выбрана осознанно, в соответствии с интересами и способностями человека.  Впрочем, это вообще основа всего, иначе какой смысл?
       По ряду причин, о которых я как-нибудь напишу, в 27 лет я начала обучение на заочном бакалавриате по психологии. На основании того, что образование было вторым, учебный процесс – от первой пары до защиты и получения диплома – занимал всего 3 года. Со вторым высшим мне тоже невероятно повезло в силу того, что психологическая кафедра в нашем институте МГЭИ (теперь это университет) собрала самых квалифицированных и компетентных на тот момент преподавателей в городе, являющихся в то же время практикующими психологами. Которые даже в рамках очень ограниченного количества лекций для заочников умудрялись дать максимум полезной информации и зародить интерес к предмету. Кроме лекций, подготовки к экзаменам и зачетам, я активно посещала по выходным дополнительные курсы, семинары и тренинги, что дало мне очень многое.  И я продолжаю развиваться в этом направлении до сих пор.
       Справедливости ради, напишу, что, по моему мнению, однозначно лучше, если психологическое образование получено очно. С другой стороны, психология, по большому счету, – профессия второй половины жизни. И в 27-30 лет или позже по полдня сидеть на парах non stop года 4, даже если это можно себе позволить с точки зрения времени и денег, не то, что не практично – а неинтересно. Это период, когда кипит профессиональная и личная жизнь. Очная форма обучения хороша именно в юном возрасте, после двадцати-двадцати двух – уже «не то пальто». И логично, что львиная доля студентов в нашей группе, как раз пришла учиться «для себя», имея работу на полный день – как, в моем случае, либо семьи. А, зачастую, – и то, и другое. Но я рада, что от своего обучения на заочном взяла максимум. Две-три недели раз в шесть месяцев, плюс дополнительные внеаудиторные активности в сочетании с чтением профессиональной литературы – идеально.
       Поэтому мне так странно и непривычно учиться в магистратуре дистанционно. Без лекций и семинаров, без живого общения с преподавателями и однокурсниками, без беготни – хотя бы раз в полгода – по коридорам ВУЗа. Когда только список литературы, учебники в электронной форме, задания и тесты. Благо, это уже третье образование, и, как я уже писала, более «прикладное», поэтому отношение проще. Да и возможности ездить на сессии в другой город (для педагогического я выбрала свой первый университет в Пятигорске), и жить там по 2-3 недели нет. Психологическое же я получала в Новороссе, где работала и живу, в филиале московского ВУЗа, который находился в 7 минутах ходьбы от работы и в 20 – от дома. Можно сказать, училась «без отрыва от производства». И на тот момент совмещать учебу с полноценной работой в банке было интересно и полезно, две эти сферы моей жизни «усиливали» и дополняли друг друга.
       Что ж, имея опыт трех форм образования, могу однозначно утверждать: каждой из них – свое время. И свои обстоятельства. Конечно, дистанционка на данный момент и в текущих условиях для меня – оптимальный вариант. Даже несмотря на все ее недостатки. Но я рада, что мне удалось полноценно "посидеть на студенческой скамье". И не один раз.


Рецензии