Второй раз в первый класс

  /Памяти брата моего Сергея/

  В начальную школу я пошёл, почти, в восемь лет. Дело в том, что родился я во второй половине октября, по этой причине, годом раньше, меня не приняли в первый класс.
  Кто так решил не брать меня в школу, в неполных семь лет, мне не известно. Может таким образом хотели помочь моей матери, так как она была мать - одиночка и растила нас двоих с моим старшим братом. А двоих школьников, она одна, вряд ли потянула. Ведь нас надо  было: одеть, обуть и накормить вовремя. Заниматься с нами уроками. Может были и другие причины. Не знаю. И узнать теперь не смогу. Много времени, с тех пор, прошло. А тогда, я продолжал ходить в детский садик ещё ровно год.
И это обстоятельство в дальнейшем повлияло на мою судьбу. О чём я никогда не жалел.
  Я уже упоминал о своём старшем брате, у нас с ним разница в возрасте два с половиной года. Сейчас задумываюсь над этим и  понимаю, насколько это мало; а какое большое дело, он в своём детском возрасте, сделал для меня.
  Так вот. Когда я получил ,,отсрочку'' от школы, Сергей в это время, перешёл уже во второй класс. И учился в школе - интернате в п. Невская Дубровка Всеволожского района. А попал он туда не сразу. В первый класс пошёл он, в нашу деревенскую  школу, в Ломоносовском районе, где и обучался некоторое время. Затем, после того, как нашей маме в социальном учереждении г. Ломоносова ; как матери - одиночке, предложили направить Сергея в школу - интернат, на полное государственное обеспечение, его перевели туда. В новой школе Сергей быстро освоился. Писал нам с мамой письма с рисунками. И даже, самостоятельно иногда, когда у него были какие - то деньги, приезжал на выходные и праздничные дни.
  Деньги. Они конечно имели большое значение. Чтобы Сергей мог вернуться в школу - интернат, мать давала ему на дорогу один рубль. Это по существу - билет в один конец. Как он затем умудрялся возращаться на выходные или каникулы? Ни мать, ни я, (по малолетству) не задумывались. А эта задача для второклассника, каким был Серёга, была не из простых. Один только автобус ,,съедал'' больше чем половина рубля - это только начало пути. Затем электричка, метро и опять электричка. Я думаю, что эти способности брата, находить выход из сложных жизненных ситуаций и предопределили в дальнейшем мою судьбу.
  Наконец и я пошёл в школу. Я до сих пор не могу понять, чем руководствовалась мать, устроив меня в школу - интернат в г. Старый Петергоф. Это была отличная школа, как я  сейчас понимаю. Но она никак не подходила для самой матери. Дело в том, что эта школа, работала только в буднии дни, а по выходным ; всех учеников отправляли домой с родителями, разумеется. И в понедельник, к началу занятий, родители же, приводили детей в школу. Так было заведено. Детей, без сопровождения взрослых, домой на выходные не отпускали. Во всяком случае так было в начальных классах. К тому же, за содержание в школе: одежду, проживание, необходимо было ежемесячно оплачиват. К чему моя мать, была совершенно не готова. И так, в первый же выходной, из-за отсутствия моего родителя, меня отправляют домой на рейсовом автобусе в сопровождении человека, которого направила школа и за его же деньги. Так я узнал дорогу от школы до своего дома. Мать своё отсутствие объяснила тем, что она была на работе и её за мной никто с работы отпускать не собирается. Тогда я убедил её, что дорогу от школы до дома теперь знаю и могу самостоятельно добираться туда, и обратно. В начале недели в школу я приехал самостоятельно и не кем в этом незамеченный приступил к занятиям. А в конце недели, как я не пытался убедить классного руководителя в том, что сам смогу доехать до дома, без посторонней помощи, слушать она меня  не хотела. С большим трудом нашли сопровождающего и с ним отправили домой.
  Дома, к моей радости, я застал моего старшего брата Сергея. Он приехал на выходные и днём в воскресенье собирался вернуться обратно в школу. Но этому не суждено было случиться.
  Хочу рассказать кем работала наша мама в совхозе и почему она никак не могла подстроиться под мой школьный график. В то время она была работницей свинофермы, с двухсменным графиком день/ночь и как раз в ближайшее воскресенье должна была выходить на работу в ночную смену. Свиноферма находилась в соседней деревне, в километрах трёх от нашего дома. Развозок небыло. На работу и с работы приходилось ходить пешком, через глубокий овраг, по лестницам на крутых склонах. В её обязанности входило чистка загонов, где находились свиньи и вывоз этого содержимого на одноколёсной, деревянной тачке, за пределы скотного двора; по доскам, в разрастающуюся с каждым днём кучу. И так на протяжении всей смены. Работа была физически тяжёлая и вредная. Запах в помещении стоял  невыносимый. О вентиляции и тем более кондиционерах речи в те времена, быть не могло. Открывать для проветривания ворота скотного двора, устраивать сквозняк,в осеннее и зимнее время было нельзя. Свиньи могли простудиться и заболеть.
  Почему так подробно об этом говорю? Потому, что сам испытал это на себе. Став чуть постарше и находясь на школьных каникулах, напросился к матери в помошники. К своему стыду, выдержал не больше часа...
  Так вот. На этот раз, волею случая,  в школу меня в понедельник к началу занятий смог бы доставить только третьеклассник - мой старший брат Сергей. Но ему при этом пришлось бы самому прогулять уроки в школе.
  Не могу сказать точно когда пришла ему в голову эта идея, ночью ли во время сна или когда тресясь в переполненном автобусе мы целый час добирались до Старого Петергофа, но при выходе из автобуса, он неожидано для меня предложил поехать с ним в его школу - интернат, где он обучался уже третий год, чтобы мы учились вместе в одной школе.
  Я тут же согласился. Хотя не имел ни малейшего представления где она находится и как мы туда доберёмся без денег, и тем более как меня там встретят. Но видимо третьеклассник Серега осведомлён был больше чем я. А как он добирается без денег в школу, он мне это по пути продемонстрировал.
  В ,,электричке'',которая шла до Балтийского вокзала, мы находились в  в тамбуре, который был ближе к голове поезда. По замыслу Сергея это давало нам преимущество, так как ,,контра'' (контролёры), проверяли билеты у пассажиров с конца состава и мы их могли вовремя заметить.
  Всё так и произошло. Как только в конце вагона появились контролёры, мы тут же перешли в следующий вагон. Прошли через него и вновь остановились в тамбуре. Остальное, как говориться, дело техники. На ближайшей остановке мы перебежали в конец вагона в котором мы видели контролёров, к этому времени они его уже прошли. В те года, контролёры проходили по составу один раз и при наличии мест в вагоне, остаток пути, можно было провести сидя.
  Но мы остались в тамбуре и на радостях, что провернули такое дело расслабились: стали резвиться и бороться друг с другом.
Из-за чего, наше путешествие чуть не сорвалось. Когда поезд подъезжал уже к вокзалу на нас вдруг обратила внимание сердобольная старушка - ,,божий одуванчик''. С вопросом:
- Чьи это дети тут одни? - она обратилась к пассажирам вагона.
Не получив ответ стала расспрашивать нас. Мы молчали как партизаны и как только поезд остановился у перона вокзала: - брат сказал: - Бежим! И мы ,,понеслись'', что было сил. Нам в след старушка кричала: - Стойте! Милиция!!!
Серёга дорогу знал, я от него не отставал. Так мы добежали до метро. На вход потратили два пятачка - надо было уходить от погони. Хотя по плану собирались потратить один пятак на двоих. Для этого нужно было опустить монету в турникет и прижавшись друг к другу пройти ,,паровозиком''.
  Вот такие хитрости и позволяли нам в дальнешем добираться из дома до школы и обратно. Конечно мы могли находиться в школе безвыездно всю четверть, до длинных каникул, но нас тянуло домой, к маме, на малую родину.
  И только в автобусе невозможно
было проехать ,,зайцем''
водитель сам ходил по салону и обилечивал всех пасажиров. Поэтому  55 копеек - столько стоил проезд на автобусе, были для нас как неприкосновенный запас. Эти деньги, собираясь в дорогу, нужно было иметь всегда. А с остальной частью от трёх рублей, ровно столько нам теперь на двоих выдавала мать в дорогу, каждый распоряжался как хотел. Чаще всего  возвращаясь в школу и выйдя из автобуса в Старом Петергофе, мы сразу направлялись в продуктовый магазин. Здесь покупали за 19 копеек наше любимое, нежное, с белой ,, шапкой'' пирожное - ,,ромовая баба'' и пока шли до железнодорожной платформы с наслаждением уплетали ,,ромовую бабу''. Причём я начинал её есть с нижней, мягкой и сочной части.
  Но это будет позже. А сейчас, заключительная часть нашего пути начиналась на Финляндском  вокзале. До сих пор с трудом произношу название этого вокзала.               
  Перед тем как сесть в электричку,
следующую до п. Невская Дубровка, Серёга бегло показал мне все  достопримечательности вокзала. В том числе и лазейку, которую можно
использовать, чтобы попасть в метро бесплатно. В вестибюле метро, между двумя эскалаторами, на спуск и подъём, стояло огражденье. Оно не вплотную доходило до стены. И мы легко могли в эту щель протиснуться, попадая сразу на эскалатор, ведущий на спуск.
В электричке мы проделали тот же финт с контролёрами, что и в предыдущий раз. И через полтора часа добрались до места, преодолев такую длинную, и трудную дорогу на пути к знаниям.
  В школе, куда мы вскоре пришли шли занятия. Сергей обратился
к своему классному руководителю,
объяснил почему он опоздал и представил меня.
  Хочеться сказать, что выглядел я : - Не респектабельно. Школьную форму я не имел. Из верхней одежды на мне, как сейчас помню, был светлый плащ, ,,не первой свежести''. Из обуви: резиновые сапоги, на два размера больше. И характер у меня был неуступчивый, задиристый.
  Вот таким предстал я перед директором школы - интернат, Николаем Васильевичем, которому Сергей в присутствии своего классного руководителя рассказал, что мы братья и из родителей у нас одна мама. Что я учусь в первом классе и условия обучения в той школе такие, с которыми наша мама ни физически, ни материально не справляется. И в конце разговора попросил принять меня учиться в их школу.
  Так мой старший брат,третьеклассник Серёга, убедил своим рассказом директора школы, Николая Васильевича, которого я вспоминаю всегда с благодарностью. Меня приняли.
  Школа была восьмилетняя. С шестого класса, три раза в неделю, мы с одноклассниками стали ездить в город для занятий в секции бокса. Тогда он назывался Ленинград. Вскоре я выиграл чемпионат города, в своей весовой категории среди юношей. Был зачислен в юношескую сборную города по боксу. В числе других представлял нашу команду на Всесоюзных соревнованиях. Как подающий надежды, после окончания восьмилетней школы - интернат, получил рекомендацию от моего тренера, Сенкевича Леонида Дмитриевича, для поступления в школу - интернат спортивного профиля №62,
где обучался до одиннадцатого класса на отделении бокса. После окончания обучения в этой школе, поступил и благополучно окончил Ленинградский механический институт ,,Военмех''. Для моей восьмилетней школы в п. Невская Дубровка - это был второй случай, когда их выпускник окончил Высшее учебное заведение.
  Мне повезло в том, что на
моём жизненном пути, всегда встречались добрые и отзывчивые люди, среди руководителей, учителей, воспитателей и тренеров. В свою очередь я считаю, что никого из них не подвёл и не предал.
  Трудно представить, что было бы со мной и кем бы я стал, если бы тогда, моему брату, третьекласснику Сергею, не пришла в голову эта идея; поехать нам вместе, в школу - интернат, где он учился.
  Светлая ему память.

Август 2021 г.


Рецензии
Очень понравилось...
Грусть и радость всегда рядом...
Не простое детство -но такое дорогое сердцу.
Спасибо Вам Анатолий.
С уважением и теплом-Нелля З.

Нелля Запорожец   30.11.2021 18:01     Заявить о нарушении
Да были ЛЮДИ в наше время.
Храню обо всех память.
Спасибо Вам.
С уважением Анатолий.

Анатолий Петровичев   01.12.2021 04:52   Заявить о нарушении