Хладини

Как холодна вода… почти хладини,
Чуть-чуть немеет кожа так безбольно.
И выцветшее небо к новой сини
Подвинулось совсем уж произвольно.

Устало солнце утром прямо сразу,
Ушло как будто греть иные веси.
Дышу я с утром в такт, спокойный разум
И в будний день торжественно воскресен.

Хотелось бы продлить, не продлевая.
Да всё равно уже. Иная осень
Пусть будет вечнолетняя такая.
Желтеющие листья: - Просим, просим!
Как будто скажут на большом концерте.
И медленно шурша и улетая, ещё шепнут:
 - Вы осени не верьте. Она хорошая и золотая.

Лишь только тьмой обнимет, лишь насупясь,
Нашлёт седобородые туманы –
Вы вспомните, что в памяти есть сухость
И летний зной, и неба океаны.

02. 08. 2021

Хладини – слово индийское


Chopin: Piano Concerto No.1, Movement 2 - Largo, Romance (Zimerman)

https://www.youtube.com/watch?v=FIackkOX2BU

Стих был написан когда-то под впечатлением от купания в уже холодеющей воде и в блаженстве музыки Шопена. Но вот, приходит очередная осень, я вспоминаю его, и уже -с сонатами Шуберта. Солнце снова грустное, осень тихая и золотая, про ужасы внешнего мира думать не хочется... Наступает время работы, труда, учёбы. Тут у меня есть Черни, у меня есть Гёте с их примером размеренной трудоспособности. Удивительно, что даже неверующий Гёте сказал, что должна быть после смерти иная жизнь, потому что его деятельность не может остановиться и должна перейти в другое качество. Пожалуй, в этом он прав: труд, побуждаемый разумом и силой воли, даже когда нет ни сил, ни мотивации, ни пламенеющего вдохновения, организует человека. Это, конечно, не блаженство прекрасной и божественной праздности... какой-то её заменитель, как заменяет нам искусственный свет и обогрев отсутствие природного. Сентябрь всегда грустен, но печаль эта светла, вот мне и захотелось поднять несколько своих стихов, подходящих моменту.

25 августа 2023

Я захотела вытащить этот стих из-за Шопеновских концертов. Ведь этот стих тоже написан из-за них, точнее, благодаря ми-минорному. Само же слово "хладини" - тоже музыка и означает энергию блаженства. Я знаю её и помню ощущение слияния музыки и природы в одном целом. И я купалась в этом состоянии. Вчера мне один человек хороший, который тоже всю жизнь тяжко работает, как и я, но стремится к духовному, сказал: "Как мало сейчас трансцендентного!". Это правда -  и работа, закабаляющая человека, когда некогда подумать, почитать, в свою душу погрузиться,  теперь внешний мир настолько зол и враждебен нормальному человеку... Но для меня транценденция остаётся. Раз испытаешь - никогда не откажешься, и как бы ни было тяжело, будешь стремиться туда, потому что Блаженство счастья - цель души, тут я и с кришнаитами согласна. Я чувствую так же. Они описывают три энергии своего Божества, одна из которых - хладини.
Больше меня не ранит месяц перехода август, потому что давно работаю и живу "за гранью", а хладини сейчас и желанна,  в качестве прохлады приятной, потому что нынешним июлем мы намучились очень.
Но пишу не для того. Сначала о некоторых смыслах стиха, которые бросаются в глаза своей неочевидностью.
Что за новая синь, к которой произвольно подвинулось выцветшее небо? Разве оно может что-то делать произвольно, то есть осознанно, когда вся природа - просто однажды сотворённый непроизвольный механизм? Это я так наделяю выцветшее, уставшее от жары небо духовной деятельностью.
Второе. Устало Солнце утром прямо сразу. Как это объяснить? Утром я просыпаюсь и вижу будто потускневшее Солнце, оно не такое весёлое, как в мае и июне - это же видно - другая энергия. В наших широтах, во всяком случае. И природа уже устала, конечно, особенно после такой жары, да и из-за всей отвратительной сейчас злобы человеческой - без конца взрывы, убийства, в наших широтах уже северные сияния были видны, магнитные бури постоянно и вспышки на Солнце. И говорят, что каждое лето всё будет жарче и суше. Страшно смотреть на высохшую жёлтую траву, она словно иголки, потому что не было летом полива из-за отсутствия электроэнергии.
Третье. Что же хотелось продлить, не продлевая? Ощущение счастья, конечно. Ибо лето нельзя продлить.

Но теперь к главному. Концерты Шопена, которые я выслушиваю сейчас и очень хочу о них написать.
Буду дописывать сюда по возможности. А пока тоже их слушайте - для счастья и блаженства.

Прежде всего, нужно понять - что побудило написать концерты. Посвящение - тоже неслучайно, и всё же главное - благодаря кому или чему. Все знают про Констанцию Гладковскую, но шире - это Любовь Шопена. Вот потому столько восторга и прелести в этой музыке, и очень она любима пианистами -  я говорю о профессионалах, потому что вообще шопеновский мир, фактура и техника - поверка для пианиста на наличие пианизма, как такового, глубокого внутреннего мира и хорошего вкуса.
Удивительно-путанное: Первый концерт - это второй по написанию, из-за того, что был опубликован первым, то так и назван. Но да, он не только более совершенен, чем на самом деле первый ( Второй, фа-минорный), где Шопен только учился, он настолько хорош, что Шопен больше концертов не писал. Он всё сказал, и лучше - нельзя. Вообще, романтических известных концертов меньше, чем классических. Мне кажется, истинные романтики не ради виртуозности их писали. Эта крупная форма должна была вместить большое чувство, как вот, у Мендельсона в его скрипичном - ради признания в любви.
В чём же совершенство ми-минорного Первого и последнего ( окончательного) концерта? В абсолютной равновесности тем и гармоний.
Как хорошо это видно в разработке первой части! Когда начинается общее развёртывание, крещендо и нагнетание - происходит просто-таки удивительное, зримое и потрясающее:
Вот в этой записи -

https://www.youtube.com/watch?v=gnkNiA_AOIY

в 12.45 вы начнёте видеть разворачивающиеся волны, и потом, в кульминации - правая рука движется вверх, а левая в хроматической гамме противовесно вниз. Этот момент всегда вызывает у меня потрясение, потому что я ощущаю Идеальность.
А вторая часть какая удивительная, чистая хладини. А третья!
Одним словом, купайтесь в этой музыке, блаженствуйте, обновляйтесь. Вы будто бы на другой планете побываете - чистой духовной радости, сладости, красоты и счастья.
Когда мне нужно постичь музыку, я люблю в ноты смотреть ( только для этого и нужно обучаться музыкальной грамотности) или на руки пианиста - они всегда говорящие у хороших пианистов, расскажут много о музыкальной ткани.
Пожалуйста, никогда не слушайте музыку в плохом исполнении, иначе все смыслы останутся закрытыми.

_____________________________

Вот, написала ещё. Приступайте и слушайте. А я начну читать большую книжку про Шопена, потому что мало ещё знаю о нём фактического материала. Мне нужны подробности.

Шопен концерт ми минор
Вот оркестр выступил в поход, и идёт торжественным маршем ( спокойным или бодро-подвижным, в зависимости от интерпретации, или романтично-взволнованным)…Четыре минуты вы слышите, как оркестр показывает все темы, а пианист настраивается. Как это долго для того, кто считает рояль – безраздельно царствующей личностью ( ведь у Шопена оркестр всего лишь аккомпанирует, но не соревнуется с солистом за первенство). И вы понимаете: чтобы понять что-то – нужно «долго», нужно глубокое погружение. Первая фраза главной партии, вернее, вступление к ней – напомнит вам Первую балладу: риторическое восклицание и ответ. Но здесь в концерте – гармоничнее: на высказывание гордое и властное, утверждающее и достойное – «схождение» сверху каких-то брызг, как часто у Шопена бывает. Ради равновесия. Высказывание – пламенное, брызги – водные, это и «мужское и женское», и «вопросо-ответное». И далее идёт простая и гениальная в своей простоте тема, по таким вкус и проверяется – нежность без сентиментальности. Никакой жеманности и приторности, никакой «игры лицом с чувственными переживаниями» не должно быть у пианиста. Всё это – дурной вкус, всё происходит внутри и выражается градациями звука. Когда я вижу пианиста в состоянии экстаза ( некоторые специально это делают на камеру), мне становится неудобно, будто заставляют за интимностью подглядывать. Сейчас это, к сожалению, и элемент шоу, сознательный, или вот наряды какие-нибудь откровенные, или взмахи волосами – мы дожили до таких позорных времён, когда сплошное « я в искусстве». И Паганини и Лист тоже были шоуменами, но они же и уникальные личности, шоуменство им главного не затмевало.
Побочная партия тоже песенна и прекрасна. Там вступает и валторна, инструмент Венеры и любви, зелёных лесов, ведь побочная партия – традиционно «женская». Это она, по замыслу сонатной формы, в другой тональности, в другом королевстве, и с нею нужно объединиться и «пожениться» -  в конце в одной тональности жить.
А какие очаровательные приветы золотому классицизму в главной партии! Вы вновь услышите их в Репризе и обратите внимание: это две одинаковых фразы – одна на форте, другая на пиано. Много чудес скрыто в таких повторах, мне вспоминается нимфа Эхо в горах… И три маленьких вводных звука к побочной партии – переход. В экспозиции же этот переход через группетто – тоже так прекрасно!

Самое волшебное место во Второй части – тот момент, когда в абсолютной тишине пианист играет вот это «расходящееся – сходящееся», будто круги на воде – 4 одинаковых и три просто разошедшихся круга… Совершенно магическое место. В этой записи оно на 28.25, после того, как всё успокоилось. Место идеального равновесия. Да сам Шопен – место идеального равновесия! Хотя как только его иногда ни играют: то рафинированно-изломанно-утончённо, то сверхсладко и чувственно, то как-то очень бурно и хаотично ( исходя из своих взглядов на романтичность), то «тотально певуче» -  все жилы из него тянут… Чего ни наслушаешься только, пока не поймёшь – вот это приблизительно похоже на Идеал… И всё, что я перечислила – маленькое отклонение за грань, тонкую грань меры. И весь Шопен в этой тонкой грани.
Что же случается после этой волшебной медитации замирания и бессловесного глубокого переживания « в семь шагов»? А сверху скатывается нежащий поток, удивительно ласковый и трепетный. Помните начало вступления к Первой части: восклицание и нежный ответ – то ли брызги, то ли струение? Вот так ласково Шопен купает в своей стихии Блаженства.
Третья часть – танец света и веселья – всеобщий. Моё любимое место – на 37.25 – потоки, которые напоминают мне Этюд №24 и Прелюдию №24.
Концерт посвящён Калькбреннеру – он был выдающийся пианист и композитор, Шопен с ним сотрудничал, играл в 4 руки, но работать ассистентом в его школе отказался. Пишут, что произведения Калькбреннера были очень популярны тогда. А кто сейчас знает его имя, кроме профессионалов? Хоть один концерт Калькбреннера для фортепиано с оркестром играется сейчас и так любится людьми? Но, уверена – тогда ему жилось значительно лучше, чем Шопену. Хотя, в целом, эпоха была очень благоприятна для музыкального и литературного творчества, золотой век. Что же делать нынешним композиторам, когда уже всё сказано и написано ТАК -  я не представляю, очень им сочувствую. К тому же от простой мелодичности – самого естественного для человеческого организма – они отошли ещё в 20 веке. Люди же всегда будут жаждать только Красоты и никогда не откажутся от неё.

Эталонное, на мой взгляд, исполнение:

https://www.youtube.com/watch?v=ZR9HayZcZ2o


25.07.2024

Переслушала и Второй ( он же первый) концерт фа-минорный. Не кажется он мне учебным - настолько прекрасно изъявленье чувства. Как один поток... Не идите на поводу у критиков, принижающих произведение.
Читаю книгу Оржеховской и слушаю аудиокнигу А. Петрова о Жорж Санд.
Любой музыкант с трудом будет читать, когда встретит у Оржеховской ( кто она - так и не нашла в интернете) такие нелепости, как "ларжетто" вместо "ларгетто" -  и это постоянно, а не опечатка, и "фортитуры" вместо фьоритур. Как это так - писать о композиторе и не отдать на вычитку какому-нибудь музыканту?
Впрочем, ради собирания сведений о жизни Шопена, я переступаю через это. А когда прочла о мире шоуменов-виртуозов, снова поняла, что это не бич нашего времени что все люди таковы, одинаковы. Венцы тоже хотели песенок и танцев, и не желали углубляться в "серьёзную музыку", и цирка хотели, чем всегда и объясняется виртуозничанье и установка на то, чтобы поражать публику. Цирк - всегда более доступен, нежели драма. Хоть в целом 19 век очень был благоприятен для музыки, люди - были такими же.

Увидев и дальше много грамматических недоразумений, я подумала, что, может, это не Оржеховская виновата а переводчик из бумажного в цифровое, и читаю себе дальше. Мне интересно! Оржеховская пишет мягко, романтично, фантазийно.У биографа Жорж Санд А. Петрова всё по-другому. И удивительно, он доказывает, что Шопен не очень-то был революционером и даже не одобрял революции. Я думаю, он заранее предчувствовал - чем всё закончится... У Петрова в биографии очень трезвый рассказ, может, более фактический? И нужно собрать все рассказы, чтоб наконец-то понять - каким же был Шопен. Для чего мне это нужно? Я хочу каждую его ноту понимать ещё глубже, ещё лучше.
Хотя интуитивно я очень понимаю и одобряю - почему он, к примеру, Шумана не любил. С точки зрения высокого вкуса вот эта патетика, эта театральщина - "Шапки долой, господа, перед вами - гений!". Так и вижу, как этот гений морщился от неловкости. Не мог он ответить взаимной симпатией - они разные были. Но Шуман по-своему прекрасен, другой отдельный мир, и по-своему несчастен.
Шопен - моё хладини этим летом, во всех смыслах. Я его музыку впитываю, будто воду.

28.07.2024


Рецензии