Взгляд на душу. Гипотетические допущения
Так как же нанобактерии перескакивают в прокариоты? Естественно, я не знаю никакого точного ответа, но меня ведёт философия и мои размышления. Я делаю гипотетическое допущение - внешняя деятельность перескочила во внутреннюю, но хотя бы приблизительно - каким образом? Самой революционной на мой взгляд является здесь теория симбиоза - многие простейшие организмы живут друг с другом бок о бок столь тесно, что постепенно "сплавляются" друг с другом, но ещё точнее следовало бы говорить о захвате максимально сильными и доминирующими организмами менее развитых и сильных и использовании их внутри себя в виде органов. На сегодняшний день почти не оставляет сомнения подобное происхождение митохондрий и пластид. Приблизительно таково же и происхождение ядра у клетки с ядром - такая клетка как бы соединяет в себе свойства архей и бактерий, на мой взгляд это очень красивая и захватывающая теория, хотя и несколько пугающая. Если бы можно было спрессовать время и посмотреть данный процесс как зрелище, мы фактически увидели бы - как возникает "душа" и её "тело", в очередной раз убедившись, что они всегда возникают вместе, лишь в определённых акцентах опережая или отставая друг от друга. Душа опережает как деятельность вообще, которая уже происходит, несмотря на то, что единого представителя этой деятельности ещё нет. Многие организмы существуют так, что отходы одного из них служат пищей другому - теперь представим, что они соединяются и вот... вот он процесс метаболизма как единая субстанция налицо.
Итак, в этом смысле душа опережает, но является ли она при этом душой? Ведь она ещё не дана самой себе через данное тело. Это означает, что душа всегда опережает тело, как то, чего ещё нет, но что уже есть - как нечто присутствующее в своём отсутствии. Затем идёт процесс образования "тела" - подводящий основание под то, что есть, но чего ещё нет. Тело как бы подкатывает под эту деятельность его собственное основание - чтобы она перестала быть случайной, зависимой от внешних факторов, рассыпающейся - тело захватывается другим телом и само захватывает - при этом образуется головокружительная связь "друг в друге", которую позже Хайдеггер назовёт "бытие - в". Всякое живое тело - материальное воплощение этого "бытия -в". Здесь присутствует и насилие, и агрессия, но они были бы безрезультатны, если бы прежде насилия и агрессии не имело места "содружество" и взаимная польза. Тела как бы "добровольно-насильственно" соединяются. И вот, на таком синтезированном теле, а всякое тело оказывается именно синтезированным, заново проступает теперь и предыдущая "душа" или деятельность - она проступает как та же, но уже и не та же - поскольку душа теперь имеет свою опору (это "бытие -в" тела) и может отныне вести собственную историю своего разворачивания и развития.
Таким образом, мы видим, что душа пребывает "впереди" и "позади" тела, но никогда не "в нём" - во временном отрезке своего происхождения "впереди" и "позади"(как мы уже объяснили); и во временном отрезке своей жизни и существования "впереди" и "позади", поскольку единожды появившись, душа тотчас же ведёт, принадлежащее ей тело именно вперёд к новому развитию и свершению, но в то же самое время сама перескакивает куда-то лишь от нового тела. Перед нами вырисовывается картина бесконечной игры "самоподнимающихся ступеней" души и тела. Жизнь словно ухватившись за малюсенький плацдарм, демонстрирует нам невероятную степень упоения собой и стойкого мужества продолжения себя перед лицом небытия. И всё же перескок от неживого к живому значительней и революционней всех перескоков самого живого по его лестнице. Но что мы называем не живым, где мы проводим эту границу? Я предложила чёткий подход к такому вопросу: мы проводим эту границу там, где видим такую деятельность, которая осуществляется в живой клетке, но без тела. То есть - от того, что мы видим явно живым, мы движемся в поле неживого, находим там то, что действует определённым образом также как и в живом, но не имеет телесного аналога - рассыпано в своей деятельности. Вот она и есть прото-жизнь или не-жизнь, стоящая у порога жизни. И в нашем случае это оказались нанобактерии. И прекрасно, даже если откроют что-то ещё, мы уже и благодаря нашим нанобактериям сумеем многое понять и осознать в правильном русле.
Итак, душа это деятельность, которая "впереди" и "позади", или отношения, которые "впереди" и "позади" тела. Поэтому душа всегда "не на месте". Понимаю, что это очень странно звучит, но именно это и определяет постоянно движущийся и беспокойный характер души - она постоянно "не на месте" своего тела. Она есть время в этом смысле - время жизни этого тела.
Как же мы скажем что такое тело? Стоило бы оно хоть чего-то, если бы объединившись, потеряло душу, точно объединившиеся люди, которые не знают что им делать вместе и как им вместе быть? Ответ вы знаете сами и он известен каждому. Следовательно, тело есть "бытие внутри" или "бытие -в", как мы уже сказали и в тоже время оно есть и "материальный носитель" "впереди" и "позади" своего времени, то есть души. Эта двойственная природа самого тела сбивает с толку не менее, чем двойственная природа и самой души (потому что как нам отыскать "между" что лежит посередине "впереди" и "позади" души)? Искать не надо - это тело - тело и есть посередине - тело есть вечное настоящее, вокруг которого плещется беспокойная душа (время).
Свидетельство о публикации №121080105838