Взгляд на душу. Природное размышление

     Мы, конечно, можем спросить каким именно образом внешняя деятельность нанобактерии - её питание из подходящей ей среды, становится её внутренней деятельностью - то есть перестаёт быть зависимостью от внешней среды и становится активным поиском? Отметим прежде всего то, что в абсолютном смысле она вообще никогда не становится таковой - как бы бактерия не изощрялась сама подбирать себе еду, она всегда оказывается ограниченной в своих возможностях, даже если на место бактерии мы подставим такое живое существо как человек. Поэтому всегда возникает относительная самостоятельность, несущая на себе родовые черты в большей или меньшей степени преодолённой изначальной зависимости. Мы видим, что живая материя в отличие от мёртвой материи прежде всего становится гибкой. Она как бы использует не один сиюминутный вариант окружающих её условий, а всю палитру возможностей последней, живая материя словно бы выжимает всё из тех условий, в которых возникла и родилась. Жизнь многовариантна в сети своих разветвлений и реакций, и когда каждым из этих вариантов она начинает придавать отдельные тела, мы начинаем наблюдать визуально оформленное наполнение живой ткани. В каждой малейшей бактерии содержатся уже все виды некогда населяющие Землю, потенциально жизнь - сразу же ступень бесконечной разновариантности. В этом смысле жизнь всегда только одна - будь она жизнью комара или обезьяны, простейшей клетки или человека. Мы - воплощённая кровеносная система бесконечно разветляющейся и петляющей жизни. Так что приступая к жизни о всяких прямых связях можно забыть, каждая из них находится в плотном коконе, обвивающих её, косвенных связей. Грубо говоря, жизнь - это множество путей одновременно. То есть такое явление, которому мы удивляемся в опыте Юнга с электроном и двумя щелями - что электрон проходит сразу везде. И здесь жизнь, сама по себе, многое бы подсказала квантовой механике, да никто никого слушать не хочет - и ухо физика столь же косно, как и разум биолога.

    Жизнь повсюду. Не потому что она "кишит". А потому что сам принцип жизни таков - быть одновременно повсюду, и лишь поэтому жизнь и натуральным образом повсюду "кишит". Убейте её или устраните из какой-нибудь ниши, вы не успеете оглянуться как она тотчас же заполнит её вновь. Но эти натурально-наблюдательные процессы, столь увлекающие нас, нам следовало бы дополнить бытийно-мыслительными, и разглядеть любую жизнь как собрание или пакет множества возможностей. По моему мнению здесь бы даже лучше подошло название - бомба. Всякая жизнь это бомба и взрыв взаимообратимых бесконечных возможностей-путей. Наблюдая её лишь телесно или структурно, мы упускаем её дух, её главное веяние, поэтому если мы так уж хотим в силу привычки опоры на материализацию, то мы обязаны рассматривать как одна и та же душа материализуется в разных телах - видах и родах, как она растекается по своим вариантам. Нам требуется для умного созерцания жизни совершенно иной подход к её развитию и формированию, нежели тот, что мы имеем сейчас, потому что наш эволюционный подход слишком грубый и слишком неточный.

   Жизнь размножается, потому что она - избыточна, и видоизменяется, потому что она - бесконечная вариация самой себя в самой себе. Она - тот "золотой ключик", который каждый раз размыкает систему жёсткой причинно-следственной взаимосвязи и вставляет между ней принципиально неограниченное количество "а почему бы и нет" ещё-путей. Прямая линия - кратчайшее расстояние между точками - одна. А не кратчайшее расстояние между точками - или кривая или ломанная - множественны и принципиально не ограничены. Жизнь поселяется на них и около них, и занимается фактически двумя делами сразу - находит новый путь и материализует его в теле ( сначала в серии неудачных воплощений, а затем в серии удачных и стабильных). Но и удачное воплощение - не конец, и мы теперь и видим и понимаем "почему". Почему жизнь не устраивает ни одно из её прекрасных изобретений? Спросим - даже самое-самое лучшее - а есть ли оно? Тянет сказать, что это человек. Но природу не устраивает даже и человек? Верно. Будь воля природы, она не остановилась бы и на человеке - у природы нет наилучших вариантов - все "приближения", "пределы", "пики волн" - все до следующей горки, до следующего колебания, до следующей свободной флуктуации пути. Однако человек отрицает саму природу по существу и лишь этим он спасает самого себя и одновременно утверждает как наилучший вариант природы. В общем мы - самозванцы. Не природа приходит к своему "конечному идеалу", а человек объявляет себя венцом космической и природной деятельности. Сможет ли он оправдать такое самоназначение на столь великое место - не ясно. Но ясно то, что погружаясь в принципы самой природы, мы ещё не достигли того уровня, на котором могли бы убедительно самим себе показать, что мы и есть сердце этой нашей беспокойной матери и никак не иначе. Вопрос остаётся открытым, но крайне важным, поскольку в противном случае, самозванцы, а вместе с ними и их разум, и их бытие - всего лишь случайны.

   Но если мы не случайны, то как нам увидеть это? Или же второй вариант, который я тоже не хочу просто рассказывать о себе, а хочу явно видеть, если человек случаен, то пусть он убедиться в этом, как бы ни было тяжело перенести ему этот вариант. Здесь ударение приходится на слово "увидеть" и "понять", а не на слово - "случайны" или "не случайны" - благо и кошмар распределяется для человека не между двумя этими позициями, как обычно думают и считают, а между тем фактом, что мы не уверены и колеблемся, мы не знаем кто мы такие, и допускаем для самих себя принимать то одну, то другую сторону.


Рецензии