Сплин - Передайте это Гарри Поттеру -разбор стихов


Сплин - Передайте это Гарри Поттеру, если вдруг его встретите

Сегодня мы с вами рассмотрим качество стихов песни группы Сплин про Гарри Поттера. Песня очень неплохая на мой взгляд, и абсолютно политическая. Вполне в духе групп Кино или Наутилус Помпилиус конца 80-х годов. Я бы даже сказал что это типичный, классический русский рок. Что-то вроде возрождения жанра в 21-м веке. Респект Александру Васильеву!

Передайте это Гарри Поттеру
Если вдруг его встретите

Ну это просто вступление к песне, рифмы нет, но и рассматривать это не стоит. Не в этом наша цель.

Гарри, привет, как дела, приятель
Надеюсь, что ты там ещё не спятил
Низкий поклон тебе от всей нашей братии
С этих глухих болот
Нас окружают сплошные маглы
И рожи у них такие злые и наглые
А ты, как всегда, торчишь в своей Англии
На остальное задвинув болт

Сразу надо отметить как интересно Александр Васильев рифмует строки. Очень поучительно, обратите пожалуйста внимание! Надо рассматривать сразу по два четверостишия, так как в каждом четверостишии между собой рифмуются только первые три строки, а четвертая рифмуется с четвертой строкой второго четверостишия. Очень любопытно, не припомню еще подобных примеров. Да и для рассмотрения это гораздо сложнее конечно.

ПрияТЕль — не спяТИл — браТИи — не супер, но вполне можно считать неплохой НЕправильной рифмой. Три раза подряд зарифмовать слова с одинаковыми окончаниями крайне сложно, тем более песня смысловая, политическая, тут ради красного словца придется идти и не на такое. Если брать только рифму прияТЕЛь — спяТИЛ — тут идеально на мой вкус.
БОЛоТ — БОЛТ — тоже не скажу что шикарно, но вполне допустимая НЕправильная рифма. Аж 4 одинаковые буквы, если бы еще вместо О в слове болот была какая-нибудь глухая согласная, то было бы приятнее на слух.
мАГЛЫ — нАГЛЫе — АнГЛИИ — хорошая НЕправильная рифма.

Гарри, скорей прилетай, ты нужен
А то нерушимый совсем разрушен
Из всех проплешин, из всех проушин
Они выкачивают нефть и газ
По воле Бога и согласно плану
Скоро нас всех поведут на плаху
Ты захвати волшебную палку
Чтобы двинуть им между глаз

НуЖЕН — разруШЕН — проуШИН — пожалуй можно считать отличной рифмой. Ж — Ш — всегда можно приравнивать и заменять в окончаниях.
ГАЗ — ГлАЗ — хорошая НЕправильная рифма. По три одинаковых буквы в окончаниях слов — близко к идеалу.
Плану — плаху — палку — слабовато, тут и на НЕправильную рифму недотягивает. Еще пЛАнУ — пЛАхУ как-то смотрится как Неправильная рифма, но плаху - палку это уже перебор.

Гарри, всё это не очень нормально
Жизнь, как качели - то вира, то майна
Так что дружище, биткоины майня
Не забывай про нас
Не забывай, и почувствуй, волшебник
То, как на шею давит ошейник
Не забывай нас - ты слышишь, отшельник
Иногда покидай Парнас

НорМАльНО — МАйНА — МАйНЯ - пожалуй можно считать неплохой НЕправильной рифмой.
НАС — парНАС — идеально, по три одинаковых буквы в окончаниях. Ничего не скажешь.
ВолШЕбНИК — оШЕйНИК — отШЕльНИК — просто невероятно! Супер! Идеально! Обратите пожалуйста внимание на эту рифму - это шедевр! Тут не только по три одинаковые буквы в конце каждого слова рифмы, что уже идеально, тут еше скрыта НЕправильная рифма, и в итоге получатся с учетом ШЕ по пять одинаковых букв в окончаниях. Очень здорово конечно!
Ну и потихоньку в песне появляется политика.

Гарри, я знаю, что ты услышишь
В наши края навостряя лыжи
Как мы зовём тебя здесь, ведь ты же
Возьмёшь в Duty Free Single Malt
Хоть на метле или там, трамваем
Дуй к нам сюда, мы тут ходим краем
Под тем, чьё имя мы даже не называем
Хотя, это — Voldemort

УслыШИШь — лЫЖИ — тЫ ЖЕ — вполне качественная НЕправильная рифма. «Ты же» — типичный прием Высоцкого, смыкать слоги из разных слов и тем самым получать рифму. Обратите внимание. Можно использовать всегда.
МОлТ — волдеМОрТ — неплохая НЕправильная рифма. Не идеально, но здесь уже речь идет о серьезной политике, ради хлесткого слова необходимо идти на жертвы в качестве стихов. Сами понимаете что Voldemort — это собирательный образ злодея. Здесь по сути может подразумеваться и Ельцин, и Путин и тот кто будет после них. Песня всегда будет актуальна, так как наши власти никогда не заботились о качестве жизни народа, да и не будут никогда!
ТрамвАЕМ — крАЕМ — назывАЕМ — идеальная рифма!

Гарри, трибуны пусты, как видишь
Фанаты уже не поднимут кипиш
Никто теперь не играет в Quidditch
Мы тут вымерли все почти
Маглы совсем охренели, Гарри
Мир почернел от дыма и гари
Если б ты видел все эти хари
Ты бы разбил очки

вИдИШь — кИпИШ — квИддИЧ — не сказал бы что это хорошо. Пожалуй слабовато. Хотя сочетания букв Ш — Ч неплохое, хоть и не очень, а также в отдельных словах прослеживается сочетание ВИДИ, все это несколько улучшает восприятие на слух.
пОЧтИ — ОЧкИ — очень плохо звучит несмотря на три одинаковые буквы в конце каждого слова Неправильной рифмы. Тут незачет.
гАРРИ — гАРИ — хАРИ — идеально!

Гарри, всё это не очень нормально
Жизнь, как качели - то вира, то майна
Так что, дружище, биткоины майня
Не забывай про нас
Не забывай, и почувствуй, волшебник
То, как на шею давит ошейник
Не забывай нас - ты слышишь, отшельник
Иногда покидай Парнас

Это повторение, про это я уже писал.

Гарри, прощаюсь с тобой на этом
Как же сказать, как поэт с поэтом
Позволь мне закончить одним куплетом
Перед тем, как сказать "Adieu"
Вчера шёл король весь крутой и гордый
И мальчик сказал: "Король, ты голый"
Мальчику тут же с ноги проломили голову
И пришили ему статью

ЭТОМ — поЭТОМ — куплЕТОМ — идеально, по сути Э и Е здесь созвучны, можно считать что по четыре одинаковых буквы в конце каждого слова рифмы.
АДЬЮ — стАТЬЮ — идеально. Д и Т всегда можно заменять в окончаниях слов рифмы. Обратите внимание на эту рифму и обязательно используйте.
 ГОрдый — ГОлый — ГОлову — очень слабо. Нельзя считать это НЕправильной рифмой. Но здесь опять жесткая политика, поэтому надо проявить снисхождение. Хотя например сочетание ГордЫЙ — ГолЫЙ — вполне неплохая НЕправильная рифма, а ГОЛый — ГОЛову — слабее уже.

Теперь он не пьёт лимонад из бутылки
Теперь он сидит: то в Крестах, то в Бутырке
То морщит свой лоб, то чешет в затылке
Но не понимает за что
За что нам всё это - скажи, Поттер Гарри
Сотри с филосовского камня все грани
Попивая пивко, поедая карри
И взирая на мир из-за штор

буТЫлКИ — буТЫрКЕ — заТЫлКЕ — идеально, плюс здесь есть идеальная НЕправильная рифма. Отличное сочетание, обратите внимание. Второй раз в песне такое, Александр Васильев определенно очень силен как поэт!
За ЧТО — ШТОр —  на мой вкус вполне допустимая НЕправильная рифма.
гАРРИ — гРАнИ — кАРРИ — слабовато. Обратите внимание что в Неправильной рифме Александр Васильев допустил перемену мест самых звучащих букв — вместо АР — РА. На мой взгляд это не очень, но такое вполне часто можно встретить у разных поэтов, так что можно пользоваться. Обратите внимание.

Гарри, всё это не очень нормально
Жизнь, как качели - то вира, то майна
Так что, дружище, биткоины майня
Не забывай про нас
Не забывай, и почувствуй, волшебник
То, как на шею давит ошейник
Не забывай нас - ты слышишь, отшельник
Иногда покидай Парнас
Гарри, всё это не очень нормально
Жизнь, как качели - то вира, то майна
Так что, дружище, биткоины майня
Не забывай про нас
Не забывай, и прочувствуй, волшебник
То, как на шею давит ошейник
Не забывай нас - ты слышишь, отшельник
Иногда покидай Парнас

Это повторение, про это я уже писал.

У-у, у-у, у-у
За что нам всё это - скажи, Гарри Поттер
У-у, у-у, у-у
За что нам всё это - скажи, Гарри Поттер
У-у, у-у, у-у
За что нам всё это - скажи, Гарри Поттер
У-у, у-у, у-у
За что нам всё это - скажи, Гарри Поттер
У-у, у-у, у-у
За что нам всё это - скажи, Гарри Поттер

Ну это просто завершение песни, не оцениваем.

Итого что мы имеем? Из 21 возможной рифмы идеальных или хороших — 16. Ну может с небольшим натягом. Не скажу что это супер. В обычных стихах должно быть больше точных рифм, пожалуй до 85-90%. Но для песни и такого количества точных рифм вполне хватает. Но все же следует сделать скидку на то что песня очень смелая, на 100% политическая, против любой власти, что всегда откладывает отпечаток на качестве стихов. Не просто рифмовать политику, скажу вам по своему опыту. Большой респект Александру Васильеву за смелость и возрождение жанра русского рока!


Рецензии