Вечереет над крепостью старой

Каменец-Подольскому, с памятью и любовью...

Вечереет над крепостью старой.
Розовеет мазками закат.
И луна в полумрака оправе
Обращает застенчивый взгляд.
 
Из оврага повеяло влагой,
А собравшийся легкий туман –
Будто дух этих мест величавых
Вышел к ночи гулять по тропам.
 
Вечереет. И крепости древней
Верно снятся глубокие сны.
Будто рокот кровавых столетий
Отдаленно доносит из мглы.

Опьяненная влагой пахучей
Будто сладостно бредит душа.
Будто шепчут подольские кручи
Ей какую-то быль не спеша.
 
Хоть закат окровавлен и красен,
Но под властью его колдовства
Крепость кажется чудом из сказки,
А не местом, где длилась война.               

Стих сложить здесь – совсем не работа:
Уместить попытайся в слова
Чудо мира, что бог и природа
Под твои поместили глаза.

Попытайся, как кистью художник,
Просто словом с натуры писать,
Понимая, что слово ничтожно,
И не сможет всего передать. 

О душа, что играя словами,
В них срастается с чудом земли!
Об одном лишь тебя умоляю,
Пока жив я – пиши, не молчи. 

И в последнем подлунном мгновеньи,
В распоследний мой выдох и вдох,
Подари мне как благословенье
Зазвучавший таинственно слог...

Каменц-Подольский, июль 2018, Старая Крепость.


Рецензии
Мне всегда интересно, Николай, как Вы видение окружаещей реальности преломляете через себя и в результате главным героем произведения становитесь или Вы, или неотделимая от Вас душа. Что для меня одно и тоже.
Вашу пьесу о Караваджо прочитал. Не сразу полностью, конечно, но прочитал. Что сказать - полное погружение в реалии его века и его жизни. Конечно, основные вехи творчества и бытия Караваджо я знал и до этого, но чтение Вашей пьесы - это как будто безжизненные кости вдруг покрываются плотью, нервами, кровью и начинается круговорот жизни, чувств, сомнений и боли. Честно скажу - не понимаю, откуда у Вас такие знания той реальности (поведение персонажей, особенности разговорного языка и иная специфика). Это не просто подкупает - это потрясает. Вы написали так, что в текст вживаешься. Переживаешь, сочувствуешь, возмущаешься.
С уважением,
Владимир.

Владимир Скакун   06.08.2021 18:34     Заявить о нарушении
Добрый вечер, Владимир.
Давно вас не было. Как вы?
Спасибо за рецензию и прочтение пьесы.
О стихе - он простой. Сидел чудным вечером над обрывом и написал. Лирика и поэзия вообще - искусство самовыражения. вы согласитесь конечно. Даже когда вы пишете о глобальном и общем - всё равно выражаете себя, осмысление и переживание вами мира. Объектной поэзия обычно становится внутри тех или иных тоталитарных форм сознания и существования. Это есть в знаменитом сталинском о Мандельштаме или Платнове - какое дело есть народу и советскому человеку до того, что он мол поссорился с женщиной и знал несчастную любовь? Самовыражение определило концепцию музыкального романтизма. Кучкисты ратовали не за "барское" искусство исповеди и слюнтявых чувств, а за искусство народное, национально своеобразное и довлеющее, объектное. Романтизм как концепцию философско-экзистенциальной исповеди пересадил на русскую почву Рубинштейн. Однако, стишок слишком простой, чтобы так серьезно по его поводу мудрствовать.
Что до пьесы... Послал ее, как и роман, на один конкурс, но она конечно не постановочно по причине очень длительных монологов и сегментов диалога. Суть задумки была - показать драму личности и свободы в жизни, творчестве, отношениях с людьми и религиозной верой, связать это с пониманием творчества Караваджо и попытаться сделать это с художественной правдой событий, сцен, действий.. Я не знаю удалось ли, но проживал и работал вдохновенно, а сейчас сам читаю с удовльствием. И работая над огромным текстом эссе о Караваджо. стараюсь не путать реальность художественную и фактическую ))) как и Рубинштейн, Караваджо знаковая история для меня. Я много его видел, нос к носу, как всегда шучу. Я много о нем почувствовал и понял Кое что написал и так сказать "издал", а сейчас дорабатываю, включая рефлексию над живописью вообще. И с радостью обнаруживая, что во-первых - вправду много видел, а во-вторых - научился о виденном думать
Спасибо за теплые слова. Я не знаю, насколько они справедливы.
Я обязательно загляну к Вам на страничку.
Спасибо, с уважением


Николай Боровой   06.08.2021 22:54   Заявить о нарушении
Ваш ответ, Николай, по обыкновению заставляет задуматься и открыть для себя что-то новое.
Думаю, что неважно простое стихотворение или сложное. Важно, как оно ложится на душу читателя и какие эмоции пробуждает.
По поводу пьесы - по-моему она вполне постановочная. Именно продуманные диалоги и монологи оставляют широкий выбор игры для актёров. Мимика, жесты, позы. Движение души и мысли. В пьесе нет статичности, как скучности.
С уважением,
Владимир.

Владимир Скакун   07.08.2021 16:38   Заявить о нарушении
Я Владимир, в молодости играл... Много не успел, но Петруччо и Медведя случилось. Человеческая память это не поднимет. ))) Спасибо.

Николай Боровой   07.08.2021 16:49   Заявить о нарушении
Да, про человеческую память я как-то не подумал. Возможно Вы и правы, Николай.

Владимир Скакун   07.08.2021 16:50   Заявить о нарушении