Я не знаю, кого обвинить...
* * *
Всеволод Емелин. Фейк ньюз.: – Москва, ОГИ, 2020. – 152с.
Я НЕ ЗНАЮ, КОГО ОБВИНИТЬ…
Как-то подспудно всё время ждёшь, что вот-вот и остановится литературный конвейер под названием «Всеволод Емелин». Не из-за смерти поэта – упаси бог! – а от усталости его, как автора, от нашего неменяющегося бытия, от его собственных литературных агиток. Потому и не видно каких-то прорывов в последнем – по времени издания - его сборнике. Похоже, больше и не предвидится, судя по глухой интонации уставшего от жизни человека:
«…У которых миска с лапшою,
Рюмка водки да чёрный хлеб.
Ничего у нас нет за душою,
Кроме ваших духовных скреп…»
(«Мы и вы»).
И да, злоба дня не то, что преобладает - весь сборник состоит из неё. Этакая хроника повседневности. Тема же, по сути, одна: вертикаль власти в разных её проявлениях и маленький человек у её подножия:
«…С корабля современности
Нас спихнули давно,
Как враждебные ценности,
Как немое кино…»
(«На правах рекламы. Песня про рюмочную»).
Но не всё так просто. Как и В.Емелин не из простых, так и его лирический герой (ЛГ) отнюдь не из глубин народных. Это маленький, придавленный государственной машиной и ура-патриотическим общественным мнением либерал, который периодически пытается выдать себя за представителя глубинного народа. Он, либерал, хочет, чтобы его хотя бы услышали:
«Народ глубокий – он не идиот,
Всё понимает, лишь сказать не может,
Но есть у нас, кто скажет за народ,
Да скажет так, что проберёт до дрожи…»
(«По поводу историософской статьи В.Ю.Суркова – 1»).
Что касается политики, то здесь автор в своей тарелке, благо есть, что критиковать, потому что ни в одной стране мира ничьё правление не обходится без ошибок и перекосов, ничья жизнь не похожа на райский сад, чем Россия лучше? Коронавирус и карантин –
«Нынче не до либидо:
Накрывает нас с головой
Загадочного Ковида
Второй волной…»
(«Песни второй волны»);
…поправки в Конституцию –
«…Почему так важна поправка в Конституцию
О сохранении памяти исторической?
Потому что у нас некоторые, когда нажрутся,
Дальнейшего не помнят категорически…»
(«Поправки»);
… и несменяемость Путина-
«…Пусть не очень ясно, в Аду или в Раю я
Окажусь по решению Страшного судилища,
Но утешает, что в ящик сыграю,
Я теперь точно при власти Владимира Владимировича…»
(«Через три дня»);
… маленькая пенсия и помощь дружественным режимам –
«…За окном минус пять по Цельсию,
Всё скрипит пожилое тело,
А мою долгожданную пенсию
Переправили в Венесуэлу…».
(«Рождественский романс»)
Похоже, что больше всего – но подспудно, т.к. «…И теперь родное начальство/ По закону не оскорблять…», – не доволен ЛГ В.В.Путиным, слишком тот долго сидит на президентском троне. Но кто вместо него, что вместо существующего режима? – не даёт ответа. Как говорил в своё время И.В.Сталин: «Критикуешь – предлагай; предлагаешь – делай; делаешь – отвечай». ЛГ (да, похоже, и автор) так и застрял на первой стадии этой триады. А ответ, возможно, прост до безобразия: поэт постарел и вся его желчь – это зависть к продолжающей жизни. А ему тоже хочется движения, встряски… Но силы не те и время не то…
Отсутствие смысла жизни даже у одного человека – несчастье. Непонимание происходящего даже одним человеком – драма. Драма зря прожитой даже простым человеком жизни, по сути, трагедия. И кажется после прочтения сборника, что главная-то проблема автора-героя – отсутствие большой цели. Бессмысленность жизни. Но даже такую лирическому герою не дают прожить так, как он хочет – хотя бы без политических заклинаний, без жертвенных закланий:
«…Сколько их рвалось из всех сухожилий,
Сколько теперь на погосте лежит.
Раньше я думал – они не дожили,/
Сейчас понимаю – я пережил…»
(«Сентябрьская лирика – 1»).
Поэтому можно смеяться над ЛГ Емелина, можно крутить пальцем у виска, попрекая недоделанного либерала непониманием важности исторического момента поднятия России с колен, можно уверять в неколебимости духовной связи нынешнего с прошлым – и перспективным будущим, не сомневаться в святости и необходимости пребывания ВВП у власти «ныне, присно и во веки веков», но куда деть боль от потерявшегося во времени и пространстве простого человека, мещанина, обывателя, который хочет, чтобы ему дали жить спокойно, без постоянного промывания мозгов, и в хоть в каком-нибудь достатке? И вот здесь из фигуры неприкаянного либерала проступают черты классического маленького человека, вновь в изобилии появившегося у нас с возвращением капитализма:
«…Тунеядцы и алкоголики,
Как сказал большой человек,
Мы должны играть свои роли,
Доживая недолгий век…».
(«Развёрнутый ответ Александре Сашневой на её вопрос в Фейсбуке»).
Поэтика В.Емелина и её оформление не меняются: среди квадратных, словно рубленных строф случаются длинные, будто одические, строки; часты сбои ритма и смена метрики в пределах одного стихотворения; смена рифмовки по ходу стиха; никаких метафор и прочих поэтических виньеток; ирония и сарказм (иначе и читать бы не стоило) - ничего не забыто? Ах, да, нецензурная брань, как щепотка перца в этом заковыристом вареве. Слава богу, в отношении 18+ автору не изменяет чувство меры – рассыпан мат редкими порциями, без перебора.
И таки да, у сборника есть редактор, но, к сожалению, нет корректора – несколько грамматических ошибок вылезают при чтении. Но на фоне тиража в 1000 экземпляров сборника – это ведь не смертельно?
* * *
Свидетельство о публикации №121072803838