И снова о Ней

И СНОВА О НЕЙ.
Аналитическое эссе по стихотворению Виктора Пашкова
"Зачем встречаться, видеться , звонить"
http://stihi.ru/2014/11/23/4166

"Человек не зверь и не ангел;он должен любить не животно и не платонически, а человечески"
В.Г.Белинский о любви.
"В любви равно участвуют и душа и тело; в противном случае любовь неполна: мы не духи и не звери"
Иван Гончаров. "Обыкновенная история".

Да снова о Ней, о Любви, которая занимает так много места в творчестве поэтов всех времён, которая наполняет смыслом существование человека, а ещё лучше сказать, по моему мнению, - основа всего сущего на земле. Это сама Жизнь.
Остановлюсь на одном из стихотворений поэта из арсенала стихов его любовной лирики, волнующей и покоряющей, в которой поэт передал жизненные моменты и переживания, описанные в различных тональностях: радости и восторга, грусти расставаний, невероятных сомнений в женщине, когда-то покорившей сердце поэта, разочаровавшей его.
Именно в оттенках охлаждения написано стихотворение, на котором я сегодня остановилась, взглянув под другим углом на сказанное поэтом.
Остановлюсь на начальных строчках первой и второй строф.
Не характерные для поэта вопросительные предложения, в которых повторяется слово "зачем" и проставлены вопросительные знаки, указывающие на импульсивность сказанного:
" Зачем встречаться, видеться, звонить
и говорить друг с другом ни о чём?.." и начало второй строфы:
"Любить…по – прежнему…зачем?.. Кого? – ".
В этих вопросительных предложениях заложен сюжет.
Был повод у поэта, чтобы задать вопросы. Сразу делаю вывод: он желает расстаться с женщиной, которая "мучила и мучилась", а любовь, как оказалось, прошла.
Дана характеристика той, с которой были долгие отношения:
"В тебе сквозит притворство, меркантильность и свобода
От обещаний:
встреч когда-нибудь, простых звонков и адресных безумств -" .

Этого вполне достаточно, чтобы разорвать отношения с возлюбленной, очаровавшей когда-то внешним шармом, сумевшей вызвать желание любить, быть любимым ею.
Такова ткань произведения, в которое мне снова захотелось погрузиться.
Автор не просто рассказывает о приближении разрыва.
Посмотрим, как он выстраивает свои мысли.
Два предложения, отмеченные в начале отклика, можно назвать "вопросительно- риторическими". Не просто задаёт вопросы поэт в своём монологе, он, раздумывая, словно убеждая себя, уже принял решение о расставании.
Эти предложения вполне можно заменить на "Не нужно встречаться, видеться, звонить и говорить друг с другом" Второе предложение носит более конкретный смысл:я тебя не люблю.
Из трёх строф остановилась сначала на двух, сужая всё пространство стихотворения к третьей строфе, заключительной.
Весь объём произведения сосредоточился в трёх строчках:
"ТЫ ГЛУБИНЫ ЗА ЖИЗНЬ НЕ МЕРИЛА МОЕЙ, -
А ТАМ ДНА НЕТ:
ТАМ БЕЛАЯ ЖИВАЯ БЕСКОНЕЧНОСТЬ."
(Крупный шрифт мой).

Помня эти строчки, перечитывая их, каждый раз испытываю шок от сказанного автором.
Квинтэссенция произведения. Беспредельность космоса в словах, сказанных автором о себе, о своём понимании нежного чувства.
БЕЛАЯ - значит ЧИСТАЯ, ЖИВАЯ- ЖДУЩАЯ,, ЧТО ЕЁ ПОЙМУТ, глубина души поэта.
В ней не только чистота и ожидание, в ней звучит обида от равнодушия и непонятости, раня и на какое-то время, пока раны не зарастут, убивая само желание жить, разочаровывая. Так бывает! Горько, больно, трудно пережить, успокоиться, забыть!
Сродни предательству, что не прощается, ведь "предаёт" человек, котрый был близок но , оказалось, "надежды пусты". "...своя печаль сильнее и острей..."
Выделенными строчками автор объясняет, как он понимает ЛЮБОВЬ.
Можно перечитать цитаты из произведений В.Г. Белинского и И. ГОНЧАРОВА в эпиграфе о том, что любовь должна быть "человеческой" и в ней "участвует душа и тело"
В выделенных словах поэта речь идёт о душе. Только при душевном взаимопроникновении возможно настоящее нежное чувство.
Эти заключительные строки можно назвать "произведением в произведении".
Да, именно так. Строчки "высветились", поражая и заставляя снова и снова проговаривать их мысленно, представляя, как же открыта ждущая понимания, сгорающая в пожаре его чувств и страстей, словно раздетая под ледяным дождём или обжигающим солнцем пустыни, душа, его "бесконечность, которой "дна нет".
Можно говорить и размышлять над ними, помня другие стихи автора, где он высказывается о себе. Это может быть не только любовная , но и филосовская лирика. "За кадром", в сюжетах этих произведений слышу его слова о "белой живой бесконечности" в его сознании, мыслях, в его беспокойной, мятущейся душе.
Примеры таких стихотворений.
1."Я хочу полежать в тишине". http://stihi.ru/2021/04/07/1954

Звуки стихли.
Замёрзла спина.
Нет, не чувствую. Видимо, помню.
Вижу розовый свет из окна,
и молюсь
за оставшихся
скромно.
///////
2."Я знаю одиночество на ощупь". http://stihi.ru/2014/11/02/2771
Я знаю одиночество на ощупь:
Когда уже никто нигде не ждёт,
А в глубине омытый жизнью остров
Идёт на дно осенних стылых вод.
Сказать – кому?
Увидеть - невозможно,
Да и зачем: округе всё равно -
Гораздо проще разбираться в сложном
Сплетении характеров в кино.
///////
3."Надо встать и уйти не прощаясь"
http://stihi.ru/2018/09/28/1050
Надо встать и уйти, не прощаясь,
от себя, от друзей и врагов,
и, монахом по жизни скитаясь,
не касаться её берегов.
///////
4."Конечно, могу на сцене" http://stihi.ru/2018/05/26/1378
Стихами пишу сценарий,
копируя жизнь, как есть:
сюжетная цепь страданий,
фанфары, обман и лесть.
Сюжеты мне не исправить:
не Бог - я не знаю как, -
спектаклю не видно края,
а в зрительном зале мрак.
5. Проживая стихи поэта, а не просто читая, слышу эти строки в стихотворении
"Уйду" http://stihi.ru/2017/03/19/4371
Уйду.
Мне ничего от вас не надо:
вы собрались по случаю вокруг.
Не надо лгать,
травить учтивым ядом,
при встрече говоря, что я ваш друг.
///////

Возможно ли это действо, заглянуть в душу человека? Возможно ли любить и "телом ,и душой"?
Ответ на этот вопрос можно найти а стихах любовной лирики Виктора Алексеевича Пашкова.
Перечитала, пересмотрела одно из лучших произведений любовной лирики, выделив в нём строки , которые считаю неповторимыми по сути и очень полно представляющие читателям , вникающим в эту работу автора и в другие его стихи, в том числе и философской лирики, цельность личности поэта.


Рецензии