Актёры не могут научить ораторскому мастерству
Как минимум, потому что они им не владеют.
Говорю это на основании своего более двадцатилетнего опыта публичных выступлений (я начала в десять лет), десятилетнего опыта обучения других людей общению и ораторскому мастерству, трех театральных студий.
Помню, как много лет назад я была на открытом уроке студии пластического театра. К тому моменту, театр я этот любила. Уже, наверное, год поглядывала в сторону их студии для непрофессионалов.
И вот на этом открытом уроке перед потенциальными участниками выступают режиссеры-актеры театра. И они же преподаватели театрального ВУЗа. И его давние выпускники.
Рассказывают о том, что будет на занятиях. Пытаются привычно для начала спектакля шутить.
Но здесь не находят отклика.
— А вы что, студенты? — надменно спрашивает их одна девушка из зала, искренне не понимая, кто перед ней.
Опа! Непривычная для актеров ситуация.
Ведь здесь нет сценария, нет роли, которую нужно играть.
Но и навыков живого общения с аудиторией не из роли нет. Навыка самопрезентации и презентации продукта.
Того самого ораторского мастерства нет.
Я тогда уже в раздевалке после занятия с увлечением рассказывала о студии, о театре, о ее чудесных педагогах. И минимум с двумя моими слушательницами, новыми знакомыми, мы пошли в эту студию. И не факт, что они бы решились на это без моего убеждения.
А еще я однажды ради интереса ходила на открытое занятие по ораторскому мастерству к одному известному актёру-режиссеру. Народу было много. Наверное, больше, чем на малой сцене театра.
А толку, на мой взгляд, было мало. Потому что на сцене была игра актёра, а не речь оратора.
Актер, уходя со сцены, становится собой.
Оратор, входя на "сцену", остается собой.
Актер не несёт личной ответственности за слова, сказанные на сцене.
Оратор обязан отвечать за свои слова, где бы он их ни произнес.
В большинстве своём актеры и режиссеры, которые учат ораторскому мастерству, играют роль ораторов.
И обучают актерскому мастерству. Элементы которого, безусловно, есть и в ораторском деле. Так же, как элементы ораторского — в актерском.
— Оратор должен соединить в себе тонкость диалектика, мысль философа, язык поэта, память юрисконсульта, голос трагика и, наконец, грацию и жесты великих актёров" — более двух тысяч лет назад утверждал римский оратор, философ и государственный деятель Цицерон.
Не всё актуально на настоящий момент, но и сейчас во главе угла ораторского мастерства — самостоятельное, глубокое мышление, логика и аргументация. Умение располагать людей лично к себе и оправдывать их доверие.
Разницу между актерским мастерством и ораторским так выразил Жан Жак Руссо, франко-швейцарский философ, писатель и мыслитель эпохи Просвещения:
— Оратор, проповедник тоже показываются перед публикой собственной персоной, подобно актеру… Но тут большая разница. Оратор появляется перед слушателями для того, чтобы говорить, а не для того, чтобы выставить себя напоказ: он выступает в своем собственном виде, играет не кого-то другого, а только самого себя, говорит непосредственно от своего имени, выражает или должен выражать только свои мысли; поскольку человек и действующее лицо здесь едины, он на своем месте… Но актер на сцене, разыгрывая чужие чувства, произнося лишь то, что ему указано, растворяется и как бы исчезает в своем герое».
Я не совсем согласна с этим высказыванием. Но в главном, да.
Мы, ораторы, продолжаем жить свою жизнь. И когда выступаем на рабочем совещании. И когда защищаем дипломную и исследовательскую работу. И когда представляем свой продукт. И когда решаем конфликт. И когда признаемся в любви, в конце концов.
Актёрство, наоборот, помешает нам создать доверительный контакт с людьми и достигнуть желаемых целей. Помешает создать теплые и искренние отношения.
Хотя, повторюсь, инструменты актерского мастерства есть и в ораторском деле. Только применять их необходимо иначе, нежели в актерском.
И если актёр отдельно учился этому, а также приобретал другие навыки, обучаясь ораторскому мастерству, то, конечно, и он им владеет. Ну а достаточный ли это уровень, чтобы обучать людей ораторскому мастерству, это уже другой вопрос.
Актёры и режиссеры не могут научить ораторскому мастерству, потому что им не владеют. Зато их фамилии и лица известны и привлекают внимание.
Привлекают внимание тех, кто под ораторским мастерством подразумевает что-то такое, где нужно играть роль, делать красивые жесты, кайфовать от себя и внимания, не сильно заморачиваясь о смысле.
Но научить ораторскому мастерству в том виде, в котором его понимаю я, как продолжение личности, актеры не в состоянии.
22 июля 2021
Свидетельство о публикации №121072604628