Старообрядцы - русские протестанты

Реформа Никона соответствует западной реформации, только протестантами оказались противники Реформы: старообрядцы. В.Б.Микушевич
Парадокс в том, что Никон по духу был именно протестант и обновленец, старообрядцы же отстаивали чистоту Православия на тот исторический момент, что и засвидетельствовано святостью протопопа Аввакума и боярыни Морозовой - достаточно почитать их жизнеописания, чтобы убедиться в этом. Но ведь никто не будет оспаривать святость Серафима Саровского, Иоанна Кронштадтского, Оптинских старцев... А Батюшка Серафим сказал одному из них, что Церковь Московского Патриархата - большой корабль, а их община - маленькая лодочка, которая не тонет лишь потому, что привязана, сама того не ведая, к большому кораблю Церкви. Что же произошло? Куда делась эта историческая правота старообрядцев? Она осталась в тех, кто сберег чистоту духа - и каждый русский человек при соприкосновении со старообрядцами чувствует что-то чрезвычайно ценное в них, ещё более русское, и ныне утраченное... Не сохранили духа те, кто ожесточился на официальную Церковь... Те, кто серьёзно изучал старообрядчество, бывал в их скитах, говорят, что их праведники не имеют никакого ожесточения по отношению к "никонианам", отзываются тепло и мягко о "большой" Церкви. Вот чего нужно беречься - духа злобы. Ошибаются те, кто хотят всё чисто механически соединить и объединить. Всё уже соединено, но не на поверхности, а на большой глубине. Опасность в расколотом сознании. Глубину можно искать и находить где угодно - куда тебя привел Господь. Если надо будет идти дальше, будет и подсказка от Господа. Я всегда внимательно и бережно относился ко всяким "духовным крайностям" - они несут в себе какой-то необходимый духовный заряд, некий жизненный витамин, нельзя им следовать, но прислушиваться и брать на вооружение то, что они говорят, полезно. В расколе не бывает правых и виноватых - виноваты обе стороны, допустившие раскол. И ближайшей реакцией на раскол стала фигура Царя Петра, по-своему чистого и даже святого человека, просто показавшего своей стране, чего она заслуживает, утратив чистоту и цельность духа. А потом, спустя два века, пришел черед и революции... Были "звоночки" перед расколом - прежде всего, споры нестяжателей и иосифлян... Можно сказать, что лукавый отомстил Святой Руси за явление ею Сергия Радонежского и созвездия его учеников... Сердце подсказывает мне, что что-то очень важное случилось в царствование Иоанна Грозного, неслучайны нынешние споры вокруг его имени... От одного историка я слышал, что существуют документы, с абсолютной точностью свидетельствующие о том, что в 17-м вере Царь Иоанн был официально признанным Церковью местночтимым московским святым... Сейчас, когда люди возвращаются к вере из состояния духовного нуля, из состояния дикарей (потому и висели по квартирам в советское время всякие страшные языческие маски - была такая мода) - есть возможность глубоко нырнуть в веру, вернуться к самым корням... И нужно постараться уврачевать все былые раны и расколы, и вернуть дух Святой Руси, а не больной Царской Российской империи, чтобы Преподобный Сергий снова благословил нас и мы одержали новую победу на святом Куликовом поле. Думаю, именно этого когда-то хотел и стремился к этому Святой Царь-Мученик Николай Александрович. 22.12.2017

https://proza.ru/2022/10/21/1090

https:// ridero.ru/books/kommentarii_k_probleskam_mikushevicha/ - бумажный вариант книги


Рецензии