хотелось бы писать хорошие стихи

Это очень правильно. Все хорошие стихи написаны так, что читателю хочется спросить: «Но что же дальше? Чем же всё кончилось? И вообще, о чем же он тут пишет?». Кстати, то же самое относится и к хорошей прозе, но не так резко. Поэзия состоит на  80% из эмоций и чувств, на 10% из размышлений и философий, и ещё на 10% из наблюдательности и эрудиции.

Фоном стиха должна быть завуалированная   реальность. Желательно историческая. Но может быть и сегодняшняя. Политики в стихах быть не должно. Я имею ввиду злободневной политики. Так же и фальшивых лозунгов. Пафосного патриотизма. Открытой вульгарной эротики. Мата  и ругани. Дни уйдут. Пафос выветрится. Патриотизм изменится. Секс отойдёт на второй план. События забудутся. Читать стих станет не интересно. Если, всё же, политические злободневные факты присутствуют, то это уже не поэзия, а зарифмованная публицистика. Или бездарность. Если мне кто-то скажет, что Маяковский был великий поэт, я обижусь. Он поэтом никогда не был. Сегодня бы Владимир Маяковский делал большие деньги, занимаясь ПР и рекламой. Кстати, он был не один. Даже Мандельштам написал оду Сталину. Но его можно простить. Он жизнь свою хотел спасти. Я, конечно, тут немного утрирую, но в принципе думаю, что прав.

Дабы, не быть скучным, я вам приведу пример хорошей поэзии. Вот этот текст.

«И Нежность присела на край одеяла

Нежность присела на край одеяла,
Тихо задумавшись, долго мечтала,
Кофе дурман ароматный пришел,
Нежность нигде он теперь не нашёл.

Долго искал, во все щели пролез,
После пропал и остался стакан.
Нежность по крыше тихонько скользила,
Кофе не любит, лишь запах не сильный.

Спрыгнув в кусты, заскочила домой,
Лишь послевкусия запах родной,
Нежно свернувшись уснула опять,
Очень не хочется рано вставать.»
         
Прочитав этот стих, он написал письмо...

«Истинное удовольствие читать ваши стихи и возвращаясь каждый раз на главную страницу, любоваться и удивляться фотографии элегантной женщины, смотрящей на тебя с удивлением и вопросом: «а что он здесь делает?». Это какая-то актриса? Не так ли? С уважением ваш поклонник и ценитель...»

И получил следующий ответ:

«...благодарю за внимание к моему творчеству.  Всегда рада Вам!

Портрет сделала моя подруга - очень талантливый фотограф....»

На это он ответил:

«Не за что. Так это вы? Чудесно. Вы должны прочесть все мои стихи. Их всего миллион с половиной по счету. Пожалуйста...»

Вот этот стих и эта переписка и есть истинная поэзия. Если вы поняли, что я имею ввиду, то у вас есть шанс научиться писать хорошие стихи. Эти строчки романтичны, умны и по настоящему настоящие.

Теперь о поэтических образах, метафорах, ритме и рифме.

Поэтический образ обязательный ингредиент любого художественного  произведения. В поэзии он абсолютно необходим. Поэзия без образов называется рифмоплетством. Но что же это такое поэтический образ и чем он отличается от метафоры? Поэтический образ это преломление в хрусталике вашего творчества осознание реальности. Она должна быть в словах вами выплюнутых с кровью на белый лист бумаги или планшет. «Слова выплюнутые на белый лист бумаги» и есть поэтический образ. Метафора, в свою очередь, лишь упрощенная версия поэтического образа. Например, «уснувшие осины» или «седой водопад». Без метафор жить нельзя. Они как Виагра. И употреблять их надо осторожно. С образами легче. Но не совсем. Потому что они должны быть правдоподобными. Реальными. С корнями в присущих им качествах. И в то же время, не на что, не похожие... Неожиданные и понятные. Нехорошо написать «свирепые осины молились небесам», но можно и нужно написать «сутулые осины молились в поднебесье».  Осины не могут быть свирепыми. Они, конечно, могут освирепеть на  момент или два , но, не во время же молитвы… То же самое можно сказать и о метафорах.  Это трудно. И нужен талант чувствовать. Но с другой стороны, делать поэзию без таланта невозможно. Слова, которыми поэт оперирует,
должны быть острые и точные, сладкие как конфеты и горькие как чёрный шоколад. Слова в поэзии это всё. Они атомы и элементарные частицы поэтической материи. Без них  материя не могла бы состоятся. Но для поэтического микро космоса недостаточно материи. Нужны ещё, слабые и сильные взаимоотношения. Ну как  в ядерной физике и физике элементарных частиц, где  сильное взаимодействие отвечает за структурную целостность атомных ядер, а слабое, относится к взаимодействию между субатомными частицами. В поэзии такие взаимоотношения называются Ритм и Рифма.

Сначала о рифме. Рифма является относительно новым явлением. Во всяком случае, внешняя рифма. Та, которая всем открыта и понятна. Та, которая, подобна грубой  нитке, которой зашивают мешки. Очень многие национальные поэзии такой рифмой не пользуются. Но все, обязательно, заключают в себе внутреннюю, нежную рифму. Рифму, которая не выпячивает свои телеса наружу, а прячется среди нежного щёлка вечерних одежд. И она, такая рифма, должна плавно и постепенно сливаться и тонуть в ритме. А ритм это и есть сильная сила в поэзии. Без ритма слова не имеют значения. Они мёртвые памятники словесности. Ритм это пульс и дыхание настоящих стихов. Ведь стих он же есть музыка. И мелодия. И гармония. Музыка и поэзия - они, по меньшей мере, кузины. И возникли вместе,  в заклинаниях шаманов и в молитвенных обрядах нового времени. Они помогают окунуться в состояние транса, экстази. Подняться и повиснуть над пресными плоскостями бытовой реальности. Поэтому не может человек, не чувствующий музыку, быть поэтом. Даже, если он обладает абсолютным музыкальным  слухом. Я не музыкант, но думаю, что, то же самое относится и к настоящим музыкантам. Обратите внимание. Когда люди по-настоящему молятся, то  немного качаются. Особенно это можно увидеть в ортодоксальной синагоге или среди примитивных племён бушменов. Да оно и понятно. Поэзия это молитва, а молитва нуждается в движение и ритме, для того, чтобы законнектиться и  соединиться с чем-то высоким и непонятным. Тем, что в сущности, и является Богом. Иррациональностью и суперлативным началом всего, что поэт и его читатель должны почувствовать на внутреннем, подсознательном уровне.

Поэтические произведения могут различаться и по форме, и по содержанию. Есть сонеты и верлибры, стихи с белой рифмой и полностью белые стихи. Есть оды, канцоны, рондо, баллады, рубаи, хокку, танка… в конце концов - басни. Стихи в прозе или проза в стихах. И так далее и тому подобное. Это всё придумано людьми, которые были возле поэзии. Поэтам же пришлось подчиниться законам и условностям. Поэт от Бога, о форме, размере, схеме не помнит. Они ему ни к чему. Ведь суть и красота поэзии заключается не в размере стиха или его формальной структуре, а в точном понимание скрытого смысла человеческих чувств, динамики и изюминках жизни. Желания и потенции автора в совокупление с эмоциями и пониманием читателя и есть квинтэссенция поэтического творчества. Для танго нужно двое. Мужчина и женщина. Душа и тело. Мысль и её проявление в физическом реальности. Поэтому, когда вы пишите стихи, пишите их для людей. Они вас, конечно, не поймут. Но вам то что… Ведь без их присутствия, вы, как поэт не состоитесь.



7.26.21. 


Рецензии
Эли! Потрясающее по своей сути эссе...спасибо тебе🙏
С теплом Нат
P. S. Береги себя

Наталия Романовская-Степ   27.07.2021 07:35     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.

Завершается прием произведений на конкурс «Георгиевская лента» за 2021-2025 год. Рукописи принимаются до 24 февраля, итоги будут подведены ко Дню Великой Победы, объявление победителей состоится 7 мая в ЦДЛ. Информация о конкурсе – на сайте georglenta.ru Представить произведения на конкурс →