Нарисуй свой дом проза и фото

Мои публикации в газетах
Лидия Ивановна Невская

Публикация в газете
 «Волжские вести»  www.vvesti.net
14 марта 2017 года
№ 18 (22714)
стр 6 ЛИТЕРАТУРА г.Сызрань

   Об авторе
   Сызранская писательница Лидия Невская выпустила в самарском издательстве «Русское эхо» книгу «Шанхайчик».
  Этот сборник рассказов завершает трилогию о детстве автора.
Первые два - «Лидочка» т «Дети бараков» - нашли широкий отклик у читателей Сызрани. Будем надеяться, что и новая книга, один из рассказов которой мы публикуем сегодня, понравится любителям литературы.

Нарисуй свой дом, первоклассник!

Лидия Невская
   
  1959 год. «Шаххай» - это район бараков в небольшом городке на Волге. В простонародье - «Шанхай», потому что он густо населён.
 В каждом бараке по двадцать семей на один длинный коридор. Больше всего здесь детей, до шестидесяти человек на один длинный дом, состоящий из маленьких каморок.

   В это утро дети собираются в школу. Она тоже состоит из бараков. Их два. Они первые встречают любого входящего в район бараков, потому что стоят  у калитки в железном заборе, ведущей сюда. Этот человеческий муравейник строился не в высоту, а в ширину и длину. Он распластался по ровной возвышенности за маленькой речкой Крымзой сразу за очистительной станцией, за оврагом.
   Эту местность в официальных кругах называют раойномо Заусиновского оврага.
    Почему Заусиновского оврага? Непонятно.  Река Уса протекает далеко от этих мест. Овраг есть. А Усы нет. Вот название «Шанхай» подходит. Людей здесь живёт очень много, в основном — рабочих завода, эвакуированного во время войны из Людинова. Даже улица, на которой стоит барак номер десять, называется Людиновской. А детей в этих домах чуть ли не больше, чем во всём городе.
   
    Два барака упираются друг в друга, будто целуются. В левом — основная школа. Здесь кабинет директора, учительская и учатся младшие классы. Второй барак — для старшеклассников. Они очень гордятся этим. Чем? Своей независимостью! Пусть и мнимой, зрительной, но всё-таки.
   Туалет в школе общий. И стоит он на улице. Туалетные домики — это особые здания. Их аккуратно построили ещё пленные немцы. Туалеты стоят посередине всего района, на равном расстоянии друг от друга, строго по одной линии. Они выше самих бараков и стоят, словно насмехаясь над суетной жизнью здешних обитателей.
   
     Перед школьным туалетом вся площадь в цветах. Первое сентября — самый большой праздник бараков. Весь район собирается возле школы. Белые фартучки, такие же атласные ленточки в косах у первоклашек. Огромные букеты георгинов. Удивительные это цветы. Для школьников Советского Союза георгины — символ первого сентября.

   Лида, утопая в цветах, стоит не дыша. Сегодня она — первоклашка. Её посадят за школьную парту на много-много лет.
Дорогие ребята, а теперь все строем, взявшись за руки, входим в родную школу! - прокричала учительница.
 
  Школа-барак внутри оказалась очень похожа на дом-барак. Такой же длинный коридор, и по обе стороны — двери в классы.

   Маленькие коричневые парты с потайным шкафчиком. На парте есть ямка для чернильницы. Когда садишься, надо поднимать крышку, а потом опустить её. Получается, что ты закрылась в своём мирке, называемом личной партой.
   
    Парта на двоих, поэтому рядом с Лидой оказался мальчик Миша Елисеев. «Мы подружимся», - думает девочка.

Сегодня у нас первым уроком будет рисование, - говорит учительница. - Достаньте свои альбомы и карандаши.
  По классу раздаётся шум поднимаемых крышек парт, шелест альбомных страниц и перестук карандашей в коробках и пеналах.
Тема урока очень простая - «Нарисуй свой дом», - ласково произносит учительница, обходя парты и проверяя, у каждого ли есть всё необходимое для выполнения этого задания.

   Дети замолчали. Слышится только царапание карандашей по альбомным листам.
У нас нет своего дома, - шепчет Лиде соседка с задней парты Таня Лазарева, - что делать?
Нарисуй мой дом, - советует Лида.
Хорошо! - соглашается Таня и рисует длинный прямоугольник с большими окошками по всему бараку.

  Любовь Михайловна собрала альбомы для проверки. После окончания уроков она решила посмотреть рисунки детей и ахнула. Столько бараков она не видела даже в самом барачном районе. Все нарисовали их длинными, низкими, больше похожими на червей. Сорок учеников и сорок бараков. На самом деле их гораздо меньше.

   «Если на один барак по шестьдесят детей приходится, сколько же на рисунках мы их должны ожидать?» - подумала учительница и поставила пятёрку под рисунком Лиды.


Рецензии