Тревожный колокольчик
Я прочла о нём: "субстанция из углеродных нанотрубок. Является одним из самых чёрных из известных веществ. Поглощает 99,965 % падающего на него излучения видимого света". Интересна реакция человеческого глаза на Vantablack: благодаря почти полному отсутствию отражённого света, человек воспринимает это не как некий очень чёрный предмет, а как ничто, как провал в бездну, в чёрную дыру.
Так и Юлия часто вглядывалась в пустоту, осуществив переход от возвышенности к глобализации мышления, в котором грань между жизнью и смертью постепенно размывалась, и ей легко стало сделать шаг за грань жизни...
В моей душе звенит тревожный колокольчик. Я выхожу и говорю о том, что молодёжь не боится смерти, не боится шагнуть в её объятия ради красивого селфи, красного словца, как важно: на чём и на ком сфокусирован их взгляд. Читаю своё стихотворение, написанное незадолго до знакомства с творчеством Матониной.
http://stihi.ru/2021/05/25/2777
Задаю вопросы ведущим: какие признаки в буднях и стихах - метки смерти-должны насторожить друзей, близких, читателей, чтобы забить тревогу, протянуть руку помощи, молиться, пока не поздно?!
Там на вечере я приобрела ещё две книги: первая-книга стихов Михаила Фельдмана "Ещё одно имя Бога". Михаил погиб в 37 - страшная авария на железной дороге, поезд сошёл с рельсов... дальше цитирую предисловие:"После гибели Фельдмана родные обнаружили в его письменном столе стихи; в 1990-м году издали за свой счёт единственный сборник "Миновало". Сборник оказался не услышанным. Была более востребована другая поэзия -социальная, ироничная, с раскованной игрой метафор. Аскетичная, намеренно отстраненная от всего "остро-социального" , лирика Фельдмана не вписывалась в это...верлибры были слишком непривычны... Сегодня, когда настало время "тихой поэзии"- её предельно приглушенного звучания в условиях медийного "шума"- возможно, самое время прочесть Михаила Фельдмана заново. Медленно и вдумчиво, слова и паузы - на что собственно эти стихи и были рассчитаны.
Одни стихи монументальны
как скалы
из которых делают
памятники и обелиски
Другие -
похожи на букет
цветов невзрачных
неизвестный прохожий
положил их к подножию
обелиска"
Ещё одно имя Богу- что может лучше быть в судьбе поэта, которого прочтут и почтут в своё время...
Второй поэт Алексей Сомов, сборник стихов и эссе "Грубей и небесней" . Привожу строки из предисловия: " чуть более чем за 10 лет творческой биографии прошёл весьма сложный путь- от полного принятия мира до его полного отрицания, от боголюбия до богоборчества ...умер Алексей Сомов в возрасте 37 лет - по словам Александра Коромыслова "буквально "загнав" себя"
...причина смерти не установлена...
Алексей получил очень качественное образование, писательский талант замечен и оценён при жизни... что послужило катализатором перемен -возможно дело в опыте ранних утрат (родители, друг в Чечне, пятилетний сын), возможно пристрастие к алкоголю, возможно окружение.
Была в Алексее Сомове какая-то неуравновешенность, грубость, даже жестокость, которую многие отмечали. Это проявлялось на уровне бытового поведения. И неудивительно, что внутренняя деструктивная энергия, трансформируясь в творческую, становилась импульсом для создания тёмных, страшных стихотворений, иногда вызывающих чувство физического отвращения: и мир, и человеческое тело, и традиционные (культурные и религиозные) представления в них выворачивается наизнанку. Рождество происходит в аду, "ангел родной земли" "черен одутловат и страшен" ,"Зло кувыркается с Добром", человек оказывается актером кино в жанре снаффа: весь Сомовский мир насквозь пропах смертью, на всём - следы умирания, всё уже давно произошло... Мир, репрезентированный поэтом в стихотворениях 2007 и 2011 годов находятся на грани распада. Понимание бытия как гармонии сменяется пониманием эпохи как ада, в котором звучит адская музыка- музыка хаоса смерти и разрушения... в его стихах речь не идет о высоком предназначении художника и поэта - апротив актуализируется мысль о его ничтожности, ненужности.
Поэт Сомова, беззащитный перед жестокостью времени, убитый эпохой, тем не менее оказывается её голосом...
По мысли Сомова, эпоха всеобщего потребления, полное обесценивание духовных начал - не трагическая перспектива российского общества, а его жестокая реальность. Поэт говорит на " грязном языке" эпохи, и в этом смысле он равен ей...
Истоки такого мировоззрения...Сомов, как поэт сформировался в девяностые слушал "Нирвану", " Наутилус Помпилиус", Янку Дягилеву, Егора Летова. В эссе "Из ада в ад", посвящённом последнему, Алексей Сомов писал: " опыт Летова- опыт трансцендентального путешествия из ада внешнего, повседневного, кухонного огосударствленного в разноцветные глубины личного ада" и далее резюмировал: " В конце концов, это не страшнее, чем жизнь". Опыт Сомова противоположный: из ада внутреннего во внешний кромешный мир." Составители сборника предлагают прочесть его творчество в обратном порядке: от грубого до небесного, от безысходного -до жизнеутверждающего, от злобы - до принятия, от "рождества в аду" до той самой страницы, где смерть почила в бозе и живы - все ". Тогда действительно возникает ощущение прибывающего света".
Но я трижды подумаю, помолясь, стоит ли читать даже ради поиска тех "реперных точек" на его лестнице в пропасть...выражаю благодарность исследователям его творчества за их нелегкий и опасный труд - пусть опосредованно, чужими глазами, но гляделись в бездны, пропускали через себя и грязь речи, и грязь мыслеобразов, - молюсь о них и призываю читателей молиться, чтобы Господь дал силу и помазание очищения, чтобы не было профессионального выгорания...
Два поэта, две судьбы, оборвавшихся на цифре 37..." конец красен" - говорят в народе. Слово Божье говорит о важности пронести Веру до конца. Сгореть в рукотворном аду можно за несколько лет... мы читаем стихи поэтов разных ...Пусть в наших душах звучит тревожный колокольчик , когда на наших глазах поэт начинает вглядываться во тьму, начинает путь нисхождения в глубины собственного ада. Дай Боже видеть признаки душевных болезней, духовной слепоты и протягивать руку помощи тем, кто ещё готов за неё держаться...25.07.2021
Свидетельство о публикации №121072502334